Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: Путешествие в мир цветов.
Цель: обучение составлению описательного рассказа.
Задачи: Образовательные: – развивать навыки словообразования; – развивать навыки связной речи.
Коррекционные: – учить координировать речь с движениями; – развивать фонематическое восприятие; – развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру; – развивать общую и мелкую моторику.
Развивающие: – расширять и активизировать глагольный словарь; – развивать самоконтроль за речью.
Воспитательные: – воспитывать бережное отношение к природе; – воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: мультимедийная установка (презентация), магнитная доска и магниты, маркер, «лужа» - из синей ткани, картинки в форме дождевой капли с отверстием для шнурка с изображенными на них различными эмоциональными состояниями, картинки для составления плана рассказа.
Перечень, формируемых универсальных учебных действий:
Личностные: – развитие интереса к предстоящей деятельности, формирование мотивации; – проявление инициативы, самостоятельности; – выполнение действий по словесной инструкции; – формирование умения работать по правилу и по образцу; – формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Регулятивные: – выполнение действий схематизации и моделирования; – самооценка собственной деятельности. Познавательные: – способность и умение производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. Коммуникативные: – вести диалог в соответствии с требованиями речевого этикета; – составлять описательный рассказ.
Организационный момент: – Ребята, как настроение? Сегодня утром вы здоровались друг с другом? Как? – Привет! Салют! – Ребята, а как можно поздороваться со взрослыми людьми? – Доброе утро! Здравствуйте! Приветствую Вас!
Мотивационно-ориентировочный этап:
– Ребята, сегодня к нам в гости прилетел инопланетянин. И он даже не знает, как с нами поздороваться. Представляете? Он не знает ничего о нашей планете. Не знает, какие растения (цветы) есть на нашей планете. Просит нас помочь ему разобраться. Поможем? – Конечно.
Поисковый этап:
– Ребята, чтобы понятно рассказать нашему гостю о цветах, что мы должны сделать? – Узнать, где растут цветы и как они устроены. –А как же нам все успеть? – Разделиться на команды и составить план. – Отличная идея. Можно рассказать нашему гостю о цветах, которые цветут в полях, в садах и комнатах. – А с чего мы начнем? – С путешествия в мир цветов. – Хорошо, не забудьте, что цветы, которые растут в разных местах и называются по-разному. – Ребята, а как они называются? – Полевые, садовые и комнатные. –Ребята, мы находимся в комнате. –Значит здесь комнатные цветы. (Логопед предлагает рассмотреть комнатные растения) – А теперь настала пора отправиться полюбоваться садовыми цветами. (мультимедийная презентация) ¬– Розы, гладиолусы, тюльпаны. – А какой аромат!!! Как приятно подышать этим чудесным запахом. (Дыхательная гимнастика) –А теперь прогуляемся по полю. (Пальчиковая гимнастика) –Ромашки, маки. – Ребята, что же необходимо цветам для жизни? –Земля, солнечный свет, воздух и вода. –Вода… Что это за шум? Кажется, это гром! (Слышится шум дождя) – Это дождь! (Логопед разбрасывает капельки дождя, на которых изображены различные эмоциональные состояния: радость, грусть, безразличие, испуг, злость, удивление, восхищение) –Дождь! Открывайте зонтики, чтоб не промокнуть. Вот и закончился дождь. Но капельки все равно попали на вас. Что же на них изображено? (Дети называют эмоции.)
– Давайте произнесем предложение с различными эмоциями. Например: Закончился теплый летний дождь, скажем злобно, весело и т.д. (Дети произносят и закрывают воображаемый зонтик) – Здорово у вас получилось! – И, конечно, после дождя остались …? – Лужи. – Да, смотрите, какая большая лужа. Ее сможет перепрыгнуть тот, кто ответит на вопрос. Цветы что делают? (Дети отвечают и перепрыгивают) –Ребята, смотрите, опять веселое солнышко ярко светит, и отражается в луже. Давайте, подойдем ближе и посмотрим. Здесь можно увидеть и отражение не только солнца, но и цветов. Дети и логопед смотрят на картинки. – Посмотрим внимательно и скажем цветы какие? (Красивые, нежные, ароматные, благоухающие, летние и т.д.)
Рефлексивно-оценочный этап:
– Ребята, много мы сегодня сказали о цветах. И многое узнали. Давайте вспомним все, что мы сегодня говорили: и слова-признаки, и слова-действия. Составим красивый рассказ. А что нам в этом поможет? – План. –Конечно, давайте посмотрим, что нам пригодится для составления плана. (Логопед предлагает детям всех команд графические изображения для плана). – Вы составите красивый рассказ о цветах, тогда инопланетянин будет чаще навещать нас. Мы будем дружить. Одна команда расскажет о полевых цветах, другая – о садовых, третья – о комнатных. (Каждая команда составляет рассказ). – Вы уже немного устали, вы очень старались, чтобы подробно рассказать нашему гостю о цветах. Посидим на полянке, отдохнем и посмотрим, что приготовил для нас инопланетянин. (Демонстрация видеоролика о том, как распускаются цветы) –Ребята, как вы думаете, что это значит? –Это значит, что инопланетянину понравились наши рассказы, и он все понял. И знает, что из бутона обязательно распустится цветок. –Конечно, так и есть. Вот и закончилось путешествие в мир цветов. Посмотрите на экран, что вы видите? (Я МОЛОДЕЦ!) Ребята, скажите, почему каждый из вас сегодня молодец! (Дети оценивают себя) –Я молодец, потому что…
Использованная литература. 1. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 349 с. 2. Выготская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: книга для логопеда. / И. Г. Выготская, Е. Л, Пеллингер, Л. П. Успенская. - М. : Просвещение , 1993. - 223 с. 3. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. - 208 с. 4. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк. 5. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002. – 94 с. 6. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002. - 80 с.
|