Педагогический проект «Первые шаги по
залам музея»
Бабичева
Татьяна Александровна
МБДОУ «Детский сад № 86» г. Березники
Пермский край
Заместитель
заведующего по ВМР
Аннотация:
Музейная педагогика – инновационная форма работы с детьми и
родителями. Оборудование мини-музеев в дошкольном учреждении помогает решать
практически все задачи дошкольного образования в соответствии с федеральными
государственными требованиями и может
быть использовано для реализации как комплексных, так и дополнительных программ
дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании
системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному,
природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному,
творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика
обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует эффективному
взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Проблема, на решение которой направлен проект:
Для обеспечения
качественного уровня создания и использования мини-музеев в специализированном
дошкольном учреждении необходимо, чтобы воспитатели овладевали новыми формами
работы, использовали в практической работе с детьми особенности своего
дошкольного учреждения. Одним из средств
повышения профессионального уровня педагогов в данной области является
использование метода проектов в педагогической деятельности.
Цель:
Развитие
творческих способностей тубинфицированных детей средствами музейной педагогики.
Задачи:
· создание развивающего предметного пространства
в специализированном дошкольном учреждении
в соответствии с Федеральными государственными требованиями;
· повышение профессионального уровня педагогов в
области музейной культуры, расширение их кругозора, создание возможности для
самостоятельной исследовательской деятельности внутри детского сада;
· сотрудничество педагогического коллектива
дошкольного учреждения в вопросах творческого воспитания тубинфицированных
дошкольников с родителями и
представителями социума.
Участники проекта:
· дети дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников.
Сроки реализации
проекта:
· проект реализуется – с 09.2011– по 08.2012г.
Этапы реализации проекта:
· деятельность
при выполнении проекта должна
соответствовать общей структуре проектирования. Выделяют четыре основных
этапа проектной деятельности: I этап (организационный) - с 09.2011
по 11.2011; II
этап (основной практический) - с11.2011по 04.2012 ; III этап
(итоговый): с 04.2012 по 08.2012.
Управление и
обеспечение проекта:
Управляет
педагогическим коллективом при реализации проекта заместитель заведующей по ВМР Бабичева Т.А. Организация
детской деятельности в рамках проекта требует создания условий в соответствии с
принципами В.А.Петровского,
отраженными в «Концепции развивающей среды дошкольного учреждения». Федеральные государственные требования ставят
цели содержания предметно-развивающей среды, обеспечивающие выбор видов и форм деятельности, направленной на
решение задач, связанных с интересами тубинфицированных
детей. Для реализации данных целей в
рамках проектной деятельности необходимо:
методические пособия, художественная литература, игровые пособия и др.
Оценка результатов
проекта:
Практическая ценность
материала заключается в том, что он может быть включен в любую программу
дошкольного образования и воспитания. Кроме того, проект составлен с учетом
интегративного подхода для обогащения образовательного процесса в таких
областях, как:
· «Коммуникация» (развитие свободного общения со
взрослыми и детьми в ходе реализации проекта);
· «Чтение художественной литературы;
(ознакомление с художественной литературой);
· «Познание» (формирование целостной картины
мира, расширение кругозора детей);
· «Социализация» (формирование первичных
ценностных представлений);
· «Художественное творчество» (развитие детского
творчества).
План
реализации педагогического проекта
№ п\п
|
Мероприятия
|
Срок
|
Ответственные
|
I.
Организационный этап:
|
1
|
С
педагогами:
-
Практикум
«Создание
мини-музеев в группах
специализированного
дошкольного учреждения».
-
Заседание методического совета № 2
|
Октябрь 2011
|
заместитель заведующего ВМР Бабичева Т.А.
|
2
|
С
родителями:
-
Круглый стол « Зачем в детском саду нужны мини-музеи?»
-
Проведение семейных экскурсий в Строгановских палатах, художественной галерее
г. Перми
|
Сентябрь 2011
Октябрь
2011
|
Воспитатели 1 кв.к. Рындина О.Н.,
Жирнова И.А.
|
3
|
С детьми:
- Проведение экскурсий с педагогами и
воспитанниками в художественно-историческом музее имени Коновалова г. Березники
- Оформление фотовыставки «Семейные
экскурсии»
|
Сентябрь 2011
Ноябрь 2011
|
Воспитатель 1 кв.к. Новосёлова Т.В.,
высшей кв.к. Третьякова Е.А.
|
II.
Основной практический этап:
|
1
|
С
педагогами:
- Проблемная группа воспитателей по теме «Музейная
педагогика»
- Проведение смотра-конкурса «Лучший
мини-музей ДОУ»;
- Творческая гостиная «Презентация
мини-музеев»
-
Тематическая проверка
«Всестороннее
развитие личности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
|
В течение 2011-2012 учебного года
Февраль 2012
Февраль 2012
|
Руководитель воспитатели 1 кв.к.
Рындина О.Н.
заместитель заведующего ВМР Бабичева Т.А.
заведующий дошкольного учреждения
Зыкина Г.И.
|
2
|
С
родителями:
-литературно-музыкальная
гостиная «Традиции земли русской»
-
Семейный клуб по интересам «Экологический туризм»
|
Январь 2012
2011-2012 учебного года
|
Музыкальный руководитель 1 кв.к.
Старикова Е.В., воспитатель 1 кв.к. Жирнова И.А.
|
3
|
С детьми:
- Проведение с дошкольниками мероприятий
цикла «Музеи детям»;
- оформление детского Эрмитажа:
а)
экспозиция «История моего детского сада»;
б)
выставка детского художественного творчества «Вдохновение»;
в)
экспозиция «Подвиги Русского народа».
-
викторина «Музеи России»
|
2011-2012 учебного года
|
Воспитатели 1 кв.к. Рындина О.Н.
|
III.
Итоговый этап:
|
1
|
С
педагогами:
Педагогический
совет №2
«Развитие
личности дошкольника в детском саду средствами музейной педагогики»
|
28.02.2012
|
заместитель заведующего ВМР Бабичева Т.А.
|
2
|
С
родителями:
Обобщение опытов семейного воспитания
«Музейные дневники»
|
Апрель2012
|
Воспитатели 1 кв.к. Жирнова И.А.
|
3
|
С детьми:
Акция «Я и музей»
|
Май 2012
|
Воспитатели 1 кв.к. Рындина О.Н.
|
|