Педагогический проект
«Сердце матери лучше солнца греет»
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А. Сухомлинский
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный;
Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели).
Образовательные области: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая;
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Проблема: на современном этапе, в сложных экономических условиях, и в связи с кризисным периодом в социальной сфере, ведущим к упадку нравственно-духовных и семейных ценностей, особое внимание в работе ДОУ должно быть направлено на решение задач социализации и развития общей культуры воспитанников.
Проблема формирования духовно-нравственной, самодостаточной личности, отвечающей за свои поступки, выходит далеко за рамки дошкольного образования, и задача взаимодействия со средой, в которой происходят важнейшие процессы социализации, образования и воспитания растущего человека, становится сегодня особенно актуальной в теоретическом и практическом плане.
Актуальность проекта: ознакомление с государственным праздником «День матери» в работе с детьми 5-6 лет; воспитание любви, уважения, бережного отношения к самому дорогому человеку – матери.
1 этап подготовительный.
Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта (художественная литература для детей и учебно-методическая литература для педагогов).
Пополнение предметно-развивающей среды (атрибуты к сюжетно-ролевым играм, семейные фотографии и фотографии мам; изготовление альбома «Мамы всякие важны» (о профессиях).
Беседа с детьми: «Сердце матери лучше солнца греет» и рассказ воспитателя о том, как был учрежден праздник «День Матери в Российской Федерации», который отмечается в последнее воскресенье ноября.
Совместное с детьми обсуждение подготовительных мероприятий к празднованию Дня Матери.
Решение: изготовить праздничный коллаж, коллективную аппликацию, альбом рассказов детей о маме, принять участие в фестивале ДОУ «День Матери».
Цель проекта: Воспитывать в детях любовь и уважение к матери, к её труду, вызвать стремление заботиться о матери, беречь и ценить ее.
Задачи проекта:
Создать положительный эмоциональный настрой при подготовке к празднованию Дня Матери, способствовать сближению матерей и детей.
Углубить знания детей о главной роли мамы в их жизни, воспитывать уважение и любовь к матери.
Развивать творческие способности в музыкально-художественной и театрализованной деятельности детей.
Развивать овладение детьми способами внеситуативно-личностного общения, развивать интонационную выразительность речи.
Формировать предпосылки инициативы.
Прогнозируемые результаты:
Появление желания у детей участвовать в праздновании Дня матери.
Осознание детьми, что мама – самый дорогой человек в жизни ребенка, которого надо не только любить, но и беречь, уважать, заботиться о ней.
Совершенствование коммуникативных навыков, интонационной выразительности речи, обогащение словаря детей.
Активизация детей в музыкально-эстетической и театрализованной деятельности.
Сохранение лучших традиций во взаимоотношениях ребенка и мамы.
Создание продуктов проекта:
• Выпуск группового альбома «Расскажу о мамочке любимой» (воспитатели, дети, родители).
• Изготовление поздравительного коллажа «Я желаю мамочке…» (воспитатели и дети).
• Создание коллективной аппликации «Букет для мамы» (дети).
• Участие в концерте, посвященном «Дню Матери»: показ инсценировок: «Разговор», «Как трудно быть мамой», чтение наизусть Т. Беляевой «День Матери – великий праздник», пение частушек (воспитатели и дети).
2 этап деятельностный.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Познакомить с праздником День матери. Формировать социокультурные компетенции, учить выполнять социальные роли, определять свое место и роль в семье.
Обогащать знания детей пословицами о матери.
Совершенствовать взаимоотношения между мамой и ребенком.
Расширять представления детей о женских профессиях, показать значимость любого труда женщины-матери.
Виды деятельности:
• сюжетно-ролевые игры:
«Семья»
«Дочки-матери»
«Ателье: праздничное платье для мамы»
«Мама – профессионал своего дела»
«Вечернее время с мамой».
• Рассматривание семейных фотографий и фотографий детей с мамами.
• Рассматривание альбома «Мамы всякие важны» (профессии),
• Знакомство с пословицами: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Мать кормит детей, как земля людей», «Родных много, а мать – роднее всего», «Сердце матери сильнее солнца греет».
Образовательная область «Речевое развитие».
Цель: Совершенствовать коммуникативные навыки. Помочь овладению способами внеситуативно-личностного общения. Совершенствовать интонационную выразительность речи при исполнении роли в инсценировке, при чтении стихов наизусть. Развивать умение слушать литературные произведения, следить за развитием сюжета, оценивать поступки персонажей.
Виды деятельности:
Чтение художественной литературы:
• Р. Сеф «Мама»,
• Г. Демикина «Мама»,
• Б. Житков «Как Саша маму напугал»,
• Г. Скребицкий «Заботливая мамаша»,
• Барто А. «Разлука».
• Заучивание стихотворения Т. Беляевой «День Матери – великий праздник».
• Инсценирование: «Разговор»; «Как трудно быть мамой».
• Составление творческих рассказов: «Расскажу о мамочке любимой», «Профессия моей мамы», «Мама – лучший кулинар».
• Составление пожеланий для мам к празднику День Матери (коллаж).
• Речевые игры «Моя мамочка самая…»; «Моя мама умеет…».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Продолжать знакомить с музыкальными произведениями о маме разных жанров. Учить передавать характер музыки в пении, в движении.
Учить вырезать цветы и листья из бумажных квадратов и прямоугольников, составлять из них композицию, аккуратно наклеивать вырезанные детали на бумагу, работать согласованно в коллективе.
Учить передавать в рисунке характерные мамины черты. Развивать творчество.
Воспитывать желание сделать приятный сюрприз для мам и поздравить их с праздником.
Виды деятельности:
• слушание песни «Самая хорошая» В. Иванникова,
• слушание П. Чайковского «Мама»,
• хоровод «Мамины помощники» М. Раухвергера.
• Коллективная работа – аппликация «Букет для мамы».
• Разучивание и исполнение частушек для фестиваля ДОУ «День Матери».
• Рисование «Мамин портрет».
• Изготовление коллажа «Я желаю мамочке…».
Итоговые продукты и мероприятия проекта:
o Групповой альбом «Расскажу о мамочке любимой».
o Коллаж «Я желаю мамочке…»
o Участие с музыкальными номерами, с инсценировками, стихами в фестивале ДОУ, посвященном «Дню Матери».
o Коллективная аппликация «Букет для мамы»
Рефлексия:
• Что вам понравилось в ходе подготовки к празднованию Дня Матери?
• Чему вы научились?
• Что у вас не получилось? Почему?
• Что бы вы еще хотели сделать приятного для мамочки?
• В каком новом проекте вы хотели бы поучаствовать?
|