Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Логопеду


Методическая разработка "Учим стихи по картинкам" для детей с речевыми нарушениями

СКАЧАТЬ (3.33 Mb) 14.11.2013, 22:49
Бакаева Марина Николаевна
учитель-логопед, МБДОУ №310 г.Ростова-на-Дону
   В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле и радиопередачи (4). Тем более это актуально для детей с речевыми нарушениями, которые отличаются низким уровнем внимания, сниженной вербальной памятью и продуктивностью запоминания, низкой активностью припоминания, отстают в развитии наглядно-образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь.
    Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка .
  Стихотворная речь лучше запоминается. В поэтических образах – стихах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию : в них дети познают лаконичность  и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают её ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк . (4)
   Заучивание стихов – один из испытанных приемов развития речи.  И легко запоминать стихи могут дети с хорошей памятью. В это понятие входит объем запомненной информации и быстрота запоминания. Имеется в виду точность запоминания, а также время хранения информации. Память ребёнка – дошкольника развивается постепенно. С возрастом увеличивается роль опосредованной памяти. Чем старше становится ребёнок, тем большее количество материала усваивается именно благодаря этому виду памяти . С 5 лет уже можно развивать опосредованную память, которая представляет собой особую деятельность ума, специально направленную на запоминание чего-либо, и связанную с использованием особых приемов запоминания. (2,6)
    Исследования психологов подтверждают, что для запоминания текста дошкольнику нужно 8 – 10 раз повторить стихотворение, но не на одном занятии, и раза 2 – 3 припомнить в дальнейшем. Р.Бэндлер, В.Макдональд, занимаясь нейро – лингвистическим программированием, отмечают, что воспоминания есть прямое следствие визуального образа, который мы «держим» глазами своего воспоминания (5).
    Учитывая это, продуктивным , на наш взгляд, является использование дополнительных приёмов, облегчающих запоминание предлагаемого материала, то есть проводить    заучивание дошкольниками стихов с опорой на наглядно – иллюстративный материал, с помощью зрительных опор. Интересен в этом плане опыт педагогов Н.М.Гордеевой, Н.Е.Васюковой, которые представили для детей 3-5 и 5-7 лет стихи Г.Лагздынь и песенки народов мира сериями картинок – иллюстраций.
    Поэтому, чтобы речь ребёнка с проблемами в речевом развитии к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, мы активно проводим работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно – иллюстративный материал.  Наше внимание привлекли  разнообразные стихи отечественных поэтов.
   За многолетний опыт работы нам удалось  накопить и систематизировать для детей старшего дошкольного возраста целую серию великолепных  стихов отечественных поэтов. Для большей эффективности мы классифицировали их  с учётом лексических тем и представили  методом иллюстраций, подобрали наглядно – иллюстративный материал, используя его в качестве зрительных опор. Накопленный материал мы  распределили по возрастным группам :
1.    старшая группа – Г.Лагздынь «Цыплёнок.», В.Бардадым «В гости дождик зачастил…», И.Михайлова «Осень длинной тонкой кистью…», Л.Сорокин «Слышит мишка косолапый…» и другие,
2.    подготовительная к школе группа – А.Барто «Я у мальчиков спросила…». Я.Аким «Апрель.», Г.Ладонщиков «Приглашение.», А.Шибаев «Капризный жучок.», С.Коган «Что бывает выше неба?» и другие.
             Полный перечень стихов по возрастным группам  представлен в приложении.
   Отбирая стихи для заучивания, мы следили, чтобы они  «воспитывали в ребёнке благородные чувства, были изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнили»(японский учёный Масару Ибука). В отобранных стихах строки понятны и нравятся детям, так как они чаще весёлые , насыщены действиями и событиями, в них живой язык, весёлые картинки, простые рифмы и позитивный настрой. (1)
  На наш взгляд, при заучивании стихов в работе с детьми-логопатами, опираясь на классическую методику заучивания стихов, наиболее эффективным является использование метода иллюстраций, позволяющего логически запоминать текст через смысловое соотнесение – один из способов логического запоминания текста.. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование опосредованной памяти.
   Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий.  (2)
   Согласно этого метода – метода иллюстраций, содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.
    Для детей старшей группы подобранные стихи изображаются 4 – 5 картинками, для детей подготовительной к школе группы – 7-8. Покажем это на примере  стихотворения Л. Сорокина «Слышит мишка косолапый…»
         Текст стиха                          картинка -зрительная опора
1.    Слышит мишка косолапый –    медвежонок
2.    Близкой бури грозный свист,– дующий ветер
3.    Он зовёт на помощь папу –       медведь
4.    Удержать последний лист… -  лист на ветке
5.    Папа шепчет : - Это осень…-   осень
       А осеннею порой
       Расстается лес с листвой.
Иллюстрированный вариант стихотворения Г.Лагздынь «Мишка» мы представляем в приложении №3.
Так через зрительные опоры – картинки - иллюстрации мы материализовываем для детей содержание стихотворения. Такой подход  помогает детям вспоминать сюжет и не перепутать в нём порядок событий , поддерживая опосредованную память : существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность.
   На этапе заучивания стихотворение представляем цельной «лентой», на которой последовательно серией картинок – зрительных образов отражено его содержание . На последующих этапах работы с целью усложнения стих-иллюстрацию можно разрезать на отдельные картинки – фрагменты, позволяющие детям самостоятельно воспроизводить эту последовательность.
   Таким образом, мы учим детей быстро и без особых усилий запоминать стихотворный текст и рассказывать его с опорой на картинки – иллюстрации, так как стихотворение заучивается целиком, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти (3).
   Наш опыт работы подтверждает, что заучивание стихов методом иллюстрации, с помощью зрительных опор  позволяет поддерживать у детей с проблемами в развитии речи интерес к авторским стихам даже при их многократном повторении. Такая работа со стихами активно развивает понимание текста детьми-логопатами, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти (2).
   Использование данного метода в работе с детьми-логопатами повышает эффективность заучивания стихов : значительно сокращается время заучивания, облегчается его процесс , увеличивается длительность запоминания стихов, то есть качество кратковременной и долговременной памяти. Вместе с тем у детей развивается ассоциативное мышление, способности к замещению. Данный метод активизирует речь детей в целом : пассивный словарь переводит в разряд активного, побуждает к самостоятельному воспроизведению стихотворения, обогащает словарный запас.
   Мы считаем, что заучивание стихотворений с дошкольниками, используя зрительные опоры в виде картинок – иллюстраций, значительно облегчает запоминание   детям, позволяет сократить энергетические и временные затраты со стороны детей и взрослых : педагогов и родителей, оказывает существенную помощь  им в ходе данной работы.
                                                   
