Задачи: 1. Знакомить родителей с различными формами общения ребёнка. 2. Дать рекомендации по организации общения с дошкольником в процессе познания. 3. Создать условия для применения полученных знаний на практике.
Ход консультации:Ребёнок рождается на свет с готовой потребностью в общении. Первая форма общения ребёнка была названа ситуативно-личностной. Сначала это выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребёнка, улыбается, разговаривает с ним, он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потребность во внимании взрослого первая и основная потребность в общении – остаётся у ребёнка на всю жизнь. В младенческом возрасте удовлетворить эту потребность очень просто. Нужно чаще улыбаться ребёнку, разговаривать с ним, ласкать его. Если же на первом году жизни ребёнок не получает достаточно внимания от близких, это так или иначе даст о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными или, напротив, жестокими и агрессивными. Компенсировать в более позднем возрасте неудовлетворённую потребность во внимании взрослых бывает очень трудно. Во втором полугодии жизни при нормальном развитии ребёнка внимания взрослого ему уже недостаточно. Малыша начинает притягивать к себе не столько сам взрослый, сколько предметы, его окружающие. Это происходит потому, что в этом возрасте складывается новая форма общения ребёнка с взрослыми - ситуативно-деловая – и связанная с ним потребность в деловом сотрудничестве. Эта форма общения отличается от предыдущей тем, что взрослый нужен и интересен ребёнку не сам по себе, не своим вниманием, а тем, что у него есть разнообразные предметы и он умеет что-то с ними делать. Появление и развитие речи делает возможным следующий этап в развитии общения с взрослым, который существенно отличается от двух предыдущих. Взрослый и ребёнок уже не ограничивается наглядной ситуацией, а выходят за её пределы. Предметом общения ребёнка с взрослыми могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации взаимодействия. Например, ребёнок и взрослый могут говорить о дожде, который уже прошёл, о птицах, которые улетели в тёплые страны, об устройстве машины. Данное общение носит название - внеситуативное. Существуют две формы внеситуативного общения: познавательная и личностная. Личностная форма общения возникает в старшем дошкольном возрасте, когда дети предпочитают разговаривать с взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Но сегодня мы поговорим с вами о познавательном общении, которое складывается у ребёнка примерно к 4-5 годам. Явным свидетельством появления у ребёнка такого общения становятся его вопросы, адресованные взрослому. Для выяснения способности ребёнка к познавательному общению подходит беседа по поводу прочитанной книжки, в которой содержатся новые для ребёнка знания – о машинах, животных, птицах, явлениях природы. Эта беседа должна строиться не как пересказ того, что запомнил ребёнок или что он понял, а как обсуждение прочитанного. В беседе в равной мере должен участвовать как взрослый, так и его младший собеседник. Необходимо наблюдать, насколько увлечён ребёнок. Задаёт ли он вопросы, рассказывает ли он о своих познаниях, как долго он может разговаривать с взрослым, не меняя тему разговора и не отвлекаясь на посторонние предметы. Если ребёнок не проявляет интереса к содержанию книжки, смотрит по сторонам, стремится поскорее закончить беседу, возможно, его познавательные интересы ещё не развиты, познавательная форма общения с взрослым ему не по плечу. Здесь важно, что значение эмоционально-тёплых, живых отношений с взрослыми для развития ребёнка состоит в том, что возникает общее смысловое поле, в котором зарождается собственное отношение ребёнка к новым для него областям действительности. Действие должно осуществляться в контексте значимых для ребёнка мотивов и быть осмысленно как своё собственное, а не навязанное. Поэтому очень важно, чтобы предмет будущей деятельности ребёнка был выразительно представлен через взрослого. Упражнение 1 «Интересный предмет». Участникам предлагается разбиться на пары. Каждая пара берёт карточку с изображением предмета или его названием. Необходимо придумать и продемонстрировать беседу с ребёнком, превращающую обычный предмет в интересный для ребёнка. Обсуждение упражнения: Участники, изображающие «детей» обсуждают, интересно ли было в беседе «родителем», что особенно заинтересовало, какие приёмы взяли бы