Сегодня: 19.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Эскизы - сюжеты и зарисовки из педагогического и жизненного опыта

26.01.2014, 11:12
Автор: http://ya-uchitel.ru/stuff/0-0-1668-0-17
Паршина Маргарита Васильевна
воспитатель, ГБОУ детский сад №2562
Маленькие рассказы о детях и родителях, о дошкольниках и школярах; о воспитателях и учителях. Эти рассказы изложены в форме эпизодов, которые имели место в далёком и недавнем прошлом; происходят сейчас у нас на глазах; будут происходить в будущем.

Эскиз № 1. - Маленький шантажист -
Непростой мальчик Стёпа спрашивает за обеденным столом в детском саду:"Я котлету съел. Вкусная. А можно добавку?"
Ему отвечают:"Стёпа, котлеты порционные, каждому по одной. К сожалению, больше нет". "Да?" - говорит Стёпа. "Ну, тогда я буду плохо себя вести". Воспитатель, вспоминая позднее этот эпизод, подумала про себя:"Была бы у меня котлетка, стоило бы отдать ребёнку". А может быть не стоило? Ведь получается - уступка шантажу. Или с маленькими шантажистами (ещё неокостеневшими) материнская доброта способна перестроить ребёнка на добрый лад?
Как думает читатель, что предпочтительнее морально в подобных случаях?

Эскиз №2. - Дамский угодник -
Ещё один непростой мальчик Гена, покладистый в общении с воспитателем тет-а-тет превращается в несносного вредного капризулю при наличии аудитории сверстников. Воспитателю и досадно, но и любопытно - есть ли для подобных детей волшебный ключик? Точнее, ключик практически есть всегда, да как найти его?
Иногда помогает наблюдательность и умение анализировать впечатления, делать из них практические выводы. Как-то раз воспитатель заметила, что когда Гену перемещали на короткое время в соседнюю группу на одну возрастную ступень ниже (по договорённости с коллегами) мальчик становился буквально шёлковым. Стало интересно - почему? Вот что выяснилось...
В группе Гены был "гендерный перекос": мальчиков значительно больше, чем девочек. А в соседней группе, куда он шёл охотно,(редкость при его своенравности) - девочки были в большинстве, да к тому же эти девочки были какие-то по-женски "возючие" - наш актёр преображался и становился вежливым, покладистым, уступчивым, предупредительным. И тут воспитателя осенило - мальчик Гена имел заметно выраженное мужское начало, конечно, пока ещё в рамках возраста (чтобы читатели не пугались и не вообразили чего-нибудь лишнего). Очень возможно, что мальчик Гена позднее превратится в то, что в народе называется "дамский угодник". Вот почему в соседней группе в окружении маленьких леди, у Гены просыпались инстинкты и манеры маленького джентельмена.
Вот ведь какой резерв имеется для учёта при составлении групп детей в детских садах. Не всегда понятно, почему в группах одного возраста бывают такие диспропорции - 16 мальчиков и 8 девочек. Или наоборот.

