Прогулка - поход «По лесной тропинке». Цель. Коррекционно-обучающая: • учить согласовывать существительные с прилагательными; • сравнивать объекты природы по толщине, высоте и ширине; • закрепить знание детей о насекомых, растениях, о правилах поведения на природе. Коррекционно-развивающая: • развивать речь через словесные игры: «Что мы видим», «Что какое?»; через ответы на вопросы; • развивать память через припоминания словесных, пальчиковых и малоподвижных игр: «Как-то раз лесной тропой», «Есть у каждого свой дом»; через припоминание увиденного на предыдущих экскурсиях; • развивать общую и мелкую моторику через пальчиковую, малоподвижную и подвижные игры; • развивать слуховое внимание через речевые игры, слушанье пение птиц; • развивать словесно-логическое мышление через отгадывание загадок и игру «Что сначала, что потом», «Что надо, чтоб растения росли»; • развивать внимание через игру «Найди отличие»; • развивать чувство цвета через смешивания красок; • развивать наглядно-действенное мышление через игры «Раз, два, три к дереву беги»; • развивать творческое воображение через рисование нетрадиционными способами. Коррекционно-воспитывающая: • воспитывать любовь к окружающей природе и бережное отношение к ней. Оборудование. Демонстрационный материал: • предупреждающие знаки в лесу: не шуметь, не ломать деревья, не разжигать костер, не мусорить, не ловить бабочек; • модель: «Жизнь бабочки», «Что надо, чтоб растения росли?»; • бабочка на магните, сидящая на дереве; • нитка, натянутая между деревьями • таз; • вода чистая и вода с добавлением йода; • бумажные цветы со свернутыми лепестками; • стаканчики сделанные из бумаги; • плакат, написанный лимонной кислотой «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ». Раздаточный материал: • костюмы бабочек; • подкладной лист полистирола; • альбомный лист бумаги; • гуашь, баночки с водой; • кисть. Технические средства обучения: • магнитофон • аудиозапись Сюрпризный момент: • игрушка - лесовичок; • девочка в костюме бабочки; • взрослый в костюме волка; • печенье - грибочки в корзиночке. Предварительная работа. • экскурсии по экологической тропе, начиная с осени; • наблюдения за объектами природы деревья, речка, поле, лес, муравейник и другие объекты, встречающиеся на пути; • фотографирование во время экскурсий и наблюдений; • работа с фотографиями в группе; • чтение произведений и заучивание стихотворений; • рассматривание иллюстраций; • работа над проектом «Яблонька» • разучивание с ребенком другой группы стихотворения «Бабочки»; • написать плакат лимонной кислотой «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ». Ход проведения прогулки I. Организационный момент. Ребята сегодня к нам пришло письмо. Отгадайте откуда. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт, Заходи в зеленый дом – Чудеса увидишь в нем. (лес) Письмо пришло к нам из леса, а кто его мог нам прислать? (Лесовичок) Конечно, это письмо от нашего друга, Лесовичка. И сегодня мы пойдем к нему в гости. Мы увидим много интересного, нас ожидают удивительные сюрпризы и много разных игр. Педагоги проверяют одежду и обувь детей, напоминают правило! поведения во время прогулки. Проводится краткая беседа, о состоянии погоды, уточняется время года. II. Путешествие «По лесной тропинке» 1. По тропинке мы идем. Проходя мимо жилого дома вспомнить. Ребята, а когда мы зимой ходили в лес, что у нас лежало под ногами (снег, сугробы). Зимой тропинка была узкая и мы шли друг за другом, а сейчас какая тропинка? (Широкая) Помните, где тропинка кончалась, как мы по сугробам ходили? Давайте сейчас представим, что на улице зима, и мы с вами идем по сугробам. • Дети идут высоко поднимая ноги. А весной когда таял снег, что здесь бежало. (Ручейки) Давайте мы с вами поиграем в ручеек, цепляйтесь друг за друга, и побежим, как весенний ручеёк. • Пети бегут змейкой, зацепившись друг за друга. А теперь мы ручейки Побежим вперегонки. Прямо к озеру бежим Станет озеро большим. Бежал, бежал ручеек и забежал в большую лужу. Дети образуют большой круг. Пробежал через лужу и побежал дальше, а на пути маленькая лужа. Дети образуют маленький круг. Давайте вспомним, как мы перепрыгивали через лужи весной. • Дети прыгают с одной ноги на другую продвигаясь вперед. 