Тема занятия: Деревья и кустарники весной
Задачи:
• развитие силы и продолжительности выдоха;
• развитие слухового внимания и памяти, логического невербального мышления;
• развитие пальчиковой моторики и координации общих движений;
• развитие лексической и грамматической стороны речи;
• воспитание любви к окружающей природе, навыков самоконтроля.
Оборудование: лесные часы с изображением всех времен года, картинки деревьев и кустарников, цветы для поддувания, листья разного цвета, стихотворный материал.
Ход занятия
1. Оргмомент
Логопед и дети приветствуют друг друга шепотом.
– Ребята, сегодня мы с вами будем говорить тихо, тихо – шепотом, потому что в нашей комнате с этого момента начнут происходить разные чудеса.
2. Развитие логического мышления, временных представлений
- Попробуйте отгадать, кто эти чудеса принес с собой.
1) Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна
Зовут меня… (весна)
2) Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (весной)
- Да, это весна. Значит мы стрелку на наших лесных часах поставим на весну. А кто мне назовет весенние месяцы? (март, апрель, май)
3. Развитие продолжительности выдоха
- В нашей последней загадке оживал лужок весной. Пусть оживет и наш с вами лужок. (Дети встают в круг)
- Самые первые цветы появляются именно весной. Возьмите каждый по цветочку и сдуйте их на луг. Плечи не поднимаем, щечки не надуваем.
4. Психогимнастика. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением
- Вот какая красивая полянка стала. Посмотрите внимательно, что недалеко от полянки растет? (Деревья и кустарники)
- Посадили люди осенью саженцы, маленькие, хрупкие. Дули на их цветочки ветра холодные, поливали их дожди сильные. Когда наступила зима, деревца и кустики уснули, так как по их стволам перестал двигаться сок. Отдыхали они три долгих месяца – декабрь, январь, февраль. Но вот наступила весна, выглянуло солнышко, саженцы расправили свои веточки и потянулись к солнцу. Деревца выросли высокие, а кустарники остались низкие, но их веточки вытянулись и окрепли.
5. Развитие лексической стороны речи (антонимия)
- Давайте скажем, чем отличаются деревья от кустарников.
высокие – низкие
один ствол – много стволов
ветви толстые – ветки тонкие
кора толстая – кора тонкая
6. Развитие сенсомоторики, психомоторики
- Ребята, как вы думаете – листочки крупнее у дерева или у кустарника? Выберите листья, в которые оденутся деревья и кустарники.
(Дети прикрепляют листья к дереву и кустарнику, оставляя желтые и красные листья)
7. Развитие математических представлений (согласование существительного с числительным)
- Теперь давайте посчитаем, сколько у нас листьев на дереве, а сколько на кустарнике. (Дети считают хором)
8. Развитие логического мышления, слухового внимания и памяти
- Вы многое узнали об особенностях деревьев и кустарников. И чтобы проверить ваши знания сыграем в игру, хорошо всем известную. Она называется «Четвертый лишний», только не забываем, что говорить надо шепотом.
Дуб, береза, тополь, шиповник;
Клен, сосна, крыжовник, ива;
Ясень, смородина, крыжовник, малина,
Малина, верба, шиповник, береза;
Ель, липа, яблоня, смородина.
- Вот теперь я вижу, что вы поняли, чем отличается дерево от кустарника и что происходит с ними весной.
9. Развитие общей моторики
- Ой, кажется, над нашей полянкой появилось облако. Что оно нам принесло, отгадайте?
Меня часто зовут,
Дожидаются.
А приду – от меня укрываются. (дождик)
- Мы боимся дождя? (Нет) Тогда повторяйте за мной!
Дождик, дождик, дождик лей!
(Прыжки на месте)
Нам с тобою веселей
(Хлопаем в ладоши)
И под дождичком – дождем
В нашу группу мы придем!
(Маршируют на месте)
Не боимся сырости,
Только лучше вырасти!
(Встаем на носочки)
10. Итог занятия
- Молодцы, ребята! Славно мы с вами поиграли, много чудес увидели!
|