| 
				
			 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Аленка» г. Абакан
 
 Непосредственно образовательная деятельность логопеда с детьми
 старшего дошкольного возраста
 
 Разработала: Бенгардт Оксана Александровна, учитель-логопед
 
 Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда
 с детьми старшего дошкольного возраста
 
 Тема: Космическое путешествие.
 
 Цель: закреплять правильное произношение звука [с], знакомство с буквой «С».
 
 Задачи:
 Коррекционные:
 – уточнить правильную артикуляцию звука [с];
 – познакомить с буквой «С»;
 – автоматизировать произношение звука [с] в словах;
 – развивать диафрагмальное дыхание;
 – развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
 
 Развивающие:
 – развивать фонематическое восприятие;
 – расширять и уточнять словарь по теме.
 
 Воспитательные:
 – воспитывать умение работать в группе, слушать друг друга.
 
 Оборудование: мультимедийная установка (презентация), магнитная доска и маркеры, картинки, в названии которых встречается звук [с], корзина, звуковые домики для обозначения места звука в слове, цифры для обозначения количества слогов в словах, медали, пустые рамки для фото.
 
 I. Мотивационно-ориентировочный этап.
 
 (Дети входят в кабинет и видят изображение космоса).
 – Посмотрите, что вы видите? Хотели бы вы отправиться в космическое путешествие? Ребята, кажется, я слышу сигнал SOS! Это сигнал того, что кто-то попал в беду и просит о помощи. Мы должны найти в космосе те предметы, которых там не должно быть, которые попали туда совершенно случайно.
 – Надо убрать!
 – Как же мы отправимся в путь? С помощью чего? Что нам для этого нужно?
 – Космический корабль, звездолет, летающая тарелка.
 – Правильно, но их у нас нет. Только вот это изображение. Поэтому по-пробуем оказаться в космосе с помощью воображения, давайте закроем глазки и представим, что мы отрываемся от земли. Замечательно! Один, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!
 
 II. Поисковый этап.
 
 – Ребята, что нужно настоящим спасателям и исследователям космиче-ских просторов?
 – Смелость, хорошее здоровье, скафандр, баллоны с воздухом, маска.
 – Очень хорошо, что вы это знаете. Но как же нам все успеть: и совершить путешествие, и узнать что-то новое, и поделиться друг с другом своими открытиями, и, самое главное, откликнуться на сигнал SOS?
 – Разделиться на команды.
 – Конечно, одна команда будет исследовать космос, а другая команда – помогать, терпящим бедствие. Тогда мы точно все успеем! Выбирайте себе капитанов и придумайте название для вашей команды!
 – Что же еще нам поможет быстрее и лучше справиться с нашими делами?
 – План нашего путешествия!
 – Давайте его составим?
 (Логопед советуется с детьми в выборе графических изображений плана, по которому нужно действовать).
 – Когда мы окажемся в невесомости, нужно правильно дышать (рисуем нос и рот со стрелками).
 – Раз мы космонавты, то должны соответственно одеться. (Рисуем ска-фандр).
 – И конечно, поиграть. (Рисуем ладошки).
 – То, что мы найдем, мы будем исследовать, может, посчитаем. (Пишем: 1 2 3).
 – А еще нужно рассказать о наших находках друг другу. (Рисуем стрелочки влево, вправо).
 – И обязательно после долгих исследований нужно немного отдохнуть. Будем спать в кроватках или покачаемся на облаках? (Рисуем облачко).
 
 III. Практический этап.
 – Ребята, смотрим на план, что же дальше?
 – Будем надевать скафандры.
 – Конечно, переодеваемся. Так, молодцы, все расправляем, чтобы не было складок. Надеваем шлем, перчатки, не забудьте захватить баллоны.
 (Дети находят картинки космической тематики)
 – Ребята, что вы замечаете? Какой общий признак для всех этих слов?
 – Звук [с].
 – Конечно, вы молодцы! Чтобы правильно произнести звук [с], что дол-жен делать язычок, губы?
 – Очень хорошо, давайте сделаем зарядку для язычка и подумаем, какой звук [с]?
 – Согласный (воздух не выходит свободно, мешают зубы), глухой (гор-лышко не работает), твердый. (Дети с логопедом выполняют артикуляционную гимнастику)
 – Все правильно!!! Что дальше у нас по плану?
 – Мы должны, разложить наши находки.
 – Как будем раскладывать? Смотрите, у нас есть звуковые домики, распределим все эти картинки по окошкам? Если звук [с] в начале слова, то в какое окно?
 – В первое.
 – Если звук [с] в середине?
 – Во второе.
 – Если звук [с] в конце?
 – В третье.
 – Подскажите, мне, пожалуйста, что у нас в плане следующим пунктом?
 – Цифры.
 – Ребята, что можно посчитать?
 – Картинки, слова?
 – А слоги мы можем посчитать?
 – Да!!!
 – Считаем, сколько слогов в словах. И кладем картинку к соответствую-щей цифре. Проверяйте: все ли правильно.
 – Ребята, а дальше в нашем плане – ладошки. Что это значит?
 – Пора поиграть!
 – И правда, представьте, что нам нужно наполнить наши баллоны воздухом, который закончился! Начинаем накачивать воздух! Руки перед грудью, нажимаем на насос и произносим: с-с-с (Динамическая пауза с использованием речедвигательной ритмики: са, со, су, сы, сэ )
 – Отлично, но двигаться дальше нельзя, пока мы не познакомимся с бук-вой, которой обозначается шум насоса и звук [с]. Достаньте ваши планшеты. (Дети на бархатной бумаге выкладывают из шерстяных ниток букву «С»)
 – В какую сторону «смотрит» буква «С»?
 – В правую.
 – Ребята, а какая буква похожа на «С»?
 – Буква «О»!
 – А чем отличается?
 – Вот предпоследний пункт нашего плана. Расскажем друг другу о своей находке предложением из 4 слов.
 – Отлично справляетесь. Теперь предлагаю вам то, чего не должно быть в космосе отправить в корзину. (Дети классифицируют картинки по заданному признаку)
 – И самое последнее, что в нашем плане – это…
 – Облака.
 – Да, вы были настоящими исследователями, хорошо потрудились, настала пора немного отдохнуть. Давайте послушаем шум ветра и представим, как хорошо полежать и покачаться на облаках.
 (Дети ложатся на ковер, закрывают глаза, звучит шум ветра)
 
 IV. Рефлексивно-оценочный этап.
 
 – Как выдумаете, ребята, доволен ли тот, кто посылал сигнал о помощи? Удалось ли нам ему помочь? Что он сейчас чувствует? Что мы для этого делали?
 – Да, мы помогли!
 – У нас получилось очистить космос от ненужных вещей!
 – Ребята, кому бы вы хотели рассказать о нашем путешествии?
 – Маме, бабушке, брату.
 – Я приготовила для вас фоторамки, но они еще пустые. Когда вы вернетесь в группу, то сможете нарисовать то, что вам больше всего запомнилось, и поместить сюда свои рисунки. Устроите настоящую фотовыставку, которую смогут увидеть и ваши родители и все, кого вы пригласите.
 – Но это еще не все! Как вы думаете, вы справились с ролью спасателей и исследователей?
 – Конечно, справились, и потому вам вручаются такие медали!
 
 Литература:
 1. А. Я. Мухина, Речедвигательная ритмика Издательство: АСТ, Астрель, ВКТ, 2008.
 
 
 |