при беседе со своим ребёнком. Вывод: Родитель должен не просто сообщать интересные сведения, а стараться включить ребёнка в разговор, сделать его равноправным участником беседы, стимулировать вопросы детей. Важно поддерживать и поощрять любую познавательную активность детей, хвалить за интересные вопросы, обязательно отвечать на них. Во время выполнения задания успех ребёнка в усвоении новых знаний в большой мере зависел от того, насколько удалось заинтересовать ребёнка, мотивировать его. Однако в упражнении брали предметы изучения, интересные в познавательном отношении. Но часто в процессе школьной жизни ребёнку приходится заниматься не слишком интересной деятельностью (например, письмо в прописях, решение длинных столбиков примеров). Как же заинтересовать ребёнка подобной деятельностью. Чтобы понять это, проводится следующее упражнение. Упражнение 2. Участники делятся на пары. Справа - взрослые, слева – дети. Ребёнок под руководством взрослого должен нарезать из бумаги одинаковые полоски. Полоски должны быть ровными, темп деятельности ребёнка должен быть быстрым. 1. Необходимо заинтересовать ребёнка данной деятельностью (Например сказать: «Сейчас мы с вами откроем макаронную фабрику»). 2. Показать способ выполнения деятельности (Как лучше сделать, чтобы полоски были одинаковые и ровные). 3. Необходимо поддерживать интерес ребёнка (Хвалить ребёнка за успех, подбадривать, следить, чтобы задание выполнялось качественно). 4. Реакция взрослого на работу ребёнка должна быть эмоциональной. Обсуждение упражнения: Интересно было ребёнку? Что у взрослого вызвало наибольшее затруднение? Что мешало, что помогало в работе? Вывод: Ребёнку сложно выполнять монотонную, неинтересную работу. Но если взрослый покажет свою заинтересованность, всё объяснит, будет поддерживать и поощрять ребёнка, любое задание станет по плечу. В организации познавательного общения значимо также умение ребёнка работать в команде, удерживать общую цель, придерживаться правил выполнения задания. Это приобретает особое значение с началом учебной деятельности. Следующее упражнение поможет понять значение этих навыков в организации познавательной деятельности детей. Упражнение 3. «Конструктор». Участники игры берут на себя роли (На листах бумаги указаны роли: архитектор, прораб, строитель 1, строитель 2, строитель 3, строитель 4, кладовщик 1, кладовщик 2) Архитектор – рисует проект, описывает его. Прораб – руководит строительством. Строители 1, 2, 3, 4 – строят здание. Кладовщик 1 – выдаёт детали с одной ячейкой, кладовщик 2 – с двумя ячейками. Правила строительства: 1. Кладовщикам давать детали только по просьбе строителя и только по одной. 2. Строителям не вмешиваться в работу других строителей, если есть замечания – обращаться к прорабу. 3. Все детали должны быть задействованы. 4. Прораб может подсказывать, задавать ход стройки, оценивать проделанную работу. Обсуждение упражнения: Какие трудности у вас возникли? С чем они, по вашему мнению, связаны? Вывод: Большое значение для познавательной деятельности имеет умение и готовность ребёнка работать сообща. Итог занятия: Мы выполнили разные упражнения. Чему они нас научили? Во-первых, любой деятельностью необходимо ребёнка заинтересовать. Во-вторых, необходимо поддерживать интерес. Например, в ситуации возникновения неуспеха интерес может угаснуть, появиться страх перед возможной ошибкой. Поэтому необходимо поддерживать ребёнка в любой ситуации, не ругать за неудачи, хвалить за успехи, не предъявлять завышенных требований. В-третьих, учить считаться с мнением других, работать в команде. Предлагаем вам памятки, которые помогут вам организовать общение с ребёнком. (Памятка «Секреты успешного взаимодействия с ребёнком») Памятка Секреты успешного взаимодействия с ребёнком 1. Безусловно принимать ребёнка. 2. Активно «слушать» его переживания и потребности. 3. Проводить время вместе (читать, играть, заниматься). 4. Не вмешиваться в занятия ребёнка, с которыми он справляется. 5. Помогать, когда просит. 6. Поддерживать успехи. 7. Делиться своими чувствами (значит, доверять). 8. Конструктивно разрешать конфликты. 9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Хорошо, что ты пришёл», «Давай (посидим, поделаем…) вместе», «Мне нравится, как ты…», «Ты, конечно, справишься», «Я по тебе соскучилась», «Как хорошо, что ты у нас есть», «Ты у нас хороший». 10. Обнимать не менее 4, а лучше 8 раз в день.
|