2. Тополиная посадка. Знак – «Не шуметь». Посмотрите ребята, здесь висит какой-то знак, о чем он говорит? (Что нельзя шуметь) Правильно, если мы будем шуметь, то не услышим шум деревьев и пение птиц. Давайте послушаем звуки природы. Тихо стоят и слушают. Скажите, что вы сейчас услышали? (Ответы детей) • Д/и «Что мы видим». А сейчас давайте поиграем в иргу «Что мы видим». Каждый из вас должен назвать одним словом то, что видит. Говорить надо быстро и не повторять слова сказанные другими, кто не может быстро назвать слово, тот выходит из игры. Проводится игра. • Л/и «Что какое?» А хотите поиграть еще в одну игру «Что какое?». Вы также будете называть то, что вы видите, но двумя словами. Например: дерево высокое. Кто не может назвать, выходит из игры. 3. Остановка у бревна. Знак – «Не жечь костер». Посмотрите, здесь опять какой-то знак, о чем он нам говорит? (Что в лесу нельзя жечь костер) Лесовичок его наверное специально здесь поставил, чтобы люди знали, что в лесу нельзя разводить костер. Скажите, а почему в лесу нельзя разжигать костер? (Ответы детей) • Посиди, отдохни. Подходят к знакомому бревну. Посмотрите, а вот и наше знакомое бревнышко, давайте мы немного посидим и отдохнем. Пока дети сидят на бревне, педагог задает вопросы. Как вы думаете, откуда берутся бревна? (Ответы детей) Когда деревья погибают, люди их спиливают на дрова, а в лесу остаются пенечки. Давайте с вами поиграем в башкирскую народную игру «Липкие пеньки». • Подвижная игра «Липкие пеньки». Сейчас трое из вас должны сесть на корточки и изображать липкие пеньки, пеньки не должны вставать с места. А остальные дети будут бегать между пенечками, но слишком близко подбегать к ним. А пенечки стараются коснуться пробегающих мимо детей. • Встреча Лесовичка. Пока мы с вами тут играли, посмотрите, кто сюда пришел. Вы его узнаете, кто это? (Лесовичок) Что надо сказать Лесовичку? (Здравствуйте) Лесовичок очень рад, что мы пришли к нему в гости. Он спрашивает помните ли вы как надо себя вести в лесу? (Ответы детей) Не попадались ли вам на пути какие-нибудь знаки? (Ответы детей) Он говорит нам, что у него срочное дело и ему очень жалко, что он не может пойти дальше с нами если мы пойдем к речке, то на восьмом дереве от этого мы кого-то увидим, отгадайте кого. Спал цветок, потом проснулся, Больше спать не захотел. Встрепенулся, потянулся, Взвился вверх и улетел. Кто это, угадали? (Бабочка) Правильно, бабочка, тогда пойдем её искать. Считайте правильно деревья. Дети считают деревья и находят бабочку. 4. Бабочки красавицы. Знак – «Не ловить бабочек». Тише ребята, не спугните её, пусть она отдыхает. Посмотрите, какая она красивая. Сколько крыльев у бабочки? (Четыре) А лапок? (Шесть) Чем питаются бабочки? (Нектаром) Посмотрите ребята, а это, что за знак, о чем он нам говорит? (Что нельзя ловить бабочек) Звучит музыка, появляется девочка в костюме бабочки и читает стихотворение. Мы каждый день вокруг порхаем, В работе устали не знаем: Пыльцу цветков мы переносим, А вас мы очень-очень просим, Нас не пугать и не ловить, Чтоб мы могли спокойно жить! • Модель бабочки, «Что сначала, что потом». Скажите, а вы знаете откуда берутся бабочки? (Жизнь бабочки начинается в яйце на листе. Из яйца появляется крохотная гусеница (личинка), которая ест лист и быстро растет. Гусеница становится толстой и вялой. У нее вырастает жесткое покрытие, и она превращается в куколку. Куколки почти не двигаются, но внутри происходят большие изменения: гусеница превращается в бабочку. Под твердой оболочкой ей становится тесно, куколка раскрывается, и из нее выползает бабочка. Как только у нее высохнут и расправятся крылья — она улетит.) Жизнь бабочек удивительна: из противной гусеницы вдруг родится прекрасная крылатая бабочка! • Рисуем бабочек Давайте мы с вами нарисуем это красивое чудо. Дети рисуют методом монотипии. • Приметы. А вы