Бакаева Марина Николаевна учитель-логопед МБДОУ №310 города Ростова-на-Дону
Лексико – тематическое планирование в подготовительной логопедической группе.
В логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, особенно важно учитывать их психологические особенности, заметно сказывающиеся на их поведении и отношении к образовательному процессу. Эти дети отличаются недостаточностью внимания, снижением некоторых характеристик памяти, спецификой мышления. Учитывая все это, свою коррекционную работу в логопедической группе мы строим по лексико-тематическому принципу, согласно которому весь лексический материал, определенный коррекционной программой делим на тематические блоки. Каждая большая тема, которая охватывает 4 недели – весь месяц, разбита на 4 подтемы, которые, в свою очередь, связаны между собой. Этим лексико – тематическим планированием пользуются все педагоги, работающие на данной логопедической группе. Воспитатели активно погружаются с детьми – логопатами в каждую конкретную тему, рассматривая ее на занятиях и в повседневной жизни. В подготовительной к школе группе тематические блоки остаются теми же, что и в старшей группе. Однако, некоторые подтемы расширяются, дополняются. На основании принципа концентричности, использование лексико – тематического подхода позволяет уточнить, углубить знания детей , имеющих речевые нарушения с учетом их психологических особенностей. За основу своего лексико – тематического планирования мы взяли опыт работы педагогов ДОУ №64 города Таганрога Ростовской области для детей с поражением ЦНС и нарушениями функций ОДА по разделу «Ознакомление с окружающим».
1. Сентябрь. Волшебный сад. • Овощи, фрукты, ягоды. • Цветы. • Деревья. • Географические понятия : природные зоны.
2. Октябрь Мои друзья – животные. • Домашние животные. Профессии животноводов. • Дикие животные. Профессии. • Птицы. Домашние птицы. Профессии. • Водные обитатели : жители водоемов и аквариумов.
3. Ноябрь. Радуга народного творчества. • Посуда. • Игрушки. • Промыслы : семикаракорский фарфор, хохломская посуда, городецкие предметы, жестовские подносы. • Музыкальные инструменты. Музыканты.
4. Декабрь. Сказки. • Сказочные герои. • Сказочное жилище. • Волшебные сказочные предметы. • Новогодний праздник.
5. Январь. Я люблю свою планету. • Зима. • Космос. Солнечная система. • Поселения. • Дома.
6. Февраль. Кем ты хочешь быть? • Строительные профессии. • Профессии. • Инструменты. Орудия труда. • Наши защитники.
7. Март. Я – человек. • Семья. 8 Марта. • Бытовые приборы. • Части тела. • Средства коммуникации.
8. Апрель. Мы едем, едем, едем. • Весна. Перелетные птицы. • Цирк. Достопримечательности города. • Города. Весенние цветы. • Транспорт..
9. Май. Мир, в котором я живу. • Комната. Мебель. • Одежда, обувь, головные уборы. • Продукты питания. • Времена года.
Используемая литература. Дополнения к «Программе воспитания и обучения в детском саду М.А.Васильевой» по разделу «Ознакомление с окружающим» (из опыта работы). Выпуск 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таганрог, 1997г.
|