Материал из опыта работы учителя-логопеда "Лото в работе с моторными алаликами"
20.11.2013, 15:27
Бакаева Марина Николаевна
учитель-логопед, МБДОУ №310 города Ростова-на-Дону
Бакаева Марина Николаевна учитель - логопед МБДОУ №310 г. Ростова-на-Дону.
Лото в работе с моторными алаликами.
Лото – это разновидность настольно-печатных игр, которые находят широкое применение в практике работы со старшими дошкольниками, расширяя и актуализируя их кругозор, развивая произвольное внимание и память. Дети любят лото за то, что здесь можно соревноваться. Я тоже включаю лото в свою работу с детьми-алаликами, но преследую при этом совсем другие цели. Предлагая детям этот вид настольно-печатных игр, на определенном этапе работы с ними , а именно, на этапе появления у них слов, использую лото для активизации активного словаря ребенка - алалика, поддержания его интереса к говорению, общению с окружающими с помощью речи. Моторная алалия – это одно из тяжелых речевых нарушений детского возраста, которое характеризуется нарушением и несформированностью всех систем языка. Звукопроизношение формируется у таких детей довольно сложно, речь развивается очень медленно. В какой-то момент у ребенка-алалика начинают появляться слова – названия конкретных предметов, действий, которые нужно чаще активизировать, закреплять в речи. Для этого я использую лото, которое делаю сама каждому конкретному ребенку. В них включаю те слова, которые данный конкретный ребенок-алалик может говорить осознанно, сохраняя при этом абрис самого слова. У кого-то - это двусложные слова, у кого-то – односложные, у кого-то – трехсложные, а у кого-то – их сочетание, то есть тот речевой материал, который есть в активном лексиконе ребенка. Первоначально делаю лото предметов, затем – лото действий. В лото играем вдвоем по нашим особым правилам. Сначала в роли ведущего выступает взрослый, который показывает ребенку, как будем играть в эту игру. Каждому игроку дается карта - поле, разделенное на четыре части, каждая из которых закроется такой же картинкой. В начале игры называем все имеющиеся предметы (действия), знакомимся с ними, узнаем их. Далее ведущий выкладывает поочередно каждую картинку , спрашивая : - Что (кто) это? - Кому …? Чей…?, - в зависимости от речевых возможностей ребенка. Так закрываем все предметы (действия). В нашем лото действуют свои правила : картинки на поле закрываются карточкой изображением вниз. При этом после заполнения всего поля ребенок не видит, где спрятана и находится каждая конкретная картинка. Далее взрослый меняется с ребенком полями. Нужно поочередно открывать все окошки и рассказывать, кто (что) тут, это. Таким образом, мы активизируем лексику алалика. С каждой парой карт-полей в нашем лото играем 2-3 раза. Далее, на знакомом материале, ведущим может быть сам ребенок, повторяя в игре действия взрослого. Для поддержания интереса к игре в лото, одно поле или оба сразу можно обновить. Со временем накапливается много карт-полей в нашем лото. Тогда можно предлагать ребенку самостоятельно выбирать основные карты и себе, и взрослому, играющему с ним вместе. В такое лото мы играем на занятии, в эту же игру дети играют дома с родителями, что позволяет многократно активизировать одну и ту же лексику ребенка-алалика в непринужденной естественной обстановке, стимулируя и поддерживая его экспрессивную речь.
Бакаева Марина Николаевна учитель-логопед МБДОУ №310 г. Ростова-на-Дону
По-моему,лото - любимая детская игра, а для логопеда важна отработка и автоматизация в соответствии с целями и задачами, тем более в работе с алаликами. Очень часто стали встречаться такие детки, по-моему, в каждой группе есть!!! Спасибо за интересный материал!!!
Лото - замечательное. на данной основе можно заниматься с детками и с ЗПР (с органикой в пограничном состоянии) и аутистами. Спасибо за идеи, очень понравилось!!!
Очень люблю включать лото в занятия : в ненавязчивой форме можно обыграть сюжетные ситуации, а главное автоматизировать и закрепить то, что требуют задачи и цели занятия... спасибо)))
Без помощи родителей работу по совершенствованию эксперссивной речи выполнить в одиночку логопеду очень тяжело!!!! Спасибо за подсказки форм домашней и групповой работы!!! Буду использовать в своей практике!!!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.