Маленькие рассказы о детях и родителях, о дошкольниках и школярах; о воспитателях и учителях. Эти рассказы изложены в форме эпизодов, которые имели место в далёком и недавнем прошлом;
происходят сейчас у нас на глазах; будут происходить в будущем.
Эскиз № 1. - Маленький шантажист - Непростой мальчик Стёпа спрашивает за обеденным столом в детском саду:"Я котлету съел. Вкусная. А можно добавку?" Ему отвечают:"Стёпа, котлеты порционные, каждому по одной. К сожалению, больше нет". "Да?" - говорит Стёпа. "Ну, тогда я буду плохо себя вести". Воспитатель, вспоминая позднее этот эпизод, подумала про себя:"Была бы у меня котлетка, стоило бы отдать ребёнку". А может быть не стоило? Ведь получается - уступка шантажу. Или с маленькими шантажистами (ещё неокостеневшими) материнская доброта способна перестроить ребёнка на добрый лад? Как думает читатель, что предпочтительнее морально в подобных случаях?
Эскиз №2. - Дамский угодник - Ещё один непростой мальчик Гена, покладистый в общении с воспитателем тет-а-тет превращается в несносного вредного капризулю при наличии аудитории сверстников. Воспитателю и досадно, но и любопытно - есть ли для подобных детей волшебный ключик? Точнее, ключик практически есть всегда, да как найти его? Иногда помогает наблюдательность и умение анализировать впечатления, делать из них практические выводы. Как-то раз воспитатель заметила, что когда Гену перемещали на короткое время в соседнюю группу на одну возрастную ступень ниже (по договорённости с коллегами) мальчик становился буквально шёлковым. Стало интересно - почему? Вот что выяснилось... В группе Гены был "гендерный перекос": мальчиков значительно больше, чем девочек. А в соседней группе, куда он шёл охотно,(редкость при его своенравности) - девочки были в большинстве, да к тому же эти девочки были какие-то по-женски "возючие" - наш актёр преображался и становился вежливым, покладистым, уступчивым, предупредительным. И тут воспитателя осенило - мальчик Гена имел заметно выраженное мужское начало, конечно, пока ещё в рамках возраста (чтобы читатели не пугались и не вообразили чего-нибудь лишнего). Очень возможно, что мальчик Гена позднее превратится в то, что в народе называется "дамский угодник". Вот почему в соседней группе в окружении маленьких леди, у Гены просыпались инстинкты и манеры маленького джентельмена. Вот ведь какой резерв имеется для учёта при составлении групп детей в детских садах. Не всегда понятно, почему в группах одного возраста бывают такие диспропорции - 16 мальчиков и 8 девочек. Или наоборот.
Эскиз №3. - Ветер с дождём - Дедушка и внучка 4-5 лет едут по делам в городском автобусе. Лето. Солнечно и приятно. Население поредело, многие в отпусках и деревнях. В автобусе мало пассажиров. Внучка весёлая, активная, в приподнятом настроении. Резвится, шалит. В какой-то момент начинает обдувать деду лицо и голову с разных углов. Дед говорит внучке: "Лика, поиграла, и хватит". Находчивая внучка отвечает: "Это не я". "А кто же это?" - удивляется дед. "Это ветер!" - отвечает внучка. "А-а-а" - говорит дед, "тогда понятно". И некоторое время поддерживает игру, надеясь, что внучке надоест, и она придумает новую забаву. Но внучка не унимается, всё дует и дует. Видимо, под влиянием новостей о стихийных катаклизмах. Тогда дед говорит: "Внученька, скажи ветру,что-бы унялся, а то разразится ещё какая-нибудь природная аномалия". "Какая?" - загораются любопытством глаза внучки. "Ну," - говорит дед - "например, ветер с дождём". "А как это?" - изнемогает от любопытства внучка. "Как это,дедушка?"- "Лучше бы тебе не знать," - подливает дед масла в огонь,"как бы потом не пожалеть". - "Нет, я не пожалею, покажи,дедушка!" Дед, пока переговаривался с внучкой, готовился к представлению: набирал в лёгкие побольше воздуха, копил во рту слюну, - и дунул внучке в лицо шальным порывом "ветра с дождём". Что тут было! От неожиданности у внучки перехватило дыхание. Потом был буйный восторг. А потом до конца поездки - благо, скоро доехали - деда накрывали приступы "ветра с дождём". Дед понимал, что сам напросился, и дотерпел, пока внучка не иссякла. Домой они оба вернулись счастливые - вдрызг оплёванный дед и внучка - Маленькая Повелительница Тайфунов.
Эскиз №4. - Ветер с дождём-2 Однажды дед, учитель в одной из средних школ, во время импровизированного перерыва в ходе урока (нечто вроде короткого антракта, какие бывают в шоу-бизнесе, а хороший урок - тоже шоу в лучшем смысле этого слова) изобразил в лицах сценку "ветра с дождём", когда коснулись темы общения взрослых со своими детьми. Интересная была реакция на это представление старшеклассниц и старшеклассников. Девушки среагировали немедленно взрывом искреннего смеха. Юноши тоже рассмеялись, но с некоторым опозданием. Что естественно - в этом возрасте девушки ближе к материнству, чем молодые люди к отцовству. Будущие мамы подсознательно черпают из таких рассказов заготовки для игр со своими будущими малышами. Во время розыгрыша этой сценки учитель искал вариант её завершения - куда направить порывы "ветра с дождём"? На первый ряд? Рискованно. Вполне возможно получить в ответ настоящее стихийное бедствие. (Сеял ветер, а пожал бурю.) Мизансцена короткая, финал близок . Мысль работает лихорадочно - и ,о чудо - рождается экспромт (не только гений - парадоксов друг, но и удачный экспромт из того же ряда). Учитель подходит к широкой, чистой, сияющей чёрным глянцем доске так, чтобы аудитории было видно, встаёт вполоборота - и покрывает просторы доски кипящим, пузырчатым слоем влаги. Успех был на грани фурора, но от выхода "на бис" автор благоразумно уклонился. Вы, наверное, хотите знать, что было с доской? Через пару минут учитель очень тщательно её вытер. А подростки, знаете ли, нуждаются в хороших примерах.
