Некоторые мысли о работе воспитателя в детском саду
Ребенок понимает отношение к нему воспитателей по тому, как они разговаривают с ним. Слова взрослых влияют на самооценку ребёнка, на его чувство собственного достоинства; можно утверждать,что речь взрослых в общении с ребенком может оказывать и нередко оказывает влияние на судьбу ребенка в дальнейшем. Если согласиться с этой точкой зрения, тогда обязательно возникнет вопрос к самим себе (у взрослых) – как говорить с детьми, чтобы дети слушали.
Или еще шире – как говорить с детьми так, чтобы они прислушивались, и как нам слушать детей, чтобы они с нами говорили. Но очень важно здесь и всегда помнить, что в жизни детей присутствуют и активно участвуют их самые первые воспитатели и учителя – их родители. Ведь с момента рождения и до школы – да и еще долго позднее – большую часть времени ребенок проводит с родителями, в семье. Если серьёзно желать успеха в воспитательной работе с детьми, придётся искать пути к объединению усилий родителей и воспитателей и созданию работоспособного партнерства.
Только так можно приблизиться к заветной цели – проводить родителям и воспитателям согласованную между ними по основным принципиальным вопросам линию в занятиях и общении с детьми. И, конечно, важнейший инструмент в этом общении – речь, наши слова, адресованные к детям. Мы ведь хорошо понимаем и имеем много практических примеров, не всегда только удачных, когда слова могут поддержать ребенка в трудную минуту, укрепить его дух. Или, наоборот, сбить с толку и деморализовать. Слова могут сблизить и сплотить детей между собой и с воспитателем, или повлечь вспышку упрямства, обиду и конфронтацию. Слова могут поддержать веру ребенка в собственные силы и вызвать прилив желания учиться, узнавать новое. Либо спровоцировать спад мотивации.
Жизнь, работа, повседневное общение с детьми в детском саду также дает много пищи для ума в еще одном направлении, очень важном. Дело в том, что не только мы воздействуем на детей, влияем на них, воспитываем и учим их. Поразительно, но в действительности сами дети своим отношением, своей неисчерпаемой любознательностью, иногда парадоксальностью своих высказываний и действий подталкивают нашу мысль на поиск оптимальных решений и развязок, и этим учат нас, взрослых. И это потрясающий пример полезного и обогащающего взаимодействия детей и взрослых. Как-то дети большой группой и с интересом стали играть в новый конструктор Лего.
Но почти сразу же возникла и стала нарастать ситуация конфликта – дети «потащили одеяло» каждый на себя и стали пытаться «приватизировать» конструктор, проявляя при этом взрослую изобретательность. Например, у одного из них оказалось больше деталей конструктора, чем у других, и этот ребенок сказал, что если у него деталек больше(«контрольный пакет акций»), то он имеет «естественное право» иметь все детальки («недружественное поглощение»). Воспитатель подключился к ситуации и предложил им свою «третейскую» помощь: разделить игрушки поровну между участниками этой заинтересованной группы – и играть каждому со своими детальками отдельно.
То есть решить спор по справедливости – прекратить конфликт. Поначалу детям идея понравилась – действительно, поровну и справедливо. Как будто. Но вскоре они подошли к воспитателю и сами попросили объединить игрушки воедино, чтобы играть с ними вместе: строить врозь оказалось совсем неинтересно! Так и решили, при условии, что если они снова начнут конфликтовать, воспитатель будет вынужден повторить раздел. Для меня это был очень важный и дорогой мне опыт – стремиться дать детям возможность самим найти оптимальную схему компромисса методом проб и ошибок, помогая им в затруднительных случаях, и такой способ коммуникации и социализации оказывается позднее для детей очень ценным, личным опытом во взрослой жизни.
Список используемой литературы: 1. Программа под редакцией М.А.Васильевой 2. Образовательная область «Социализация» авторы Т.И.Бабаева, Т.А.Березина, Л.С.Римашевская
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.