Сегодня: 30.09.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Логопеду


Семинар-практикум для логопедов "Дисграфические ошибки, обусловленные несформированностью фонематического анализа у младших школьников"

СКАЧАТЬ (95.0 Kb) 31.01.2013, 09:06
Сульдина Ольга Викторовна
учитель-логопед, МБОУ "Начальная общеобразовательная школа №14"
Семинар-практикум для логопедов дошкольных учреждений.
Тема: Устранение дисграфических ошибок, обусловленных несформированностью фонематического анализа у младших школьников.

Цель: Создание условий для подготовки к проектированию различных моделей занятия с использованием материала, предложенного в опыте работы.
План:
1. Теоретический аспект проблемы. Основные направления логопедической работы по развитию фонематического анализа. Использование практического материала для достижения целей по каждому направлению работы.
2. Самостоятельная работа слушателей в группах по разработке собственных моделей фрагментов занятий, исходя из предложенных тем.
3. Обсуждение разработанных слушателями моделей фрагментов занятий.
4. Совместная деятельность учителя-логопеда и слушателей.
5. Подведение итога.

Ход.
1) Ознакомление слушателей с планом проведения мероприятия.
2) Освещение теоретического аспекта проблемы, над которой работает докладчик , ее актуальности.
Начнем с того, что основной задачей начального периода школьного обучения детей является овладение письмом.
Известно, что для успешного овладения письменной речью существенное значение имеет степень сформированности фонетико-фонематической стороны речи (звукопроизношение, слуховая дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез), лексико-грамматического строя речи и достаточное развитие неречевых процессов (пространственные представления, зрительный гнозис, мнезис; анализ и синтез).
Недостаточное развитие (или несформированность) перечисленных компонентов языковой системы находит более или менее отчетливое выражение в письме, что проявляется в так называемых хронических ошибках, которые свидетельствуют о специфическом нарушении письма-дисграфии.
Напомним, что согласно современной классификации выделяют следующие виды дисграфии: артикуляторно-акустическая дисграфия; акустическая дисграфия; аграмматическая дисграфия; оптическая (оптико-моторная) дисграфия; дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Работая с детьми с задержкой психического развития отметим, что для письма этой категории учащихся характерны все типы специфических ошибок, имеющих место при том или ином виде дисграфии. Причем проявление этих ошибок происходит в большей или меньшей степени. (Демонстрация диаграммы «Соотношение специфических ошибок письма»).

Посмотрев на диаграмму можно увидеть, что лидирующее место в процентном соотношении (30%) занимают ошибки, связанные с несформированностью фонематического и слогового анализа и синтеза.
К ним относятся:
пропуски гласных (например: солн шко, зайк ),
пропуски согласных при их стечении (например: тение, тол),
добавление букв (например: весная, истребеляют),
переставление букв (например: пакет-капет, кукла-кулка),
пропуск слогов (например: муравейник-мувейник, вредителей-вредилей),
перестановка и добавление слогов (например: мухомор-хамумор).
Наличие таких ошибок свидетельствует о том, что ребенок, не имеющий отчетливого представления о звуковом составе слова, записывает его наугад, улавливая лишь те составляющие его звуки, которые ему казались наиболее «яркими». Единственный путь преодоления такого вида ошибок - это развитие у детей функции звукового анализа слов (фонематического).
Фонематический анализ может быть простым и сложным.
Простой формой фонематического анализа является выделение (узнавание) звука на фоне слова; вычленение первого и последнего звука из слова, определение места (начало, середина, конец) в слове. К сложной форме фонематического анализа относится: определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Иными словами речь идет о количественном фонематическом анализе. Напомню, что при качественном фонематическом анализе добавляются акустические характеристики каждого звука.
Прежде, чем приступить к работе по развитию функций фонематического анализа (а может быть и формированию), нужно провести диагностику, результаты которой помогут выявить уровень сформированности данной функции у каждого ученика, с целью дальнейшего планирования работы. В своей работе мы используем ряд заданий, которые позволяют определить какими формами фонематического анализа (простыми или сложными) владеет ученик. Эти сведения являются отправной точкой при планировании индивидуальных занятий и занятий в группе (по необходимости к учащемуся осуществляется индивидуальный подход).
(Слушателям предъявляются задания для исследования фонематического анализа).
Исследование состояния простых и сложных форм фонематического анализа.
1.1. Выделение звука на фоне слова.
Задания:
- Определить, есть ли звук М в словах: море, рама, радуга, дом, машина, кошка, комната, сапоги.
- Определить есть ли звук Ч в словах: чулок, горка, качели, дрова, бочка, стул, куртка, крючок.
1.2. Выделение первого звука из слова.
Задание:
- Назвать первый звук в словах: астра, иней, муха, кран, банка, обруч, дрозд.
1.3. Выделение последнего звука из слова.
Задание:
- Назвать последний звук в словах: мак, карандаш, дом, пальто, танк, огурец, кровать, радуга.
1.4. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.
Задание:
- Определить где слышится звук Л в словах: ложка, полка, слон, стул, пенал, лампа, халат, волк.
1.5. Определение количества звуков в словах.
Задание:
- Определить сколько звуков в словах: каша, мост, радуга, шапка, крошка, палатка, диктант.
1.6. Определение места звука по отношению к другим звукам слова.
Задания (позиционный анализ):
- Определить какой по счету звук Р в словах: рыба, сыр, сарафан, трава, шорты, фартук, матрац, астра.
- Назвать соседей звука С в словах (какой звук слышится перед, после звука С в словах?): усы, лиса, маска, хвост, стол, кусты, краска, посуда.

