Бакаева Марина Николаевна учитель-логопед МБДОУ №310 г. Ростова-на-Дону. План - конспект фронтального логопедического занятия - НОД в старшей логопедической группе.
Сказочное жилище.
Программное содержание : • учить детей подбирать и использовать существительные косвенных падежей, • упражнять детей в образовании относительных (по материалу) прилагательных, • упражнять в выделении согласного звука в конце слова, • учить составлять рассказы-описания о сказочных домиках по схеме.
Оборудование : иллюстрации сказочных домов, схема места звука в слове , серия схем для составления описательных рассказов о сказочных домах - демонстрационный материал, набор палочек каждому ребенку.
Ход занятия. 1. Организационный момент. (дети стоят по кругу) Солнечный лучик к нам в гости зашел (берем воображаемый луч в ладошки) Солнечный лучик ладошки нашел (растираем воображаемый луч), К сердечку пришел, наши уши нашел , Горло согрел, по затылку прошел (касаемся того, о чем говорим). С нами остался, здесь заигрался ( сдуваем воображаемый луч с ладошек) Мы с ним идем гулять : 1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять. (разжимаем пальцы из кулака от большого к мизинцу) 1,2,3,4,5 – в домик спрятались опять. (собираем пальцы в кулак от мизинца к большому). (дети садятся за столы.) 2. Заинтересовывающий момент. Нас встречают сказочные герои. (на магнитную доску вывешиваю иллюстрацию сказочных героев) Кого из них вы знаете? (Красную Шапочку…) Я нашла некоторые их вещи. (вывешиваю на доску иллюстрацию потерянных вещей) Что потерял Карлсон? (пропеллер) Кому мы отдадим пропеллер?(Карлсону)
3. Работа со схемой места звука в слове. (демонстрационный материал). Наши сказочные герои приготовили для вас всякие слова, и в конец каждого слова спрятали какой-то звук. Посмотрите на схему, послушайте, пожалуйста, и скажите, какой звук в конце слова я выделяю голосом : шариК, банТ. сапоК, пропеллеР, коТ. КарлсоН, ЛеопольТ, Винни ПуХ, ПятачоК, КрокодиЛ. Молодцы, вы очень хорошо все слушали и слышали. (убираю иллюстрации)
4. Работа с иллюстрациями сказочных домов. Наши сказочные герои привели нас на свою улицу. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, какой сказочный дом мы видим? (вывешиваю поочередно на магнитную доску дома) С кем из жителей этих домов мы сегодня уже встречались? (с Котом в сапогах…)
5. Упражнение «Какой дом». Все сказочные дома сделаны из разных материалов. Если замок сделан из камня, то он будет какой?...А избушка из бревен…, дом Наф-нафа из кирпича, избушка на курьих ножках из бревен, домик лисы изо льда, теремок из дерева, рукавичка из меха… (дети встают) 6. Психогимнастика. А сейчас после моих волшебных слов вы можете превратиться в любой сказочный дом. 1,2, 3 – любой домик здесь замри. Вижу высокий замок, избушку на курьих ножках…(повторяем еще 2 раза)
7. Рисование в воздухе симметричных предметов двумя руками. Некоторые сказочные дома мы сейчас нарисуем двумя руками одновременно : ледяную избушку, дворец, дом Наф-нафа, избушку бабы Яги. Молодцы. (дети садятся) 8. Составление рассказов-описаний о сказочных жилищах. На этой улице все дома любят, когда о них рассказывают. Мы сейчас это и сделаем. Нам помогут вот такие карточки-подсказки. (креплю на доске карточки-схемы для составления описаний) Нужно выбрать для себя любой домик и сначала назвать его. Потом нужно сказать, какой он по материалу. Далее говорим, кто жил в этом доме и в какой сказке. (даю образец рассказа, слушаем 3-4 детских рассказа )
9. Пальчиковая гимнастика. «Тянут, тянут бабка с дедкой…»
10. Работа с палочками. Прощаясь со сказочной страной, мы сфотографируем любые сказочные дома, а фотографии «напечатаем» палочками. Выбирайте себе любой домик и мастерите его.(оцениваю поделки детей)
11. Итог занятия. Мне понравилось , как вы сегодня занимались. Давайте вспомним, где мы были, что мы делали. Собираем это в кулачок, чтобы потом рассказать маме ( дети перечисляют виды работ, выполненные ими на занятии).
Используемая литература : 1. С.Н.Шаховская, Е.Д.Худенко. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. Москва.1992г. 2. О.И. Крупенчук. Пальчиковые игры. СПб, ИД «Литера», 2005г.
Бакаева Марина Николаевна учитель – логопед МБДОУ №310 г. Ростова-на-Дону
|