знаете, что бабочки - живые барометры: • много бабочек над цветами - к хорошей погоде; • бабочки залетают в дом, в укрытие - к холодному ветру. Опыт - живой цветок. Все лето бабочки украшают поля и луга, летают над цветами, пьют нектар. А вы видели, как цветы распускаются? Давайте понаблюдаем. Педагог опускает в чашку с водой 4-5 бумажных цветка с закрытыми лепестками. Дети наблюдают, как разворачивается в воде бумажные цветы. Как вы думаете, почему цветок открылся? (Ответы детей). Цветок питается водой, из земли, по корешкам и стеблю вода поднимается к цветку и как только воды будет достаточно, цветок начинает распускаться. Кто знает, куда осенью пропадают бабочки? (Ответы детей). Осенью одни, как птицы, улетают на юг. Другие прячутся и спят всю зиму. А третьи отложат яички и умрут. Каких только бабочек нет! • Игра «Танец бабочек» Хотите и вы превратиться в бабочек? Тогда одевайте крылышки и полетим. Дети одевают костюмы, и под музыку, то медленно и плавно, то порывисто быстро изображают полет бабочек. Давайте попрощаемся с бабочкой, нам пора идти дальше. • Игра «Паучок». Посмотрите, педагог обращает внимание ребят на нитку, зацепленную за травинку, здесь похоже паутинка. Паучок паутинку Зацепил за травинку, А потом за листок, Получился мосток. Давайте посмотрим, куда направился наш паучок. Дети отправляются по нитке петляющей между деревьями. Нитка приводит их к молодой яблоньке, за которой дети наблюдают. 5. Здравствуй яблонька. Знак – «Не ломать деревья». Посмотрите, паучок привел нас к нашей яблоньке. Что с ней произошло? Какая была яблонька в последний раз, когда мы её видели? Кто помнит стихотворение, про яблоньку? Яблонька. И. Токмакова. Маленькая яблонька Я надела платьеце У меня в саду, С белою каймой. Белая - пре белая, Маленькая яблонька, Вся стоит в цвету. Подружись со мной! Здесь яблонька маленькая, а у нас на участке какие яблони? (Большие). Что есть у всех деревьев? (Корни, ствол, ветки, листья) Зачем деревьям нужны листья? (Чтобы дерево очищало воздух, дышало) Зачем деревьям нужны корни? (Чтобы дерево не падало, чтобы питалось земным соком и дождевой водой). Что будет если на земле не будет растений? (Люди умрут, нечем будет дышать) • Что нужно, чтоб растение росло? Что нужно нашей яблоньке и всем растениям, чтобы они росли? (Ответы детей) Детям предлагается модель растения, где они выбирают свет, тепло, воду, насекомые и т. д. • Как пахнут растения. У каждого растения свой запах. Понюхайте и запомните, как пахнет лист тополя, лист яблони, трава. Педагог предлагает ребятам 3 тарелочки с растертымс листьями. А сейчас поиграем. Надо будет угадать какой запах в тарелочке. Проводится игра. • Догони меня. Хорошо играли, а бегать быстро умеете? Тогда догоните меня. Педагог убегает, а дети догоняют его. Подбегая к берегу реки, педагог позволяет детям поймать себя. Какие вы у меня ловкие быстро бегаете. 6. У реки Ольховки. Посмотрите куда мы с вами прибежали? (Ответы детей). Как называется речка? (Ольховка). Кто в ней живет? (Ответы детей). Какая вода в реке? (Ответы детей). Какая вода была в реке ранней весной? (Ответы детей). А почему зимой речки не было видно? (Ответы детей). Скажите, а что находится за рекой? (Лес). Кто живет в лесу? (Ответы детей). 7. На лесной полянке. Дикие животные ходят к реке на водопой, чтоб напиться воды. Давайте вспомним, какие животные ходят к реке. • Пальчиковая игра «Дикие животные». Как-то раз лесной тропой (указательным с средним пальцами Звери шли на водопой. изображаю ходьбу) За мамой лосихой топал лосенок, (разгибают пальцы по очереди) За мамой лисицей крался лисенок, За мамой ежихой катился ежонок За мамой медведицей шел медвежонок За мамой белкой скакали бельчата За мамой зайчихой косые зайчата Волчица вела за собою волчат Все мамы И дети напиться хотят. (сжимают и разжимают кулачки) Видите сколько много животных живет в лесу, и у каждого из них есть свой дом. • Малоподвижная игра «Есть у каждого свой дом» Есть у каждого свой дом (Смыкают пальцы над головой домиком.) У лисы в лесу глухом (Идут на носочка изображая лису.) Есть нора - надежный дом. Не страшны зимой метели (Раскачивают руками опущенными вниз.) Белочке в дупле на ели. (Подымают руки над головой соединенные кольцом) Под кустами еж колючий (присев разводят руки в стороны, пере- Нагребает листья в кучу. водят их вперед, а затем к груди - 2 раза.) Из ветвей, корней, коры (Поднимают руки вверх, опускают вниз, проводят руками сверху вниз по туловищу) Хатки делают бобры. (Кладут поочередно рука на руку, м.