3) Изложение докладчиком основных направлений работы по развитию функций фонематического анализа.
Работу по развитию функций фонематического анализа начинаем практически с первых занятий, когда дети знакомятся с понятиями «звук», «буква». Здесь особое внимание уделяем звуку, т.к., если букву можно создать своей рукой - написать, вырезать, вылепить, сконструировать из элементов и т.п. (т.е. включить наглядно-действенное мышление), то звук более абстрактен и не подкреплен такой сильной чувственной основой. Поэтому на этапе выделения и узнавания звука на фоне слова (простая форма фонематического анализа), ученики определяют акустическую и артикуляционную характеристики звука. Речевой материал для выделения изучаемого звука подбираем таким образом, чтобы в словах он находился в позиции, наиболее благополучной для его выделения и наблюдения. Для гласных такой позицией является начало слова под ударением, а для согласных – когда они стоят в конце (исключение составляют звонкие звуки) или в начале слова перед согласным (например: нос, скамейка). Далее с детьми отрабатывается умение выделять звук (гласный или согласный) из любого положения в слове. Здесь рекомендуем такие задания:
- поднять руку или предмет (фишка, флажок, картинка-символ, буква и т.п.) на заданный звук;
- определить заданный звук в названиях картинок, отобрать, а позднее назвать картинки, в названии которых имеется соответствующий звук;
- найти предметы на сюжетные картинки, в названии которых есть заданный звук;
- записать букву, если слышится в слове соответствующий звук (типа графического диктанта).
Картинный материал можно использовать с изображением предметов, относящихся к определенной тематической группе (овощи, фрукты, цветы, игрушки, животные, птицы и т.п.) и соответственно включать вышеизложенное в сюжетно-ролевую игру (например: «магазин», «день рождения», «зоопарк», «цирк» и т.д.). На этапе главное условие эффективной коррекционной работы – интонирование звука. После того, как дети научились безошибочно определять наличие гласного и согласного звуков вначале, в середине, в конце слова переходим к формированию следующего действия: определение в слове первого и последнего звука, определение места звука в слове. При формировании этого действия используем задания, задачами которых будут: определить на слух звук в словах (первый, последний); отобрать картинки, названия которых содержат заданный звук в начале или конце; найти букву в разрезной азбуке, соответствующую первому или последнему звуку в слове. Реализацию этих задач осуществляем через разнообразные задания, например: отгадывание загадок (работа со словом-отгадкой) и игры: «лото» (ученику необходимо закрыть картинку той буквой, которой обозначается первый или последний звук в названии предметной картинки), «логопедическое домино», «светофор» (определение места звука в слове). Сделаем акцент, что при формировании простых форм фонематического анализа, работу проводим в трех вариантах, каждый из которых усложняется по отношению к предыдущему: на слух (слово произносит логопед); после произнесения слова ребенком; на основе слухопроизносительных представлений (например: подобрать картинку по заданной инструкции).
В качестве диагностического задания, позволяющего переходить к формированию следующего действия, предлагаем учащимся такое, как: подобрать слово с заданным звуком в разных позициях. Его успешное выполнение свидетельствует об овладении учениками простыми формами фонематического анализа.
Работу по формированию функций сложного фонематического анализа первоначально ведем с опорой на вспомогательные средства (звуковые линейки, фишки, графические схемы). Далее формируем действие фонематического анализа в речевом плане (с использованием картинки и без нее). Здесь используем такие задания:
- отобрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков (или разложить под цифрами 3,4,5);
- тоже самое, но используя сюжетную картинку;
- назвать картинку, в названии которой после звука л слышится звук к (например: полка);
- подобрать к записанному на доске слову (например: сумка) слова, начинающиеся на каждый звук этого слова и записать их;
- преобразование слов (добавить звук в начале, в конце слова, изменить один звук слова по типу игры «цепочка»);
- ребусы;
- слово-загадка (м….).
Последним шагом является формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети учатся определять количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Т.е. отбор картинок осуществляется без ее названия. Задания:
- подобрать слово к определенной схеме;
- кубик (на гранях кубика определенное количество точек);
- кроссворды;
- игры: «умные часы», «пирамида» и т.п.
Таким образом, показателем сформированности функции фонематического анализа является умение анализировать звуковой состав слова по представлению без опоры на проговаривание.
Отметим, что задания и упражнения по формированию, развитию, закреплению функций фонематического анализа мы включаем в каждое занятие, начиная с первого класса и продолжая в последующих при прохождении различных тем. Сейчас с вами мы попробуем смоделировать фрагменты занятий по предложенным темам.
4) Совместная деятельность докладчика и слушателей.
а) Самостоятельная работа слушателей по разработке собственных моделей фрагментов занятий.
Слушателям предлагается сформировать группы по цветовому знаку. Для этого каждый получает фишку какого-либо цвета (красная, зеленая, синяя, желтая, голубая, фиолетовая, оранжевая). Разделившись таким образом по группам слушатели, приступают к моделированию фрагмента занятия, целью которого является развитие, формирование или закрепление функций фонематического анализа.
Темы занятий:
1. «Звук О».
2. «Звук Л» (этап: автоматизация в слогах, словах).
3. «Звук и буква С».
4. «Дифференциация звуков Ж-Ш и букв их обозначающих».
5. «Буквы О, А. Дифференциация в словах».

