Методические рекомендации «Экологическая среда ДОУ в рамках ФГТ как условие художественно – эстетического развития»
(82.0 Kb)
16.05.2013, 12:45
Салимова Надежда Александровна
воспитатель, МБДОУ ДСКВ № 27 «Филиппок»
Салимова Надежда Александровна воспитатель 2013 г. МБДОУ ДСКВ №27 «Филиппок»
Тема: «Экологическая среда ДОУ в рамках ФГТ как условие художественно – эстетического развития»
«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» (Е.И.Тихеева).
В условиях гуманизации и демократизации системы современного российского образования, вариативности действующих образовательных программ, широкого реформирования системы дошкольного воспитания всё более актуальной становится проблема приобщения ребенка к общечеловеческим и отечественным ценностям, становление дошкольника как личности, формирование его гражданской позиции, усвоения им социокультурных и экологических норм и правил. Этот процесс тесно связан с глобальной проблемой становления личности ребенка, развития его духовности. На современном этапе развития нашего государства, на фоне экологических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всестороннее развитие личности. В последнее время возросло внимание к экологическому воспитанию как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Вопросами воспитания экологической культуры в дошкольном возрасте и созданием эколого – развивающей среды в ДОУ занимались такие педагоги, как Н.А.Рыжова, Н.Н.Кондратьева, Ж.Л.Васякина – Новикова. Содержание экологического воспитания реализуется через образовательную область «Познание» и другие образовательные области. Представления о природе являются содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание успешно интегрируется с образовательной областью «Художественное творчество». Интеграция осуществляется через содержание образования (представления, знания), через использование дидактических средств. Содержание экологического воспитания интегрирует в разных образовательных областях: 1. Обсуждение с детьми смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря, что расширяет представления о природе и народной культуре. 2. Использование для слушания звуков природы и классической музыки помогает лучше понять красоту и многообразие природного мира. 3. Реализация детских проектов, в которых используется опыт: »Наши коллекции», «Книга путешествий», «Календарь природы», «Почемучки». Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. Составной частью этого пространства в дошкольном образовательном учреждении является эколого-развивающая предметная среда. Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача заключается в расширении и дополнении впечатлений, которые ребенок получает от непосредственного общения с природой. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо создание зоны природы или, другими словами, эколого-развивающей среды, создание которой является одним из условий экологического воспитания детей в ДОУ. Эколого – развивающая среда – это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди родителей (по Н.Н.Николаевой). Каждое ДОУ по своему усмотрению и в зависимости от разных условий и возможностей, имеет свою экологическую среду, и использует её в работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Успех экологическому воспитания обеспечивается готовностью педагога к осуществлению экологического образования, личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка, построением экологической развивающей среды, активным участием родителей в воспитательном процессе, установлением связей с общественными организациями. Наиболее традиционными элементами развивающей природной среды являются групповые уголки природы и озеленение участка, прилегающего к детскому саду. Участок – это место для игр, прогулок, занятий, наблюдений за окружающими объектами. На участках детского сада дети проводят значительную часть времени, особенно в тёплое время года. Но и зимой участок остаётся основным элементом развивающей игровой среды, в которой дети получают представление о сезонных представлениях в природе, своеобразие и красота которых производят на детей неизгладимое впечатление. Одним из важных условий реализации системы экологического образования и развития творческих способностей в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды (РПС). Соответствующая целям создания развивающей предметной среды как таковой, которая должна способствовать развитию ребенка в целом, как личности можно выделить два направления: а) создание новых элементов среды; б) экологизация существующих. К первому относятся экологические центры, экологические комнаты (классы), лаборатории для проведения исследовательской работы, зимние сады, экспериментальные и живые уголки в группах, особое оформление интерьера коридоров, экологические тропинки. Так, создание экологического класса, где на стеллажах лежат коллекции и красочные книги, которыми могут воспользоваться дети, или специальной лаборатории, где проводятся опыты и дети выступают в качестве «настоящих ученых», повышает интерес детей к обучению, а значит, и его эффективность. Второе направление - это элементы среды, характерные для большинства современных дошкольных учреждений, в том числе музыкальные и физкультурные классы и т. п. Они также могут быть использованы в целях экологического воспитания. Предметно – развивающая среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для: • познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов); • эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами); • оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе); • формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам); • формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту); • экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.) Главной задачей является создание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры и развитие на основе полученных знаний творческих способностей («Я – Творец»). Таким образом, экологизация РПС в дошкольных учреждениях должна способствовать реализации всех его компонентов: Познавательный компонент (о многообразии, росте, развитии, приспособленности к среде, взаимосвязях растений и животных; взаимосвязи живой и неживой природы; об охране природы, использовании её ресурсов). Ценностный компонент (о самоценности жизни, природы и человека; об универсальной ценности природы для человека; о созидательной, культурной ценности деятельности человека; об основных нравственных ценностях человека.) Нормативный компонент (о законах декларирующих права и обязанности взрослых и детей; о нормах и правилах поведения в обществе и природе; способах личного участия по отношению к окружающим и природе) Деятельный компонент (о необходимости проявления личной инициативы и участия в созидательной деятельности; о многообразии созидательной деятельности в общественных местах, детском саду, семье, природном окружении) В ДОУ учитываются требования ФГТ по созданию РПС, которая позволит оптимизировать работу в системе экологической культуры и художественно – эстетического развития. Непременным условием построения развивающей среды в ДОУ валяется опора на личностно - ориентированную модель взаимодействия с детьми. Важно, что бы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, среда должна быть развивающей, но и развивающаяся. Для формирования экологической культуры и развития художественно-эстетических способностей РПС включает следующие элементы: • центр экспериментирования «Наша лаборатория», • экологическая комната, • центр краеведения, • центр «Наша библиотека», • территория детского сада: площадка для игр, праздников, развлечений, • экологическая тропа; • эстетически оформленные помещения детского сада • центр «Воды и песка» • манипулятивный центр • центр «Науки и природы»
Весь текст материала находится в приложенном файле
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 07.05.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.