Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Аленка» г. Абакан
Непосредственно образовательная деятельность логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
Разработала: Бенгардт Оксана Александровна, учитель-логопед
Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: Космическое путешествие.
Цель: закреплять правильное произношение звука [с], знакомство с буквой «С».
Задачи: Коррекционные: – уточнить правильную артикуляцию звука [с]; – познакомить с буквой «С»; – автоматизировать произношение звука [с] в словах; – развивать диафрагмальное дыхание; – развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Развивающие: – развивать фонематическое восприятие; – расширять и уточнять словарь по теме.
Воспитательные: – воспитывать умение работать в группе, слушать друг друга.
Оборудование: мультимедийная установка (презентация), магнитная доска и маркеры, картинки, в названии которых встречается звук [с], корзина, звуковые домики для обозначения места звука в слове, цифры для обозначения количества слогов в словах, медали, пустые рамки для фото.
I. Мотивационно-ориентировочный этап.
(Дети входят в кабинет и видят изображение космоса). – Посмотрите, что вы видите? Хотели бы вы отправиться в космическое путешествие? Ребята, кажется, я слышу сигнал SOS! Это сигнал того, что кто-то попал в беду и просит о помощи. Мы должны найти в космосе те предметы, которых там не должно быть, которые попали туда совершенно случайно. – Надо убрать! – Как же мы отправимся в путь? С помощью чего? Что нам для этого нужно? – Космический корабль, звездолет, летающая тарелка. – Правильно, но их у нас нет. Только вот это изображение. Поэтому по-пробуем оказаться в космосе с помощью воображения, давайте закроем глазки и представим, что мы отрываемся от земли. Замечательно! Один, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!
II. Поисковый этап.
– Ребята, что нужно настоящим спасателям и исследователям космиче-ских просторов? – Смелость, хорошее здоровье, скафандр, баллоны с воздухом, маска. – Очень хорошо, что вы это знаете. Но как же нам все успеть: и совершить путешествие, и узнать что-то новое, и поделиться друг с другом своими открытиями, и, самое главное, откликнуться на сигнал SOS? – Разделиться на команды. – Конечно, одна команда будет исследовать космос, а другая команда – помогать, терпящим бедствие. Тогда мы точно все успеем! Выбирайте себе капитанов и придумайте название для вашей команды! – Что же еще нам поможет быстрее и лучше справиться с нашими делами? – План нашего путешествия! – Давайте его составим? (Логопед советуется с детьми в выборе графических изображений плана, по которому нужно действовать). – Когда мы окажемся в невесомости, нужно правильно дышать (рисуем нос и рот со стрелками). – Раз мы космонавты, то должны соответственно одеться. (Рисуем ска-фандр). – И конечно, поиграть. (Рисуем ладошки). – То, что мы найдем, мы будем исследовать, может, посчитаем. (Пишем: 1 2 3). – А еще нужно рассказать о наших находках друг другу. (Рисуем стрелочки влево, вправо). – И обязательно после долгих исследований нужно немного отдохнуть. Будем спать в кроватках или покачаемся на облаках? (Рисуем облачко).
III. Практический этап. – Ребята, смотрим на план, что же дальше? – Будем надевать скафандры. – Конечно, переодеваемся. Так, молодцы, все расправляем, чтобы не было складок. Надеваем шлем, перчатки, не забудьте захватить баллоны. (Дети находят картинки космической тематики) – Ребята, что вы замечаете? Какой общий признак для всех этих слов? – Звук [с]. – Конечно, вы молодцы! Чтобы правильно произнести звук [с], что дол-жен делать язычок, губы? – Очень хорошо, давайте сделаем зарядку для язычка и подумаем, какой звук [с]? – Согласный (воздух не выходит свободно, мешают зубы), глухой (гор-лышко не работает), твердый. (Дети с логопедом выполняют артикуляционную гимнастику) – Все правильно!!! Что дальше у нас по плану? – Мы должны, разложить наши находки. – Как будем раскладывать? Смотрите, у нас есть звуковые домики, распределим все эти картинки по окошкам? Если звук [с] в начале слова, то в какое окно? – В первое. – Если звук [с] в середине? – Во второе. – Если звук [с] в конце? – В третье. – Подскажите, мне, пожалуйста, что у нас в плане следующим пунктом? – Цифры. – Ребята, что можно посчитать? – Картинки, слова? – А слоги мы можем посчитать? – Да!!! – Считаем, сколько слогов в словах. И кладем картинку к соответствую-щей цифре. Проверяйте: все ли правильно. – Ребята, а дальше в нашем плане – ладошки. Что это значит? – Пора поиграть! – И правда, представьте, что нам нужно наполнить наши баллоны воздухом, который закончился! Начинаем накачивать воздух! Руки перед грудью, нажимаем на насос и произносим: с-с-с (Динамическая пауза с использованием речедвигательной ритмики: са, со, су, сы, сэ ) – Отлично, но двигаться дальше нельзя, пока мы не познакомимся с бук-вой, которой обозначается шум насоса и звук [с]. Достаньте ваши планшеты. (Дети на бархатной бумаге выкладывают из шерстяных ниток букву «С») – В какую сторону «смотрит» буква «С»? – В правую. – Ребята, а какая буква похожа на «С»? – Буква «О»! – А чем отличается? – Вот предпоследний пункт нашего плана. Расскажем друг другу о своей находке предложением из 4 слов. – Отлично справляетесь. Теперь предлагаю вам то, чего не должно быть в космосе отправить в корзину. (Дети классифицируют картинки по заданному признаку) – И самое последнее, что в нашем плане – это… – Облака. – Да, вы были настоящими исследователями, хорошо потрудились, настала пора немного отдохнуть. Давайте послушаем шум ветра и представим, как хорошо полежать и покачаться на облаках. (Дети ложатся на ковер, закрывают глаза, звучит шум ветра)
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
– Как выдумаете, ребята, доволен ли тот, кто посылал сигнал о помощи? Удалось ли нам ему помочь? Что он сейчас чувствует? Что мы для этого делали? – Да, мы помогли! – У нас получилось очистить космос от ненужных вещей! – Ребята, кому бы вы хотели рассказать о нашем путешествии? – Маме, бабушке, брату. – Я приготовила для вас фоторамки, но они еще пустые. Когда вы вернетесь в группу, то сможете нарисовать то, что вам больше всего запомнилось, и поместить сюда свои рисунки. Устроите настоящую фотовыставку, которую смогут увидеть и ваши родители и все, кого вы пригласите. – Но это еще не все! Как вы думаете, вы справились с ролью спасателей и исследователей? – Конечно, справились, и потому вам вручаются такие медали!
Литература: 1. А. Я. Мухина, Речедвигательная ритмика Издательство: АСТ, Астрель, ВКТ, 2008.
|