Логопедический массаж является нетрадиционной и очень популярной сегодня формой воздействия на организм ребенка, имеющего много речевых нарушений. Он всегда привлекает внимание логопедов-практиков. Мы осваиваем его на студенческой скамье, чаще самостоятельно по авторским учебникам, но когда в своей профессиональной деятельности сталкиваемся с разными речевыми патологиями, то начинаем чувствовать, что мы его и не знаем ,и им не владеем совсем, и его применение не дает желаемых результатов. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей с речевой патологией. Это активный метод механического воздействия, который может изменять функциональное состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Как один из методов коррекционного воздействия логопедический массаж используется достаточно давно. Нередко он является необходимым условием повышения эффективности логопедического воздействия на ребенка. Чтобы овладеть им и выполнять его правильно и грамотно, с максимальной эффективностью и пользой для ребенка с речевой патологией, массажу нужно учиться у автора. Сегодня в отечественной логопедической практике известно несколько авторских вариантов логопедического массажа : Е.А. Дьяковой, Е.В. Новиковой, Е.В. Архиповой, И.В. Блыскиной…, каждый из которых имеет свою основу, свой специфический подход, свою технику. Все это невозможно увидеть и тем более освоить самостоятельно, лишь только изучив авторскую монографию. Все детали, тонкости , ньюансы авторского метода можно подчерпнуть, обучаясь у самого автора или его учеников. Самостоятельно же можно лишь только ознакомиться с авторской концепцией. Это я поняла в очередной раз, побывав на курсах логопедического массажа Ирины Викторовны Блыскиной в Санкт-Петербурге в 2008 году. Сам семинар, на базе Академии постдипломного образования , был проведен на очень высоком уровне : все виды массажа системы И.В. Блыскиной давались слушателям очень подробно и теоретически, и практически. Все 40 точек, которые непосредственно или опосредованно влияют на речь, осваивались нами – слушателями легко, потому что был использован индивидуальный показ и объяснение, тренировка в их нахождении, что практически невозможно получить, изучая книгу И.В. Блыскиной самостоятельно. После этих авторских курсов монография И.В. Блыскиной «Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж» стала для меня ценной, любимой, понятной, настольной. Влияние логопедического массажа И.В. Блыскиной на детей с различными речевыми нарушениями очень широко и многогранно, так как этот массаж : • стимулирует все системы организма и речь в том числе : пробуждает ее у неговорящих детей, повышает речевую активность у малоговорящих, замкнутых детей, улучшает их подражательность, • восстанавливает поврежденные нервы, в связи с чем улучшается проводимость импульсов в ГМ, «убирается» органика, • нормализует тонус артикуляторной мускулатуры, • ускоряет постановку звуков и сроки коррекционной работы в 3-4 раза, • меняет функциональное состояние ЦНС, • пробуждает познавательные интересы и интеллект .
Сейчас в своей логопедической практике я довольно часто использую полный комплекс и разные сочетания видов массажа из массажного комплекса И.В.Блыскиной. Для удобства в работе по данной системе я разработала «Индивидуальную карту ребенка», где отражается вся необходимая мне информация о нем : анамнез, данные исследований и обследований, тесты-пробы, сам массажный комплекс (приложение №1). Для удобства работы с БАТ при составлении точечного комплекса для себя я систематизировала все речевые точки по следующим видам : • 5 пара ЧМН, • 7 пара ЧМН, • противосудорожные, • противогипертензионные.
Это представлено в приложении №2. Использование комплекса логопедического массажа И.В.Блыскиной в коррекции речевых нарушений интересно и результативно. В ходе его активного пятилетнего использования в своей практике я увидела следующие положительные моменты : • дети логопедической группы на фронтальных занятиях стали активнее, меньше отвлекались – и логопед, и воспитатели регулярно выполняли с ними самомассаж по методу профессора Ф.Ауглина – «Плюшевые мишки», составленный логопедом С.Н.Жуковой в игровой форме (ж. «Логопед» №2-2005г.), уточненный и откорректированный нами с позиции автора. • дети логопедической группы стали менее агрессивными, более доброжелательными – «Плюшевые мишки», • у детей уходят из речи запинки – частичный комплекс с обязательным добавлением противосудорожных точек, • звуки ставятся быстрее и легче для ребенка, • у неговорящих и плохо говорящих детей появляется речь, повышается речевая активность,подражательность, часто это видно даже по ходу выполнения курса: чем младше ребенок, тем лучше это заметно, • плохо жующие дети начинают лучше кушать, • дети с РДА становятся контактнее, общительнее. Благодаря стимулирующему логопедическому массажу И.В.Блыскиной я могу эффективнее помогать детям с различными речевыми патологиями.
Невозможно просто с одной логопедической гимнастикой убрать гипо или гипертонус. необходимо более действенное воздействие, о котором, к сожалению, не говорят. Очень интересный материал, собираюсь включить его в наш коррекционный процесс. Спасибо за идеи!!!
Вы правы, Алла Анатольевна, не все логопеды делают качественно массаж. Данный массаж подходит Вашим детям, он хорошо "продвигает" ЗПРок вперед, я многих детей наблюдала. У Вас сложные дети, по фото. Спасибо за внимание.
Как посмотреть на это повезло, Оксана Александровна. После этих курсов стали приходить очень сложные дети и довольно много... Моментами страшно становится.Спасибо за внимание.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.