Эскиз №5. - Тихий час - Семья за городом, в одной из деревень Т-ской области. Папа в городе дорабатывает до отпуска, молодая мама с дочерьми, при них бабушка и дедушка. Младшей внучке пора ложиться спать в "тихий час", но мама и бабушка увлеклись разговором на кухне, старшая внучка в саду общается с подружками, а Ириске (примерно 3 года) не очень хочется засыпать в одиночестве. Дед предлагает : "Давай, я прилягу с краюшку и расскажу тебе сказку". Сам думает - внучка заснёт. я плавно и бесшумно соскользну на пол и подключусь к дебатам на кухне . Ириска - не по возрасту смышлёная - соглашается, но с уточнением. "Хорошо, дедушка. Но ты ложись к стеночке". Дед, тоже стреляный воробей, знает, что малейшие колебания и сомнения насторожат деточку, и легко соглашается лечь к стенке. Ложится. Внучка несколько секунд размышляет - и кладёт на деда ручку. Дед думает - "Вот ведь хитрющая - ну. ничего, всё равно выберусь незаметно". Ириска, будто прочитав мысли деда, секунду спустя... кладёт на него ножку. Задача резко усложнилась. Но опытный дед знает - надо не только демонстрировать беззаботность и сонливость, но и в действительности погрузить самого себя в это сложносочинённое состояние. Спросите - как? С собственными детьми этим искусством самогипноза овладеть сложно, хотя случаются отдельные успехи. Но только внучата помогут выйти на профессиональный уровень - с ними становишься умнее и даже мудрее. С детьми работает не имитация, а правда настоящих чувств и эмоций. Ибо дети (как и щенята и котята) имеют некий встроенный в них природой маленький чувствительный приборчик, который улавливает тончайшие колебания биополя взрослого человека, и входит с ними в резонанс. Так что если взрослый человек не сможет впасть в нужный на данный момент транс рядом с засыпающим ребёнком - сон от ребёнка отлетит. Минут сорок дед буквально "выползал" с кровати, чутко прислушиваясь к дыханию внучки. Это - обязательное условие. Чуть что не так, равномерное посапывание ребёнка затихает. Замрите и вы. Или ребёнок проснётся - и вторая попытка заснуть наверняка будет неудачной. Деду удалось "ускользнуть незамеченным", и он триумфатором приходит на кухню в женский клуб. "Что?!" - всполошённо вскрикивает молодая мама. "Не спит?" - "Нет, спит". Мама с бабушкой не верят, идут в спальню и убеждаются - девочка действительно заснула. А дед делится со взрослой дочерью и женой своим опытом, чтобы учились, "пока я живой".
Эскиз №6. - Маша и медведь - Молодой отец рассказывает маленькой дочери о том, как жадный крокодил солнце в небе проглотил: с выражением, в лицах, как артист провинциального театра, упиваясь собственным исполнением и распаляясь... "СТЫДНО СТАРОМУ РЕВЕТЬ, ТЫ НЕ ЗАЯЦ, А МЕДВЕДЬ. ТЫ ПОДИ-КА, КОСОЛАПЫЙ,( голос всё громче, гримасы всё уродливее - чтобы передать нарастающее напряжение) - КРОКОДИЛА ИСЦАРАПАЙ", ( нарастают кровожадные всхлипывания и причмокивания, при этом быстро звереющий артист-любитель скрюченными пальцами рук делает характерные движения, как если бы он не просто царапал крокодила, а пытался бы В-Ы-Ц-А-Р-А-П-А-Т-Ь ему зенки), "ЧТОБЫ ЖАДНЫЙ КРОКОДИЛ СОЛНЦЕ В НЕБО ВОРОТИЛ!" Возбуждённый правдой своей игры, папа-артист поднимается с четверенек, как гризли, во весь рост на задние лапы, и,ощущая себя гигантским, опасным хищником, сдержанно, но свирепо и хрипло продолжает: "...И ВСТАААЛ МЕДВЕДДДЬЬЬ, ЗАРРРЕВВВЕЛ МЕДВЕДЬ..." - и вдруг замечает широко распахнутые, потемневшие от ужаса глаза дочери-четырёхлетки, на её побледневшем личике. И запоздало спохватывается:"Что, Маша, тебе страшно?" Дочь, трудно сглотнув, отвечает севшим голоском: "Да, папа, страшно". Отец ей предлагает:"Ну, тогда я давай не буду так рассказывать!" На что дочь, отрицательно мотнув головой, уже твёрдо отвечает:" Нет, рассказывай дальше так же страшно". Всё-таки искусство, даже доморощенное - страшная, как красота, сила. И вот вам вдобавок детская логика: лучше страшно, чем пресно, а иначе - не интересно.
|