Статья «Использование малых фольклорных жанров и русских народных сказок в обучении детей дошкольного возраста»
18.09.2013, 22:04
Ильина С.В., Кравченко М.Ю.
педагог дополнительного образования, воспитатель, МКОУДОД ДДТ, МКОУ детский сад "Ромашка"
Муниципальное казенное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»
Статья в методический журнал.
Тема: «Использование малых фольклорных жанров и русских народных сказок в обучении детей дошкольного возраста»
Авторы: воспитатель ВКК Кравченко М.Ю. музыкальный руководитель ВКК Ильина С.В.
С. Тегульдет - 2013г.
Требования федерального государственного стандарта образования нового поколения к музыкальному и духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности разработаны и направлены на то, чтобы образование было построено по принципам преемственности, доступности, возможности обучающемуся самостоятельно «добывать» информацию. Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» - это формирование духовно-нравственной личности. Данная задача реализуется в интеграции учебных дисциплин и дает возможность практического применения полученной информации. В 1 младшей группе МКОУ детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» с. Тегульдет одним из основных направлений является театральная деятельность. Данный вид творчества является одной из форм образовательного процесса. Театрализация доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка. Формированию личностной культуры, развитию социальных навыков. Все дети любят сказки, театральные представления. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании представления и волшебства. Особенно актуально внедрение в образовательный процесс театрализации в дошкольных учреждениях. Сказка – это маленькая модель мироздания. Постановка, или просмотр которой, позволяет детям с самого раннего дошкольного возраста, познакомится с окружающем миром, вникая в захватывающий сказочный сюжет. В образовательно-воспитательной деятельности дошкольного учреждения сказка играет роль помощника! Она, равно, как и игра, применяется во всех видах деятельности. Задача детского сада, в условиях требования федерального государственного стандарта образования, сводится к тому, чтобы помимо простого ознакомления дошкольников со сказками, в процессе интеграции образовательных областей, привить им любовь к различным литературным жанрам, научить анализировать поступки героев, уметь высказывать свое отношение к ним. Опираясь на это, я во всех образовательных областях использую методы и приемы сказкотерапии. Материалом для этого служат малые фольклорные жанры и русские народные сказки. Актуальность проблемы. (Что я делаю ?) В сентябре 2008 года я набрала I младшую группу детей в возрасте 2х лет, в количестве 12 детей. Адаптация была средней тяжести. Для меня в этот период было важно установить с ним доверительные отношения, что бы ребёнок почувствовал себя в группе комфортно. Много проводила бесед с родителями, знакомилась с детьми. Итогом 2х месячной работы стали составленные на каждого ребёнка индивидуальные карты развития ребёнка. Из 12 детей речь ни у одного не была развита по возрасту. 2-3 ребенка говорили отдельные слова, понимали речь взрослого, отвечали односложно на вопросы; 7 детей не говорили практически, но понимали речь взрослого, реагируя на неё мимикой, жестами, движениями. 2 ребёнка не говорили и не воспринимали речь взрослого. Те методики , которыми я пользовалась до этого и дали хорошие результаты (из 35 детей, которые были выпущены в школу 100% была сформирована психологическая готовность к школе, развита речь, дефекты речи отсутствовали, был сформирован хороший словарный запас.) Новая группа была полной противоположностью той которую я выпустила, передо мной стал вопрос как работать с детьми при наличии таких дефектов речи. Одно точно я знала надо развивать эмоциональную сферу ребёнка. русское народное творчество, а именно малые фольклорные жанры, вот при помощи чего я хотела разбудить моих детей. Постепенно попешки, песенки, сказки, скороговорки, дразнилки, заклички разбудили детей. Они стали эмоционально реагировать на слово. Для этого мной были разработаны циклы занятий, режимных моментов, игр, вечеров развлечении, основой который выступали малые фольклорные жанры, при этом я была очень требовательна к себе, следила за интонацией, мимикой, жестами, тембром. К концу I младшей группы у 7 детей улучшился эмоциональный настрой на обучение. Они охотно включались в совместную деятельность, активны были в игровой деятельности на занятиях. Узнавали героев знакомых сказок по мимике, жестам, интонации. Цель была достигнута, я подготовила детей для начала обучения через сказку. Начиная со II младшей группы занятия, нерегламентированные виды деятельности я старалась проводить используя если не сказку, то сказочную ситуацию, сказочный персонаж т. к. мои дети лучше воспринимали