Цыбульская Марина Владимировна
МБДОУ «Детский сад «Аленка»
Г. Абакан, республика Хакасия
Учитель – логопед
Родительское собрание.
Тема: « Формирование фонематического восприятия
у детей с нарушениями речи в старшей группе»
Цель: дать родителям знания по вопросам формирования фонематического восприятия у детей с нарушениями речи в старшей группе.
Задачи: заинтересовать родителей данной проблемой;
познакомить их с играми и упражнениями для развития фонематического восприятия,
научить их правильно заниматься с детьми дома.
Форма проведения: «Логопедическая гостиная»
Оборудование и материалы:
Выставка игр и дидактических материалов, буклеты с описанием игр, смайлики, мяч, памятки родителям, звуковые пеналы со схемами.
Ход проведения собрания.
Логопед предлагает родителям встать в круг. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Комплименты»
Посмотрите на своего соседа и скажите ему комплимент.
А теперь выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.
Ваше настроение улучшилось после игры? Почему?
(Ответы родителей)
На таком позитивном настрое продолжаем наше собрание.
Сейчас я вас познакомлю с вопросами, которые мы рассмотрим сегодня на собрании.
Повестка.
1. Теоретическая часть собрания.
«Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи в старшей группе»
2. Показ элементов логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей группы.
3. Знакомство с играми, используемыми на логопедических занятиях для формирования фонематических процессов.
Основная часть собрания.
Логопед выступает с докладом по теме: «Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи в старшей группе».
Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие речи, которое характеризуется различными сложными речевыми расстройствами, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой и смысловой стороны речи.
Тщательное логопедическое обследование и наблюдение выявляют у них ряд специфических нарушений: позднее начало речи, речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена; экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, речь детей с ОНР малопонятна.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.
Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.
Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом.
Следовательно, повышение эффективности коррекционной логопедической работы по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с диагнозом ОНР III уровня является на данный момент одной из актуальных проблем для логопеда и требует активной помощи родителей.
2. Мы предлагаем вам посмотреть элементы логопедических занятий, для того, чтобы у вас сложилось представление о том, как заниматься с детьми дома.
В зал заходят дети, делают круг. Логопед проводит с детьми игру
«Назови слово, начинающееся на заданный звук»
Логопед бросает мяч и называет гласный звук «а», ребенок, возвращая мяч, называет слово «аист», «у» - утка, и т.д.
Затем дети говорят, как называются звуки: а, у, и, о, почему они так называются. Логопед предлагает детям взять «Звуковичков», обозначающих эти звуки и поставить их по два.
Затем сливают звуки в слоги: ау, уа, иа, и т.д.
«Распредели картинки»
Два вагона поезда: красный, синий.
В красный вагончик выберите картинки, начинающиеся на гласный звук, а в синий – на согласный звук.
«Где живет звук?». Игра проводится вместе с родителями.
Дети берут картинки и схемы с фишками. Задание: положить фишку на ту клетку, где звук «а» в слове.
«Запомни и повтори» игра проводится совместно с родителями.
Ребенок и мама стоят лицом друг к другу. Мама читает чистоговорку, а ребенок воспроизводит ее.
Са – са – са – в лесу бегает лиса.
Су – су – су – несу косу.
Та – та – та – хвост пушистый у кота.
То – то – то – в шкафу висит пальто.
«Работа со звуковыми пеналами»
Выложить схему слова «кот»
(дети выкладывают схемы, родители наблюдают)
А теперь, скажите своей маме любое слово, начинающееся с гласного звука, предложите маме выложить схему.
Знакомство с играми для развития фонематических процессов.
Игра с родителями.
3. «Поймай звук» (выделение звука из ряда других звуков, слогов, ряда слов).
«Как только услышите звук «К», хлопните в ладоши, поймайте его:
- А, У, К, Т, М, П, К;
- ПА, МА, КА, ИТ, ИШ, ИК;
- ДОМ, ТОМ, КОМ.
Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»)
Логопед, совместно с воспитателем, оформили выставку игр, альбомов и дидактических пособий. А также буклеты с описанием игр.
Заключительная часть собрания
Рефлексия.
Встаньте, пожалуйста, в круг. Передавая мяч по кругу, скажите, что полезного для себя вы узнали на нашем собрании? (В конце собрания родителям предлагаются памятки с рекомендациями логопеда).
«Умейте любить, но не безоглядно,
умейте ласкать, но не заласкивайте.»
Радуйтесь вашему ребенку. Принимайте его таким, какой он есть.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
Поощряйте любопытство и воображение вашего малыша.
Ободряйте, хвалите ребенка при малейшей удаче. Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатле¬ния, о которых он бы мог рассказывать.
Покажите ребенку «Мир вокруг»:
- не оставьте без внимания необычные явления природы вьюга, иней, гололед, поземка,
- помогите полюбить родную природу деревья, птиц, полюбуйтесь снегирями, синицами, позаботьтесь о них.
Разговаривая с ребенком, будьте с ним «здесь и сейчас». Говорите медленно, будьте терпеливы и доброжелательны.
Ежедневно занимайтесь с ребенком дома.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Каше Г.А. «Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическими недоразвитием речи».
2. Рыбина Э.В. «Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу» Дефектология ,1989 г.
3. Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков
звукового анализа.» СПб, 1998г.
|