Дети дошкольного возраста развиваются тем успешнее, чем больше они получают ярких впечатлений, интересной информации и чем активнее обмениваются со взрослыми и со сверстниками полученными знаниями. Конкретный проект "Планета динозавров" создаёт среду практических коллективных и индивидуальных действий, которая позволяет детям выявлять и раскрывать в себе творческие способности, наклонности и предпочтения; она даёт возможность детям заниматься тем, что детей интересует; нарабаты-вать простейшие исследовательские методики и навыки; расширяет кругозор и учит детей не замыкаться в данном опыте, выходить за его границы; учит улавливать взаимосвязь конкретного изучаемого предмета с окружающими объектами и средой; и этим приближает детей, занятых в проекте, к ощущению многообразия и бесконечности явлений и предметов окружающего нас мира. Это и есть первые шаги юных натуралистов на территорию научного поиска и новых открытий.
Необходимо отметить, что идея проекта возникла, достаточно спонтанно, после посещения ребёнком из нашей группы вместе с родителями выставки динозавров на ВДНХ. Эмоциональный рассказ мальчика вызвал всплеск интереса у многих детей группы, которым они заразили своих родителей, и так возник проект о динозаврах.
Цель: создать благоприятные условия для проявления и реализации познавательных и творческих способностей детей в процессе работы над проектом.
Задачи:
- Познакомить детей с представителями древнейшей фауны на Земле - динозаврами, их видами, особенностями, чтобы показать разнообразие животного мира; его преемственность; вызвать у детей интерес и прививать вкус к простейшим формам исследовательской и научной работы на материале проекта.
- Учить детей пытливости и наблюдательности, развивать внимание, понимание сути и взаимосвязей наблюдаемых явлений.
- На примере очевидных фактов сходства и подобия древнейших животных - динозавров с животными современной эпохи - жирафами, носорогами, крокодилами, бегемотами - показать увлекательность и полезность приобретения и расширения знаний, их применимость к естественным наукам как возможному роду деятельности детей по мере их роста и взросления.
- В процессе работы над проектом о динозаврах способствовать развитию у детей памяти, наблюдательности, учить простейшим мнемоническим (приёмам и технологиям, развивающим память) приёмам.
- Учить детей умению отражать в своей речи наблюдения, пользоваться такими важнейшими приёмами при изложении, как рассуждения, умозаключения, постановка вопросов и попытка дать на них развёрнутые ответы.
- Использовать работу над данным проектом о динозаврах для создания благоприятной для детей предметно-развивающей среды, дополнительного образовательного пространства, которые формируют первичные потребности детей участвовать в творческой исследовательской и научной деятельности в детском саду и в кругу семьи.
Ресурсное обеспечение проекта: это различные предметы и материалы, которые требуются для изготовления макетов, рисунков, поделок - бумага, краски, картон, клей, пластилин, альбомы, ноутбук, фото- и видеокамера, диски: CD (компакт диски), DVD (цифровые многоцелевые диски), денежные средства затраченные на приобретение вышеперечисленных позиций, а также для оплаты посещения тематических выставок и экспозиций, литература: в том числе энциклопедии, иллюстрации, буклеты.
Основные этапы реализации проекта.
1 этап - Организационный.
- Изучение уровня знаний детей по теме "Динозавры".
- Подбор методической литературы по теме проекта.
- Знакомство с энциклопедической литературой по теме проекта.
- Рассматривание иллюстраций динозавров.
- Выбор детьми вида динозавра, о котором ребёнок будет рассказывать.
- Зарисовки выбранного вида динозавра.
2 этап - Основной.
- В группе была создана развивающая среда. Выставка энциклопедической литературы и буклетов по теме проекта "Динозавры".
- Чтение книг по теме проекта.
- Просмотр фильмов по теме проекта.
- Родителям совместно с детьми было дано задание написать доклад по теме, нарисовать к нему иллюстрации и подготовить краткое сообщение по выбранному виду динозавра.
- Творческая мастерская "Конкурс на лучший рисунок: мой любимый динозавр".
- Родители сделали наклейки с выбранными видами динозавров на защиту проектов: тираннозавр, диплодок и трицератопс; купи-
ли поощрительные призы для победителей.
3 этап - заключительный.
- Защита проектов.
- Выставка детских рисунков по теме "Динозавры".
- Выставка творческих работ детей и родителей по теме проекта.
Ожидаемые результаты.
- Дети приобретают опыт совместной работы и реализации своих творческих потенциалов.
- Расширение кругозора у детей, их знакомство с историей развития жизни на Земле.
- Ознакомление с некоторыми видами динозавров, их особенностями.
- Участие детей в выполнении тематических поделок и фигурок динозавров.
- Рисование изображения полюбившихся детям динозавров.
- Приобретение родителями для домашних библиотек книг, энциклопедий и буклетов по теме проекта.
- Подготовка совместных детско-родительских докладов по теме проекта.
|