Методическая разработка "Учим стихи по картинкам" для детей с речевыми нарушениями
(3.33 Mb)
14.11.2013, 22:49
Бакаева Марина Николаевна
учитель-логопед, МБДОУ №310 г.Ростова-на-Дону
В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле и радиопередачи (4). Тем более это актуально для детей с речевыми нарушениями, которые отличаются низким уровнем внимания, сниженной вербальной памятью и продуктивностью запоминания, низкой активностью припоминания, отстают в развитии наглядно-образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь. Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка . Стихотворная речь лучше запоминается. В поэтических образах – стихах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию : в них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают её ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк . (4) Заучивание стихов – один из испытанных приемов развития речи. И легко запоминать стихи могут дети с хорошей памятью. В это понятие входит объем запомненной информации и быстрота запоминания. Имеется в виду точность запоминания, а также время хранения информации. Память ребёнка – дошкольника развивается постепенно. С возрастом увеличивается роль опосредованной памяти. Чем старше становится ребёнок, тем большее количество материала усваивается именно благодаря этому виду памяти . С 5 лет уже можно развивать опосредованную память, которая представляет собой особую деятельность ума, специально направленную на запоминание чего-либо, и связанную с использованием особых приемов запоминания. (2,6) Исследования психологов подтверждают, что для запоминания текста дошкольнику нужно 8 – 10 раз повторить стихотворение, но не на одном занятии, и раза 2 – 3 припомнить в дальнейшем. Р.Бэндлер, В.Макдональд, занимаясь нейро – лингвистическим программированием, отмечают, что воспоминания есть прямое следствие визуального образа, который мы «держим» глазами своего воспоминания (5). Учитывая это, продуктивным , на наш взгляд, является использование дополнительных приёмов, облегчающих запоминание предлагаемого материала, то есть проводить заучивание дошкольниками стихов с опорой на наглядно – иллюстративный материал, с помощью зрительных опор. Интересен в этом плане опыт педагогов Н.М.Гордеевой, Н.Е.Васюковой, которые представили для детей 3-5 и 5-7 лет стихи Г.Лагздынь и песенки народов мира сериями картинок – иллюстраций. Поэтому, чтобы речь ребёнка с проблемами в речевом развитии к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, мы активно проводим работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно – иллюстративный материал. Наше внимание привлекли разнообразные стихи отечественных поэтов. За многолетний опыт работы нам удалось накопить и систематизировать для детей старшего дошкольного возраста целую серию великолепных стихов отечественных поэтов. Для большей эффективности мы классифицировали их с учётом лексических тем и представили методом иллюстраций, подобрали наглядно – иллюстративный материал, используя его в качестве зрительных опор. Накопленный материал мы распределили по возрастным группам : 1. старшая группа – Г.Лагздынь «Цыплёнок.», В.Бардадым «В гости дождик зачастил…», И.Михайлова «Осень длинной тонкой кистью…», Л.Сорокин «Слышит мишка косолапый…» и другие, 2. подготовительная к школе группа – А.Барто «Я у мальчиков спросила…». Я.Аким «Апрель.», Г.Ладонщиков «Приглашение.», А.Шибаев «Капризный жучок.», С.Коган «Что бывает выше неба?» и другие. Полный перечень стихов по возрастным группам представлен в приложении. Отбирая стихи для заучивания, мы следили, чтобы они «воспитывали в ребёнке благородные чувства, были изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнили»(японский учёный Масару Ибука). В отобранных стихах строки понятны и нравятся детям, так как они чаще весёлые , насыщены действиями и событиями, в них живой язык, весёлые картинки, простые рифмы и позитивный настрой. (1) На наш взгляд, при заучивании стихов в работе с детьми-логопатами, опираясь на классическую методику заучивания стихов, наиболее эффективным является использование метода иллюстраций, позволяющего логически запоминать текст через смысловое соотнесение – один из способов логического запоминания текста.. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование опосредованной памяти. Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. (2) Согласно этого метода – метода иллюстраций, содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание. Для детей старшей группы подобранные стихи изображаются 4 – 5 картинками, для детей подготовительной к школе группы – 7-8. Покажем это на примере стихотворения Л. Сорокина «Слышит мишка косолапый…» Текст стиха картинка -зрительная опора 1. Слышит мишка косолапый – медвежонок 2. Близкой бури грозный свист,– дующий ветер 3. Он зовёт на помощь папу – медведь 4. Удержать последний лист… - лист на ветке 5. Папа шепчет : - Это осень…- осень А осеннею порой Расстается лес с листвой. Иллюстрированный вариант стихотворения Г.Лагздынь «Мишка» мы представляем в приложении №3. Так через зрительные опоры – картинки - иллюстрации мы материализовываем для детей содержание стихотворения. Такой подход помогает детям вспоминать сюжет и не перепутать в нём порядок событий , поддерживая опосредованную память : существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность. На этапе заучивания стихотворение представляем цельной «лентой», на которой последовательно серией картинок – зрительных образов отражено его содержание . На последующих этапах работы с целью усложнения стих-иллюстрацию можно разрезать на отдельные картинки – фрагменты, позволяющие детям самостоятельно воспроизводить эту последовательность. Таким образом, мы учим детей быстро и без особых усилий запоминать стихотворный текст и рассказывать его с опорой на картинки – иллюстрации, так как стихотворение заучивается целиком, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти (3). Наш опыт работы подтверждает, что заучивание стихов методом иллюстрации, с помощью зрительных опор позволяет поддерживать у детей с проблемами в развитии речи интерес к авторским стихам даже при их многократном повторении. Такая работа со стихами активно развивает понимание текста детьми-логопатами, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти (2). Использование данного метода в работе с детьми-логопатами повышает эффективность заучивания стихов : значительно сокращается время заучивания, облегчается его процесс , увеличивается длительность запоминания стихов, то есть качество кратковременной и долговременной памяти. Вместе с тем у детей развивается ассоциативное мышление, способности к замещению. Данный метод активизирует речь детей в целом : пассивный словарь переводит в разряд активного, побуждает к самостоятельному воспроизведению стихотворения, обогащает словарный запас. Мы считаем, что заучивание стихотворений с дошкольниками, используя зрительные опоры в виде картинок – иллюстраций, значительно облегчает запоминание детям, позволяет сократить энергетические и временные затраты со стороны детей и взрослых : педагогов и родителей, оказывает существенную помощь им в ходе данной работы.
Замечательный материал! Очень нужный и интересный! Попробую использовать ваши задумки на своих занятиях! Спасибо!!!Успехов Вам и дальнейших творческих работ!!!
Прекрасный материал, особенное для логоритмических занятий!!! Ребятам в норме тяжело сочетать речь, движение, а в коррекции подавно!!! Но всё надо развивать!!!! Спасибо за идеи!!! Успехов Вам и удачи!!!
Хорошая идея, Марина Николаевна. Не думали отобразить в печатном материале??? думаю, был бы успех!!! Отличная задумка, видно, что работаете с душой!!! Успехов Вам!!!
Очень интересно!!! Даже младшие школьники любят разучивать стихи с опорой на картинки!!! очень ценный материал, тем более в современном мире с большим количеством деток отстающих в обучении. Спасибо,Марина Николаевна!!!
Вы правы, Ирина Юрьевна, подобные картинки являются хорошим подспорьем для детей с трудностями в обучении не только при заучивании стихов. Все зависит от педагога и его желания сделать для детей процесс обучения интересным и увлекательным.Удачи Вам в работе.
Спасибо большое!!!Прекрасный материал, очень интересен в работе деткам с ЗПР!!! На занятии был восторг и аншлаг!!! У вас очень много интересного и полезного материала!!!
Алла Анатольевна, про стихи и движения знаю, но как-то не было идей того, как показать это в авторских стихах, например "Посидим в тишине". Это предлагает Алябьева, но у нее ведь свои стихи. Тем более, что наши музработники (по своим методикам) так поют песни, со стороны это выглядит ужасно, настолько часто меняются движения. В ближайшие дни я выложу другие стихи в презентациях. Спасибо за внимание.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.