Эскиз №3. - Ветер с дождём -
Дедушка и внучка 4-5 лет едут по делам в городском автобусе. Лето. Солнечно и приятно. Население поредело, многие в отпусках и деревнях. В автобусе мало пассажиров.
Внучка весёлая, активная, в приподнятом настроении. Резвится, шалит. В какой-то момент начинает обдувать деду лицо и голову с разных углов. Дед говорит внучке: "Лика, поиграла, и хватит". Находчивая внучка отвечает: "Это не я".
"А кто же это?" - удивляется дед. "Это ветер!" - отвечает внучка. "А-а-а" - говорит дед, "тогда понятно". И некоторое время поддерживает игру, надеясь, что внучке надоест, и она придумает новую забаву. Но внучка не унимается, всё дует и дует. Видимо, под влиянием новостей о стихийных катаклизмах. Тогда дед говорит: "Внученька, скажи ветру,что-бы унялся, а то разразится ещё какая-нибудь природная аномалия". "Какая?" - загораются любопытством глаза внучки.
"Ну," - говорит дед - "например, ветер с дождём". "А как это?" - изнемогает от любопытства внучка. "Как это,дедушка?"- "Лучше бы тебе не знать," - подливает дед масла в огонь,"как бы потом не пожалеть". - "Нет, я не пожалею, покажи,дедушка!"
Дед, пока переговаривался с внучкой, готовился к представлению: набирал в лёгкие побольше воздуха, копил во рту слюну, - и дунул внучке в лицо шальным порывом "ветра с дождём". Что тут было! От неожиданности у внучки перехватило дыхание. Потом был буйный восторг. А потом до конца поездки - благо, скоро доехали - деда накрывали приступы "ветра с дождём". Дед понимал, что сам напросился, и дотерпел, пока внучка не иссякла.
Домой они оба вернулись счастливые - вдрызг оплёванный дед и внучка - Маленькая Повелительница Тайфунов.

Эскиз №4. - Ветер с дождём-2
Однажды дед, учитель в одной из средних школ, во время импровизированного перерыва в ходе урока (нечто вроде короткого антракта, какие бывают в шоу-бизнесе, а хороший урок - тоже шоу в лучшем смысле этого слова) изобразил в лицах сценку "ветра с дождём", когда коснулись темы общения взрослых со своими детьми.
Интересная была реакция на это представление старшеклассниц и старшеклассников. Девушки среагировали немедленно взрывом искреннего смеха. Юноши тоже рассмеялись, но с некоторым опозданием. Что естественно - в этом возрасте девушки ближе к материнству, чем молодые люди к отцовству. Будущие мамы подсознательно черпают из таких рассказов заготовки для игр со своими будущими малышами.
Во время розыгрыша этой сценки учитель искал вариант её завершения - куда направить порывы "ветра с дождём"?
На первый ряд? Рискованно. Вполне возможно получить в ответ настоящее стихийное бедствие. (Сеял ветер, а пожал бурю.)
Мизансцена короткая, финал близок . Мысль работает лихорадочно - и ,о чудо - рождается экспромт (не только гений - парадоксов друг, но и удачный экспромт из того же ряда). Учитель подходит к широкой, чистой, сияющей чёрным глянцем доске так, чтобы аудитории было видно, встаёт вполоборота - и покрывает просторы доски кипящим, пузырчатым слоем влаги. Успех был на грани фурора, но от выхода "на бис" автор благоразумно уклонился. Вы, наверное, хотите знать, что было с доской? Через пару минут учитель очень тщательно её вытер. А подростки, знаете ли, нуждаются в хороших примерах.