адленно поднимая руки вверх) Спит в берлоге косолапый, (Идут вразвалочку, как медведи) До весны сосет он лапу. Есть у каждого свой дом (Берутся за руки образуя круг) Всем тепло, уютно в нем. (Сужают круг, кладут руки на плечи друг к ДРУГУ) • Подвижная игра «Лети и волк» Появляется взрослы, в костюме волка. Волк: Кто это здесь расшумелся, сейчас я вас съем, разве не знаете, что в лесу шуметь нельзя. Педагог: Не ешь нас, пожалуйста, волк, мы больше шуметь не будем, лучше поиграй с нами. Будешь нас догонять. На слова: «Дети по лесу гуляют, ходят, бегают, играют» - ребята выполняют движения по тексту. А ты, Волк, в это время будешь прятаться вот за этим деревом. На слова: «Дети поспешите, волк за деревом, бегите!» - дети побегут ко мне, а ты в это время будешь их ловить. Волк: А если поймаю, съесть можно? Педагог: Нет, Волк, лучше мы с тобой дружить будем, будем к тебе в гости приходить, играть с тобой. Волк: Хорошо, уговорили, давайте дружить и играть. Проводится игра 2-3раза. Педагог: Нам пора, давайте прощаться. До свидания волк. Волк: До свидания ребята. Волк уходит. • Появляется Лесовичок. Лесовичок: Ну вот, я вас и догнал. Как ваше настроение? Вам понравилось у меня в гостях? Вас, никто не обидел? (Ответы детей). Педагог: Спасибо тебе Лесовичок, нам очень понравилось у тебя в гостях, мы хотим тебя отблагодарить, на возьми, вот этот плакат. Пусть люди помнят, что природу надо беречь. Разворачивают перед Лесовичком плакат, где лимонной кислотой написана надпись. Лесовичок: Да на нем же ничего не написано! Педагог: Сейчас мы это исправим. Педагог опускает плакат в воду с добавлением йода и на плакате появляется надпись «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ». Лесовичок: Вот это чудеса, ну спасибо вам. Педагог вешает плакат между деревьями. Я хочу тоже угостить вас грибочками, проголодались, наверное, возьмите, подкрепитесь. Дает детям корзинку с печеными грибочками. Педагог: Давайте прощаться, нам пора, до скорой встречи. III. По дороге в детский сад. Ну, что в путь, пора торопиться. Педагог беседует с детьми о увиденном, интересуется впечатлениями ребят. • Общение с березой. Ребята, вы наверное очень устали? Посмотрите, какие здесь березы растут, сильные и высокие. Выберете каждый себе березку и обнимите её. Давайте попросим березку: «Березка красавица, ты добрая, ласковая и сильная, поделись с нами, пожалуйста, своей силой, дай нам здоровья, научи нас быть добрыми и спокойными». Прислушайтесь, что шепчет вам березка, каким секретом она с вами делится. Почувствуйте, как сила березы переходит к вам, как пропадает ваша усталость, и вы снова становитесь бодрыми, здоровыми и добрыми. Погладьте березку, скажите ей: «Спасибо тебе березонька за твою доброту и ласку» Дети возвращаются в детский сад. Литература 1. Агранович З.Е Сборник домашних занятий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-СПб.: «Детство – Пресс», 2004.-128с. 2. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с. 3. Кислова Т.Р По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2. /под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой.-М.: «Баласс», 1999.-144с. 4. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет: конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96с. 5. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий/ Под общей ред. С. Г. Шевченко – М.: Школьная Пресса, 2004. – 112 с. 6. Шишкина В. А. Прогулки в природу: Учеб. – метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/ В. А. Шишкина, М. Н. Дудулевич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 112 с.
|