И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Никто заранее не может сказать, кем станет ребенок в будущем. Задачей дошкольного учреждения в области формирования элементарных математических представлений является лишь создание интереса ребенка к математике. Сформировать познавательный интерес и способность ребенка к логическому мышлению - основная роль педагога в детском саду. К сожалению, современная тенденция раннего развития детей, получившая широкое распространение среди родителей и педагогов, страдает чрезмерной знаковостью и информативностью, что приводит не к развитию, а к «всезнайству» ребенка, на деле мешающему ему нормально развиваться. Поэтому ребенку необходимо дать не только специальные, математические, но и универсальные способности, которые и сегодня, и завтра, и послезавтра будут востребованы жизнью. Необходимо сделать изучение самой математики в дошкольном возрасте не самоцелью, которая гарантирует некий набор обязательных знаний и умений, а использовать предмет математики как инструмент для развития математических образов. Этим требованиям отвечает программа развивающего дошкольного образования «Тропинки» В.Т. Кудрявцева, которая была мною изучена. Затем выявила возможности детей, проведя диагностическое обследование, в результате были получены следующие результаты: высокий уровень – 10%, средний – 40%, низкий – 50%. Начальная диагностика показала, что у большинства детей отсутствовали навыки знаний основных цветов, затруднялись в отсчитывании и пересчитывания единиц в пределах трех, проявлять элементы творческого мышления, называть, на что похожа фигура. Чтобы улучшить результаты по формированию элементарных математических представлений мы начали опытно – экспериментальную деятельность на тему: «Развитие математических образов ребенка 3 – 4 лет через использование проекта развивающего образования «Тропинки».
Цель эксперимента: используя проект развивающего образования «Тропинки» развить у ребенка 3- 4 лет математические образы. Объектная область эксперимента: воспитательно – образовательный процесс. Предмет исследования: педагогические условия формирования математических образов у детей 3-4 лет. В качестве гипотезы мы предполагаем, что проект развивающего образования «Тропинки» является эффективным средством формирования математических образов у детей 3-4 лет. Были проведены консультации с родителями, на которых рассказали о целях и задачах эксперимента. Родители группы решили, что данная тема актуальна. В начале учебного года был составлен базисный план по опытно – экспериментальной деятельности. Затем разработан перспективный план работы на учебный год. Основной формой работы с детьми являлись тематические занятия, так как тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний по математике. В процессе использования перспективного плана совместно с родителями приобрели рабочие тетради, которые предназначены для индивидуальных и групповых занятий с детьми. Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Для занятий изготовили математические пособия, которые способствовали реализации эксперимента. Потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п. Таким образом, используя теоретические (анализ, синтез, обобщение), эмпирические (наблюдение, беседа, изучение продуктивной деятельности) методы, проведя психолого – педагогическую диагностику в конце года, было выявлено, что дети научились: - отсчитывать и пересчитывать единицы в пределах трех; соотносить числа 1, 2, 3 с соответствующим количеством пальцев; - узнавать основные простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и знает основные цвета; - группировать фигуры по одному признаку: цвету, форме, величине; - находить лишний предмет, отличающийся от других предметов одним признаком; - составлять простые фигуры из двух – трех частей, особенно научились проявлять элементы творческого мышления: называть, на что похожа фигура, как можно поиграть с предметом, составлять из фигур и палочек простые изображения. Были получены следующие результаты: высокий уровень – 45%, средний – 55%, низкий – 0%. Таким образом, улучшение показателей в группе обусловлено использованием проекта развивающего образования «Тропинки». Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень знаний у детей по математике.
Используемая литература: Программа В.Т. Кудрявцева «Развитие математических образов ребенка 3 – 4 лет через использование проекта развивающего образования «Тропинки».
|