Эскиз №5. - Тихий час -
Семья за городом, в одной из деревень Т-ской области. Папа в городе дорабатывает до отпуска, молодая мама с дочерьми, при них бабушка и дедушка. Младшей внучке пора ложиться спать в "тихий час", но мама и бабушка увлеклись разговором на кухне, старшая внучка в саду общается с подружками, а Ириске (примерно 3 года) не очень хочется засыпать в одиночестве. Дед предлагает : "Давай, я прилягу с краюшку и расскажу тебе сказку". Сам думает - внучка заснёт. я плавно и бесшумно соскользну на пол и подключусь к дебатам на кухне . Ириска - не по возрасту смышлёная - соглашается, но с уточнением. "Хорошо, дедушка. Но ты ложись к стеночке". Дед, тоже стреляный воробей, знает, что малейшие колебания и сомнения насторожат деточку, и легко соглашается лечь к стенке. Ложится.
Внучка несколько секунд размышляет - и кладёт на деда ручку. Дед думает - "Вот ведь хитрющая - ну. ничего, всё равно выберусь незаметно".
Ириска, будто прочитав мысли деда, секунду спустя... кладёт на него ножку. Задача резко усложнилась.
Но опытный дед знает - надо не только демонстрировать беззаботность и сонливость, но и в действительности погрузить самого себя в это сложносочинённое состояние. Спросите - как? С собственными детьми этим искусством самогипноза овладеть сложно, хотя случаются отдельные успехи. Но только внучата помогут выйти на профессиональный уровень - с ними становишься умнее и даже мудрее. С детьми работает не имитация, а правда настоящих чувств и эмоций.
Ибо дети (как и щенята и котята) имеют некий встроенный в них природой маленький чувствительный приборчик, который улавливает тончайшие колебания биополя взрослого человека, и входит с ними в резонанс. Так что если взрослый человек не сможет впасть в нужный на данный момент транс рядом с засыпающим ребёнком - сон от ребёнка отлетит.
Минут сорок дед буквально "выползал" с кровати, чутко прислушиваясь к дыханию внучки. Это - обязательное условие. Чуть что не так, равномерное посапывание ребёнка затихает. Замрите и вы. Или ребёнок проснётся - и вторая попытка заснуть наверняка будет неудачной.
Деду удалось "ускользнуть незамеченным", и он триумфатором приходит на кухню в женский клуб. "Что?!" - всполошённо вскрикивает молодая мама. "Не спит?" - "Нет, спит". Мама с бабушкой не верят, идут в спальню и убеждаются - девочка действительно заснула.
А дед делится со взрослой дочерью и женой своим опытом, чтобы учились, "пока я живой".

Эскиз №6. - Маша и медведь -
Молодой отец рассказывает маленькой дочери о том, как жадный крокодил солнце в небе проглотил: с выражением, в лицах, как артист провинциального театра, упиваясь собственным исполнением и распаляясь... "СТЫДНО СТАРОМУ РЕВЕТЬ, ТЫ НЕ ЗАЯЦ, А МЕДВЕДЬ. ТЫ ПОДИ-КА, КОСОЛАПЫЙ,( голос всё громче, гримасы всё уродливее - чтобы передать нарастающее напряжение) - КРОКОДИЛА ИСЦАРАПАЙ", ( нарастают кровожадные всхлипывания и причмокивания, при этом быстро звереющий артист-любитель скрюченными пальцами рук делает характерные движения, как если бы он не просто царапал крокодила, а пытался бы В-Ы-Ц-А-Р-А-П-А-Т-Ь ему зенки), "ЧТОБЫ ЖАДНЫЙ КРОКОДИЛ СОЛНЦЕ В НЕБО ВОРОТИЛ!" Возбуждённый правдой своей игры, папа-артист поднимается с четверенек, как гризли, во весь рост на задние лапы, и,ощущая себя гигантским, опасным хищником, сдержанно, но свирепо и хрипло продолжает: "...И ВСТАААЛ МЕДВЕДДДЬЬЬ, ЗАРРРЕВВВЕЛ МЕДВЕДЬ..." - и вдруг замечает широко распахнутые, потемневшие от ужаса глаза дочери-четырёхлетки, на её побледневшем личике. И запоздало спохватывается:"Что, Маша, тебе страшно?"
Дочь, трудно сглотнув, отвечает севшим голоском: "Да, папа, страшно". Отец ей предлагает:"Ну, тогда я давай не буду так рассказывать!" На что дочь, отрицательно мотнув головой, уже твёрдо отвечает:" Нет, рассказывай дальше так же страшно".
Всё-таки искусство, даже доморощенное - страшная, как красота, сила. И вот вам вдобавок детская логика: лучше страшно, чем пресно, а иначе - не интересно.


Категория: Разное | Добавил: tarablus
Просмотров: 1457 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 4
ИНТЕРЕСНО

Спасибо.Буду продолжать.

Точные жизненные ситуации.

Спасибо. Работая и общаясь с детьми, понимаешь, как много интересного и забавного происходит
рядом с тобой.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 19.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог