Проект разработки программы дополнительного образования «Наши пальчики играют» в первой младшей группе
(33.9 Kb)
16.12.2012, 22:58
Ветлова Ольга Владимировна
воспитатель детского сада, С.П." Детский сад "Ручеек" ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево Самарская область
воспитатель II квалификационной категории С.П. детсад «Ручеек» ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево Самарская область Ветлова Ольга Владимировна. Проект разработки программы дополнительного образования «Наши пальчики играют» "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев” В.А. Сухомлинский Актуальность. Ученые установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности от степени сформированности мелкой моторики рук. Исследования М.Кольцовой показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев,- говорящие дети. Если пальчики напряженные, сгибаются или разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Проблема. Наблюдая за детьми в младших группах детского сада, я заметила, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третье - застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна. Развитие мелкой моторики рук возникает не сразу. Взрослым необходимо поощрять ребенка, чтобы он больше тренировался. Вот поэтому была разработана программа кружка «Наши пальчики играют», где дети занимаются различными видами тренировки пальчиков. Курс занятий кружка легко интегрируется в образовательный процесс и режим дня дошкольного учреждения. Цель проекта. Разработать и реализовать программу дополнительного образования. Задачи. • Развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр; • формировать добрые взаимоотношения между детьми; • развивать речь, внимание, память и способность сосредотачиваться Проект долгосрочный (1 год) Предмет
Объект. Дети 2-3 лет Участники проекта: Педагоги, дети 1 мл.гр., родители. Этапы реализации: 1 этап, теоретический 15.08.12г. - 25.08.12г. *определение проблемы *определение цели и задачи 2 этап, подготовительный (разработка проекта) 25.09.09 - 31.08.12г. * определение методов и приемов работы; * подбор методической литературы, конспектов занятий, иллюстративного материала. * подбор оборудования * подбор музыкальных произведений; * проведение предварительной работы с родителями; * составление перспективного плана мероприятий. * разработка диагностики 3 этап, практический (выполнение проекта) 1.09.12г. - 15.05.13 г. • организация практической работы с детьми; • формирование устойчивого интереса, положительного отношения дошкольников к занятиям; • формирование практических навыков; • работа над формированием навыков правильной осанки, подвижностью пальчиков рук. • воспитание волевых качеств, внимания, самоконтроля, ответственности. • работа с родителями воспитанников: наглядное информирование, открытые просмотры, консультации. 4 этап, заключительный (аналитический) 15.05.2013 – 31.05.2013 г. • Подведение итогов реализации проекта • Анализ достижения поставленной цели и получаемых результатов • Обобщение результатов работы, формулировка выводов (Выступление на педагогическом совете 24.05.13г.) Цели программы. 1.Развивать речь, знакомить с окружающим миром, развивать творчество, фантазию. 2.Развивать внимание, воображение, пространственную ориентацию. 3.Совершенствовать зрительное восприятие. 4.Развивать мелкую моторику у детей раннего дошкольного возраста; щипковый захват указательным и большим пальцами. 5.Познакомить с приемками лепки: надавливание, вдавливание, сплющивание, отщипывание. 6.Развивать личностное, эстетическое развитие. 7.Развивать координацию движений. Задачи программы 1.Развитие ручной умелости и совершенствование точных, сложнокоординированных движений всех звеньев руки – плеча, предплечья и особенно кисти и пальцев рук. 2.Развивать речь детей. 3.Развивать внимание, воображение, память, мышление детей. 4.Совершенствовать зрительное восприятие, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений. 5.Обогащать словарь детей за счёт разучивания новых пальчиковых игр, расширять знания детей по основным лексическим темам. 6.Создавать благоприятный эмоциональный фон общения. Программа реализуется в течении одного года. Факультативные занятия проводятся один раз в две недели по каждому разделу программы, продолжительность занятия – 10 минут. Программа занятий выстраивается по принципу, от простого к сложному. Разделы программы: 1.Игры с мозаикой 2.Игры с пластилином 3.Фольклорные пальчиковые игры
Работа ведется в обозначенных направлениях и способствует углублению и расширению полученных умений и навыков. При реализации программы применяются следующие приемы: - рассматривание иллюстраций; - использование ТСО; - чтение художественной литературы; - показ воспитателя; - беседа; - рассказ; - творческие задания; - пальчиковые игры; - инсценировка. Предполагаемый результат. Воспитанники будут: уметь самостоятельно выполнять пальчиковые игры; делать различные движения пальцами, руками и произносить текст; прослушивать инструкции взрослого; знать названия пальцев своей руки; правила игр с пластилином; небольшие стихотворения; иметь представление о частях своей руки (рука, кисть, ладошка, пальцы) Критерии уровня развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Дети умеют: * Повторять движения рук. * Управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. * Показывать один пальчик, два, три и т.д. * Сочетать пальцевые упражнения с речевым сопровождением. * Брать и отщипывать пластилин с помощью большого и указательного пальцев. * Рисовать линии, круги, снимать и надевать свободную одежду. * Свободно двигать кистями и пальцами рук.
– Высокий уровень – делает самостоятельно, – Средний уровень – делает с помощью педагога, – Низкий уровень – не может сделать.
Дети знают: * Названия пальцев рук. * Несколько стихотворных текстов.
– Высокий уровень – выполняют самостоятельно – Средний уровень – делают с помощью подсказки, – Низкий уровень – затрудняются делать.
Весь текст материала находится в приложенном файле
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.