Конспект занятия для детей старшей группы
на тему: « Животные Севера »
(интеграция ОО «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура»)
Программное содержание:
1. Познакомить детей с особенностями природных условий крайнего Севера.
2. Дать понятие о том, как животные приспособлены к суровым условиям обитания.
3. Прививать любовь к животным.
4. Закрепить представления о видах транспорта и их особенностях, умение находить пропущенное число, соединять точки по порядку.
Оборудование: Проектор, экран, презентация «Животные Севера», CD диск с песней «Колыбельная медведицы», раздаточные листы с точками для соединения по порядку, карандаши на каждого ребенка.
Предшествующая работа: беседа о Севере, рассматривание альбома с иллюстрациями, энциклопедии, чтение художественной литературы.
Педагог предлагает детям отправиться в путешествие на Север. Включает 2 слайд
Воспитатель: Дети, посмотрите на слайд, какие виды транспорта вы видите? На чем мы можем добраться быстрее всего на Север? Почему? Докажите. (Ответы детей)
Воспитатель: Я с вами согласна. Отправляемся в путешествие! Включает 3 слайд
Физминутка
Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре – полетел наш самолёт
Включает 4 слайд
Воспитатель: Вот мы и приземлились. Это суровый и холодный север. Кругом снег, лёд. Как вы думаете, какая погода здесь бывает чаще всего? (Ответы детей)
Скажите, легко ли жить в таких условиях людям и животным? (Ответы детей)
Включает 5 слайд
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, какие животные живут на Севере? Слушайте загадку:
Весит много килограмм
Этот белый великан
Он на льдине поплывет,
Рыбу на обед найдет (Белый медведь)
Включает 6 слайд
Воспитатель: Похож ли он на бурого медведя? Чем? (Такие же лапы, такой же большой.)
Чем отличается белый медведь от бурого медведя? (Цвет шерсти - белый, белый медведь любит воду, легко плавает, живет на Севере.) Дети, а как вы думаете, кто больше любит плавать в воде: белый медведь или бурый? (Ответы детей.)
Какая шерсть у белого медведя? (Густая, теплая, поэтому в самый лютый мороз ему не холодно).
Включает 7 слайд
Воспитатель: Белые медведи живут далеко – далеко на Севере в Ледовитом океане. Зимой и летом по океану плавают огромные льдины, плывут они медленно, а вокруг вода да вода и берега не видно. Кажется, никакой зверь жить там не сможет. Вылезет белый медведь из воды на льдину, отряхнется – и опять сухой, хотите узнать почему?
Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.
Опыт
В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, покрыта тонким слоем воды. А если бы сейчас ударил мороз, что случилось бы с нашими руками? (Вода превратилась бы в корочку льда.) Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детским кремом). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды нет, значит, рука не покроется корочкой льда. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем. (Шерсть у медведя покрыта жирной смазкой, которая не позволяет воде замёрзнуть. Когда медведь встряхивается, капельки воды быстро стекают и не успевают замёрзнуть.)
Включает 8 слайд
Воспитатель: Чем питаются белые медведи? (Рыбой, мелкими морскими животными).
Физкультурная минутка
«Я мороза не боюсь»
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
Включает 9 слайд
Воспитатель:
Мех короткий, но густой
Есть клыки и ласты
В складку богатырь такой
Толстый и опасный. ( Морж).
Какое тело у моржа? (Большое, неуклюжее).
Чем покрыто тело моржа? (Ответы детей.)
Воспитатель: У моржа шерсти нет, у него очень толстая кожа и есть подкожный жир, который согревает моржа, и никакой мороз ему не страшен. Подкожный жир лучше, чем теплая шуба. Какого цвета морж? (Коричневого.)
Что есть у моржа на мордочке? (Клыки.)
Какого цвета клыки? (Белые).
Для чего они нужны моржу? (Ответы детей.)
Воспитатель: При помощи клыков он взбирается на льдину, воткнет клыки, подтянется и взбирается на льдину. Что помогает моржу во время плавания? (Ласты.)
Воспитатель: Морж ластами работает, как веслами. Он плавает очень быстро. А кто из вас знает, чем питается морж?
Включает 10 слайд
Дети, моржи целый день дремлют на льдине, а когда проголодаются, нырнут в воду и достанут ракушку со дна, водоросли, наедятся и снова на льдину. Моржи очень тяжелые. Старый морж весит больше двух коров. Поэтому моржу тяжело влезть на льдину.
Включает 11 слайд
Воспитатель:
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Олень)
Чем покрыто тело оленя? Какого цвета шерсть у оленей? Что у оленя на голове? Какие рога у оленя? На что у них похожи рога? (Ответы детей.)
Посмотрите, какие стройные, сильные ноги у оленя! Для чего оленю нужны такие ноги? (Ответы детей.) А что на ногах у оленя? Для чего оленю нужны широкие копыта? (Ответы детей.)
Включает 12 слайд
Воспитатель: И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей. А чем питаются олени летом? (Зеленой травой, мхом.)
Мох называется – ягель и еще олени любят соль и летом едят грибы.
Дети, олени бывают дикие и домашние. Какую пользу приносят домашние олени?
Включает 13 слайд
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться.
Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре – полетел наш самолёт
Итог:
Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский сад. Где мы побывали? Каких животных мы встретили? На память о нашем путешествии я хочу подарить вам фотографии животных, С которыми мы сегодня познакомились. Если вы правильно соедините все точки, то узнаете, какое животное на фотографии. Раскрасьте его нужным цветом.
|