Весь материал находится в приложенном файле


Категория: Логопеду | Добавил: bagira61
Просмотров: 3872 | Загрузок: 212 | Комментарии: 15 | Рейтинг: 5.0/6

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 15
Замечательный материал! Очень нужный и интересный! Попробую использовать ваши задумки на своих занятиях! Спасибо!!!Успехов Вам и дальнейших творческих работ!!!

Большое спасибо Вам, Яна. Буду рада, если эти задумки помогут в работе и Вам Спасибо за внимание.

Спасибо за полезный и интересный материал. Дети с большим желанием учат стихи по картинкам, а теперь и любят зарисовывать их сами.

Некоторые из них в презентациях есть у меня на сайте. Если Вам это интересно, можете посмотреть и воспользоваться. Спасибо за внимание.

+1   Спам
11 Нелли (nelly7721)   (31.12.2013 11:11) [Материал]
Прекрасный материал, особенное для логоритмических занятий!!! Ребятам в норме тяжело сочетать речь, движение, а в коррекции подавно!!! Но всё надо развивать!!!! Спасибо за идеи!!! Успехов Вам и удачи!!!

+2   Спам
Хорошая идея, Марина Николаевна. Не думали отобразить в печатном материале??? думаю, был бы успех!!! Отличная задумка, видно, что работаете с душой!!! Успехов Вам!!! biggrin

+3   Спам
8 Ирина (rosijanka)   (28.12.2013 20:09) [Материал]
Спасибо. Очень полезный и интересный материал.

+2   Спам
Мне приятно, что мое творчество нравится людям. Благодарю за внимание.

+3   Спам
СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ.

+2   Спам
Мне очень приятно, что Вам тоже нравится подобный подход к заучиванию стихов. Благодарю Вас за внимание. Успехов Вам.

+2   Спам
Очень интересно!!! Даже младшие школьники любят разучивать стихи с опорой на картинки!!! очень ценный материал, тем более в современном мире с большим количеством деток отстающих в обучении. Спасибо,Марина Николаевна!!!

+2   Спам
Вы правы, Ирина Юрьевна, подобные картинки являются хорошим подспорьем для детей с трудностями в обучении не только при заучивании стихов. Все зависит от педагога и его желания сделать для детей процесс обучения интересным и увлекательным.Удачи Вам в работе.

+3   Спам
2 Полина (Polinka)   (08.12.2013 19:35) [Материал]
Спасибо большое!!!Прекрасный материал, очень интересен в работе деткам с ЗПР!!! На занятии был восторг и аншлаг!!! У вас очень много интересного и полезного материала!!! biggrin

+2   Спам
Конечно, подходит для детей с ЗПР, только стихи выбирайте сами в зависимости от уровня детей, а не по предложенной схеме.Творческих Вам успехов.

+3   Спам
Алла Анатольевна, про стихи и движения знаю, но как-то не было идей того, как показать это в авторских стихах, например "Посидим в тишине". Это предлагает Алябьева, но у нее ведь свои стихи. Тем более, что наши музработники (по своим методикам) так поют песни, со стороны это выглядит ужасно, настолько часто меняются движения.
В ближайшие дни я выложу другие стихи в презентациях. Спасибо за внимание.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог