Пояснительная записка
«Человеку важно знать свои корни-
отдельному человеку, семье, народу-
тогда и воздух, которым мы дышим,
будет целебен и вкусен,
дороже будет взрастившая нас земля
и легче будет почувствовать
назначение и смысл человеческой жизни.
Без прошлого
невозможно не понять хорошо,
не оценить по достоинству настоящего.
Дерево нашей Родины – одно целое:
Земная кора и корни,
глубоко уходящие в землю.»
Любовь к близким, к своему дому, городу, стране –
необходимые каждому человеку качества. Северный народ – ярчайший пример
неизменной любви к своей земле. Тундра для ненца – это огромный, просторный чум.
В ней каждую равнину, сопку он узнает по известным только ему приметам, шепоту
земли в полярную ночь и стужу. Ненцы и ханты бережно чтят природу родного края,
чтобы сохранить ее для последующих поколений. В этом большую роль играют
запреты: «не мучай зверя, насекомого – тебя могут постичь страшные мучения»; «не
втыкай в землю железные предметы без надобности; боль земли – это боль сердца».
Трудно найти человека, которого оставят равнодушным такие слова.
И очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость
коренных народов Севера, научились также любить свой родной край и свою землю.
Во все времена и у всех народов основной целью
воспитания являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных
обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и
духовного опыта.
Однако еще несколько лет назад из сферы нравственного,
патриотического воспитания подрастающего поколения изымался огромный культурный
пласт – уклад жизни носителей этнических традиций в окружающем социуме. В
последнее время положение изменилось. Мы подошли к пониманию того, что
патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа,
опираясь на духовно-национальное начало. Как следствие воспитание дошкольников,
проживающих в регионах, где коренными жителями являются малые народы, начинает
осуществляться с опорой на истоки культуры этих народов.
Формирование личности ребенка, воспитание у него
определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции –
сложный педагогический процесс.
В настоящее время все больше возрастает познавательный
интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Малая родина дает
человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.
Краеведение в образовательном учреждении является
важным педагогическим средством, которое способствует формированию у детей
нравственных понятий и качеств, расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями
о родном крае, формирует чувство привязанности детей к Родине.
Для чего же следует изучать свой край? Что изучать?
Как преподавать краеведческий материал детям дошкольного возраста в детском
саду? Содержание краеведческого образования определяется, прежде всего,
возрастными познавательными возможностями. Именно в старшем дошкольном возрасте
закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего
ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств.
Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него
окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны,
учится грамотно с ним взаимодействовать.
Образовательная программа МДОУ «Аленький цветочек» не
в достаточной степени реализует задачи регионального компонента. В связи с этим
возникла необходимость разработки авторской программы как своеобразного
эмоционально-познавательного курса, предполагающего теоретическое и практическое
изучение «культурных объектов»; быта, традиций, обычаев, фольклора и
декоративно-прикладного искусства ненецкого народа, погружающего ребенка в мир
древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.
Занятия данной программы разработаны с учетом
возможности варьирования в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их
интеллектуального и психического развития и реализуются в процессе организации
дополнительного образования через кружковую деятельность, которая проводится во
второй половине дня, один раз в неделю. Курс рассчитан на один год обучения (в
количестве 32-х занятий) и состоит из четырех взаимосвязанных блоков:
- История моего города. Кто Я?
- Мир вокруг нас.
- Коренные народы Ямала.
- Мир вещей.
В каждом блоке восемь занятий, которые содержат
системную информацию о материальной и духовной культуре ненецкого народа. Итогом
внедрения в воспитательно-образовательный процесс кружка «Хомани» является
проведение развлечения с приглашением родителей воспитанников, где в сценарий
включены игры народов Севера, выставки народно-прикладного искусства, рисунки и
т.д.
На занятиях дети знакомятся с хозяйственной утварью,
одеждой, жилищем, продуктами питания, транспортом; изучают географию родного
края, его флору и фауну, полезные ископаемые.
Широко используется наглядность, в том числе словесная
(показ дидактических пособий, изделий декоративно-прикладного творчества, чтение
народных сказок, мифов, легенд, приданий).
Проживание детьми определенной тематической или
исторической ситуации придает занятиям особую эмоциональную окраску,
активизирует знания и будит фантазию ребенка.
При реализации данной авторской программы у детей
систематизируется и расширяется представление о своем крае, природных условиях и
ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы.
Цель программы:
- Создание специальных условий для формирования
духовного начала в каждом ребенке на основе ознакомления с родным краем.
- Воспитания интереса к жизни коренного населения, любви и уважения к его
культуре, природе.
- Развитие в ребенке пытливого интереса к окружающему и фактам,
как в области естествознания, так и в области естественной жизни.
Задачи программы:
- Формировать ценностное отношение к
культурно-историческому наследию с учетом принципа региональности.
- Сформировать основные понятия о мировоззрении, быте,
культуре коренных народов Севера.
- Воспитывать чувство патриотизма, эстетических и
нравственных черт личности.
Для реализации программы используются следующие
методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод – используется во время:
- Наблюдений.
- Рассматривания книжных иллюстраций, открыток,
репродукций, предметов.
- Экскурсий по родному городу, целевых прогулок.
- Проведения дидактических игр.
- Моделирования сказок.
Словесный метод – представляется наиболее эффективным
в процессе:
- Чтения литературных произведений.
- Бесед с элементами диалога.
- Рассказа воспитателя.
- Использования художественного слова, пословиц,
поговорок.
- Загадывания загадок.
- Рассматривания наглядного материала.
- Проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод – используется, когда необходимо:
- Организовать продуктивную деятельность.
- Провести игры (строительные, дидактические, подвижные,
инсценировки и др.).
- Оформить коллекцию из природного материала.
- Изготовить персонажи к сказкам.
- Организовать постановку сказок, конкурсы, викторины.
- Провести экскурсии различной направленности.
Принципы разработки программы:
- Доступность – соответствие требованиям современного
дошкольного образования, в том числе концепция модернизации образования.
- Функциональность – расширение и обобщение полученных
ранее знаний на занятиях «Ознакомление с окружающим», «Рисование». «Лепка»,
«Аппликация», «Развитие речи».
- Региональность – учет природных особенностей Севера и
культурных, исторических традиций проживающего на его территории народов.
- Научности – программа базируется на определенных
исторических данных, художественно-публицистических материалах,
материалов по краеведению.
- Адресованности – программа ориентированна на работу
с детьми старшего дошкольного возраста и предусматривает
ознакомление детей с «азбукой» краеведения – эпизодическими, наиболее
яркими фрагментами из истории родного города, края, достопримечательностей города, культурной жизнью,
народно-прикладным искусством и т.д.
Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста.
Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь
развития.
Ребёнок, будучи при рождении совершенно беспомощным,
постепенно превращается в активного члена общества, творчески изменяющего
окружающий мир.
Психическое развитие ребёнка заключается в том, что
под влиянием условий жизни и воспитания происходит формирование самих
психических процессов, усвоение знаний и умений, образование новых потребностей
и интересов.
Так, мышление дошкольника, хотя и связано неразрывно с
его речевой деятельностью, имеет ещё чрезвычайно наглядный, образный характер.
Для того чтобы дошкольник понял словесное объяснение, оно должно опираться либо
на непосредственное восприятие окружающего ребёнка, либо на конкретные
представления, образовавшиеся у него ранее.
В дошкольном возрасте значительно возрастает роль
слова в познании окружающей действительности и в поведении ребёнка.
Дошкольник постепенно научается выполнять довольно
сложные действия по словесной инструкции. Вместе с тем он начинает усваивать
новые знания не только путём непосредственного восприятия окружающего, но и с
помощью словесных объяснений и описаний. Для того чтобы объяснения, обращённые к
ребёнку, были им поняты, произносимые взрослым слова должны подкрепляться
непосредственным восприятием соответствующих предметов и явлений или же
опираться на достаточно отчётливые наглядные представления, образовавшиеся у
ребёнка в результате прежних наблюдений.
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника
имеет игра.
Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной
форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности,
активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь
окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой
деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко
прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий, правильное
выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое
подкрепление благодаря одобрению детского коллектива достижению соответствующего
игрового результата, положительной оценке. Всё это создаёт благоприятные условия
для образования и закрепления у детей новых временных связей.
Под влиянием обучения у детей дошкольного возраста
постепенно складываются интересы к приобретению новых знаний, формируются
простейшие навыки учебной работы. Обучение детей на дополнительных занятиях
расширяет знания детей об окружающем, позволяет успешно овладевать языком, дает
материал для впечатлений, переживаний и новых познаний, способствует
эмоциональному и интеллектуальному развитию детей.
Учебно-тематический план.
Название блока |
Занятия |
Продуктивная деятельность |
Экскурсии |
История моего города.
Кто Я? |
6 |
1 |
1 |
Мир вокруг нас. |
8 |
|
|
Коренные народы Ямала. |
7 |
|
1 |
Мир вещей. |
3 |
5 |
|
|
24 |
6 |
2 |
|
32 занятия |
Программа занятий кружка «Хомани»
Ожидаемые результаты.
Приобщение детей к национальной ненецкой культуре
содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край
уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как
коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Ямала, желающие внести
свой вклад в его развитие.
Работа по приобщению детей к национальной культуре
народов Севера предполагает ожидать следующие результаты:
- Изучая традиции, жизнь и быт ненецкого народа, дети
усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность
человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным
жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и
близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной
земли.
- У детей формируются мировоззрение, национальное
самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне
нравственных идеалов – любви к малой родине.
- Осуществляется воспитание начал интернационализма,
которое предполагает как общение детей разных национальностей в дошкольном
учреждении, так и специальное ознакомление с жизнью других народов, в частности
ненецкого.
- Формируется позитивное восприятие национальных
различий, других культур, языка, религий, убеждений.
- Дети свободно могут использовать знания фольклора,
применять в повседневной жизни.
- Будут иметь представления об обычаях, традициях,
особенностях жизни коренных народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в
жизни народа.
- Чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать
родовую связь с природой.
- Адаптироваться в любом регионе России независимо от
национальности.
- Выражать свое отношение к миру в соответствии с
культурными традициями, принятыми в обществе.
Список литературы:
- Евладов В.П. По тундрам Ямала к Белому острову. -
Тюмень, 1992.
- Лисенко О. Региональный компонент в дошкольном
образовании // Дошкольное воспитание. 2009. - № 3 – С. 60 – 64.
- Ноябрьск и ноябрьцы / Под ред. А.И.Плясовских.,
А.В.Овсянникова. Челябинск, 1992.
- Няруй В.Н. Ненцы: уроки предков. – СПб,2005.
- Няруй В.Н., Няруй С.Н. Колыбельная для тундровичка. -
СПб., 2001.
- Подкорытов Ф.М. Оленеводство Ямала. - СПб.,1995.
- Приходько М.С., Приходько О.Б. Колыбельная для Хомани – СПб, 2002.
- Природа Ямало-Ненецкого автономного округа. / Под
ред. В.К. Рябицева. – Екатеринбург, 2006.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29 декабря 2001 года №1756-р «Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года».
- Федеральный закон от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об
образовании».
- Ядне Н.Н. Я родом из тундры. – Тюмень, 1995.
|