ФИО: Ниязова Светлана Леоновна
Место работы: ясли-сад № 93 города Павлодара
Должность: логопед-дефектолог
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы.
Тема: «Зимующие птицы»
Форма проведения: КВН.
Цели:
- Развивать фонетически чистую, грамматически правильную, лексически развитую связную речь (образование притяжательных прилагательных, составление рассказа-эмпатии);
- активизировать и расширять словарь по данной теме;
- упражнять в употреблении предлогов «на», «в», «около»;
- отрабатывать навыки составления простого распространенного предложения с опорой на схему;
- развивать интонационную выразительность диалогической речи, зрительное и слуховое внимание;
- воспитывать чуткость, заботливость по отношению к зимующим птицам.
Предварительная работа:
- Чтение иллюстрированных книг о птицах «Животный мир Казахстана» А.Ф. Ковшарь, Алматыкiтап, 2004 г.; «Мир вокруг нас» Москва, 1991 г.
- Наблюдение за птицами на прогулке.
- Рисование зимующих птиц и составление описательных рассказов.
- Разучивание стихотворений, потешек, загадок.
- Составление рассказов по сериям картинок «Синичка», «Воробушек», «Кормушка для птиц».
Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, сюжетная картинка (для работы над употреблением предлогов), дид.игра «Четвертый лишний», шапочки «воробья», «вороны», «галки»,схемы предложений, наборное полотно с набором слов из букв (сорока, ворона, синица), разрезные картинки, кубик (с эмоциями), перышки, ордена.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Приветствие
«Пусть наша добрая улыбка
Наполнит всех своим теплом,
Напомнит нам, как важно в жизни
Делиться счастьем и добром!»
Чтобы настроиться на занятие пожелайте друг другу успехов (дети высказывают свои пожелания).
II. Закрепление материала по теме
Логопед просит назвать птиц, которых мы встречаем на прогулке, в парке, на участке д/сада (синицы, воробьи, вороны и т.д.). Выставляются картинки с изображением этих птиц.
Игра «Бинокль».
Дети смотрят в бинокль и отвечают на вопрос: «Где сейчас можно увидеть птиц?» (на крыше, на снегу, на заборе, в кормушке, около дома). Как называются эти птицы? (зимующие).
III. Объявление темы
- Вы уже много знаете о птицах и сегодня мы проведем КВН (между командами подготовительных А и Б групп).
1 Конкурс (звучит гонг) – разминка.
Командам задается по 3 загадки о зимующих птицах.
1.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
2. Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)
3. Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
4. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)
5. Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
- Все равно он будет мой!
(Дятел)
6. Эта птица всем знакома -
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её (Ворона)
За правильный ответ команде вручается перышко.
2 Конкурс – игра «Четвертый лишний».
Дети каждой команды коллективно находят лишнюю птицу, решают «почему?» и объявляют свой ответ. Работают по картинкам. Одновременно к доске вызываются капитаны команд и выполняют усложненный вариант игры: птицы не нарисованы, а написаны их названия.
Подводятся итоги.
3 Конкурс – «Опиши и расскажи».
Составить распространенные предложения о птице с опорой на схемы. Первая команда о «вороне», вторая о «воробье».
А теперь давайте расскажем о птицах, чтобы люди замечали, любовались ими. А помогут нам ваши рисунки.
На дереве расположены рисунки детей. По ним они составляют рассказ-эмпатию от первого лица. Дети угадывают, о какой птице говорится.
Например, «У меня черная головка, желтая грудка, крылья слегка зеленоватого цвета. На груди черный галстучек. Я люблю клевать семечки» (синица).
IV. Физминутка - игра «Кто быстрее?».
У детей по одной детали с частями тела птиц. Сначала уточняется, что нарисовано на картинках: «сорочий хвост», «воронья голова», «туловище дятла». Дети «летают» по залу, а по звону колокольчика начинают складывать разрезные картинки сороки, дятла, синицы, голубя. Кто окажется быстрее?
4 Конкурс – блиц-турнир (звучит гонг).
Требуются быстрые ответы на вопросы логопеда
- у какой птицы желтая грудка?
- какую из зимующих птиц называют «лесным доктором»?
- назовите зимний корм для птиц?
- как люди заботятся о зимних птицах?
- какую птицу называют длиннохвостой?
- назовите птицу с красной грудкой
5 Конкурс – домашнее задание (звучит гонг).
Драматизация диалога. Условие: произвести диалог с такой интонацией, которая выпадет на грани кубика.
Подготовительная А:
«Галки и вороны, где ваши хоромы?-
Наши хоромы в лесу на соломе».
Подготовительная Б:
«Воробей, чего ты ждешь? Хлебных крошек не клюешь?-
Я давно заметил крошки, да боюсь сердитой кошки».
6 Конкурс – интеллектуальный тренинг.
Составь слово по конструкции, используя буквы
Задание дается по командам.
Логопед неправильно составляет слово «НИСИЦА». Дети, помогите мне. Я не могу справиться с заданием.
Дети исправляют ошибку логопеда.
V. Подведение итогов.
Вам понравилась наша игра? Исполнились ли ваши пожелания?
Как мы можем помочь зимующим птицам?
Подсчитывание перышек, у какой команды больше. Затем жюри (гости) каждому участнику вручают награды:
- «Орден чтения»
- «Самому любознательному»
- «Самому внимательному»
- «Орден правильного ответа»
- «Орден сообразительности» и т.д
|