информацию в сказочной форме. Используя приём рассказа через образ сказочного героя, я подбирала для каждого ребёнка индивидуальное задание, которое он мог бы выполнить, исходя из своего индивидуального развития. Это я делала для того, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно на занятиях, был успешным. К концу II младшей группы результат работы был следующий: 7 детей, которые не говорили, но понимали речь заговорили, у 5 детей сформировалась хорошая диалогическая речь, у двух детей, которые не говорили и не понимали речь взрослых появились отдельные слова, которые мы понимали. У остальных детей (из 18) была образная, насыщенная речь. Результат работы по моей методике давал ощутимые результаты. Далее у меня в работе произошел перерыв, год был пропущен по производственной необходимости. Придя в старшую группу, я провела педагогическую диагностику, по итогам которой я построила свою работу. В начале мы вспомнили потешки, сказки, всех сказочных персонажей, обыгрывали, инсценировали, использовали драматизацию, постепенно включились в сказочную ситуацию. Усложняя задания для детей я постепенно подготавливала их для самостоятельной деятельности, используя при этом методику ТРИЗ (придумывали конец сказки, помещали героев в современную ситуацию, наделяли героев не свойственными для них качествами, перемешивали сказки). У детей развивалось воображение, фантазия формировалась способность придумывать сказки, изменять сюжет сказки. К этой работе я привлекала родителей. К концу года дети могли с лёгкостью изменить сюжет, придумать небольшую сказку на заданную тему, обыграть сказочную ситуацию. В подготовительной к школе группе мы подошли с хорошими результатами, но чтобы дальше развивать творчество детей, надо было создавать детский театральный коллектив. Самым главным условием было, чтобы участие ребёнка в творчестве было не эпизодическим, для этого словесный отбор театральной деятельности я сочетала с изобразительной, музыкальной математической деятельностью т.е. через все виды деятельности. Если это математика, то мы попадает в сказку, участники увлекательного КВН. Мои дети к подготовительной группе выросли в маленьких артистов, с удовольствием играли, как свои придуманные сказки, так русские народные сказки. На занятиях по ИЗО дети обыгрывали изготовленные сюжеты, персонажи. Использование малых фольклорных и жанров сказки вошло в привычку. в течении года дети сыграли несколько сказок в числе их «Гуси- лебеди», «Заюшкина избушка» и т.д. Как я делаю. Начинается работа с I младшей группы. На первоначальном этапе знакомство ребёнка со сказкой. Показываю иллюстрации сказки, называя героев, затем читаю сказку в классическом варианте (а не по пересказу), объясняю детям непонятные слова и выражения. В младшей группе изучаем много потешек и песенок, все их обыгрываем, используя игры со словами. Во II младшей группе продолжаю чтение сказок, но уже усложняю, начинаем инсценировать. Инсценирую сказку вместе с малышом я могу не навящего воспитывать его объясняя на ходу слова и действия персонажей и моё к ним отношение, роли даю разные, ребёнок может быть одновременно и героем и зрителем. Даже самая простая сказка может зазвучать по новому, если предложить ребёнку придумать к ней подробности. Для этого я даю детям неоднократно внимательно посмотреть на персонажей сказки: как они одеты, какие у них лица, используя свои наблюдения, фантазию, рассказывая или обыгрывая сказку. Затем задаю наводящие вопросы: Какого цвета кошка в сказке «Репка»? Как её зовут? Что она делала до этого, как её назвала собака Жучка. Где живёт мышка? Почему она не испугалась кошки? Всегда поощряю ребенка, если он сам придумал вопрос ответ, который поможет обновить сказку. Таким образом, уже к старшим группам подвожу детей к тому, что сказка заканчивается, а история продолжается. Т.к. персонажи сказок для детей такие же живые, как и они сами им легче отвечать на вопросы, что было после того, как вытянули репку? О чем говорили три медведя, не догнав девочку? Как жили звери в новом теремке? Придумывание новых сказок и продолжения сказок, не только развивает фантазию и воображения, но расширяет словарный запас, влияет на развитие связной речи. Учить строить диалоги Результат моей деятельности: - Дети быстро адаптировались в школе; - Успешно занимаются по чтению, активно участвуют в жизни класса; - Участие и победа в конкурсах различного уровня и статуса; - Собран большой практический материал- 1. Картотека русских народных сказок. 2. Картотека потешек, поговорок, пословиц. 3. Театры (пальчиковые, настольные). 4. Сказки на фланолеграфе. 5. Дидактические игры по сказкам. 6. Система занятий по сказкам.
Вам спасибо, что уделили внимание. Работаю в этом направлении с коллегой. Она, прям, "зажигалка", умничка такая! Побольше бы нам всем таких коллег-единомышленников!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.