б) Обсуждение моделей фрагментов занятий исходя из предложенной темы.
в) Демонстрация докладчиком приемов работы на примере одного слова. Слушателям предлагается отгадать загадку, и выполнить со словом-отгадкой ряд заданий.
Загадка: Разноцветные ворота на лугу построил кто-то.
Но пройти в них нелегко – те ворота высоко!
Постарался мастер тот, взял он красок для ворот,
Не одну, не две, не три – целых семь, ты посмотри!
Как ворота эти звать? Можешь их нарисовать? (Радуга)
Слушателям предлагается сделать радугу, используя цветные фишки, которые есть у каждой группы. Чтобы не ошибиться в последовательности цветового спектра в радуге, логопедам нужно выделить первый звук в словах следующего предложения: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. И затем разместить фишки в соответствующих полосах радуги.
Задания со словом «радуга» (по формированию простых и сложных форм фонематического анализа):
- определите наличие звука С в слове;
- назовите первый и последний звук в слове, произнесите его дольше других;
- определите место звука, при произнесении которого губы вытягиваются в трубочку, определите, какой он по счету, назовите его соседей;
- определите и запишите графически количество звуков в слове, обозначьте звуки соответствующими буквами;
- подберите на каждый звук (букву) слова радуга слово, состоящее из пяти звуков;
- составьте из звуков (букв) слова радуга новые слова.
Последнее задание позволит выявить сформированность звукового синтеза, а значит сказать о владении учеником навыком фонематического анализа.
5) Итог. Дискуссия по результатам совместной деятельности.


Категория: Логопеду | Добавил: Сульдина
Просмотров: 2051 | Загрузок: 246 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Очень актуальная тема семинара. 
Недостаточное развитие  перечисленных компонентов языковой системы  проявляется в так называемых хронических ошибках, которые свидетельствуют о специфическом нарушении письма - дисграфии. И именно в дошкольном возрасте следует проводить углубленную работу формированию фонетико-фонематической стороны речи, чтобы избежать проблем в начальной школе.

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 30.09.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог