Сегодня: 20.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Статья "Психологическая компетентность педагога как условие повышения качества образования"

07.04.2015, 06:55
Казакеева Елена Андреевна
старший воспитатель, МБДОУ "ЦРР-Детский сад №7"
Казакеева Е.А.
старший воспитатель,
МБДОУ «ЦРР-Детский сад №7»
Психологическая компетентность педагога как условия повышения качества образования
Реализация ФГОС ДО требует от педагогических кадров особого подхода, который включает наличие благоприятной, психологически безопасной образовательной среды, профессиональной готовности работников образования к педагогической деятельности, выражающейся в психологической устойчивости, рефлексии. Психологическая компетентность является основным условием повышения эффективности современного дошкольного образования.
Баранов С.П. полагает, что в условиях реализации системы обучения компетентность – одно из ключевых слов в сфере образования. Меняются требования к роли педагога, который становиться организатором, сопровождающим и наравляющим самостоятельную деятельность и развитие личности обучающихся. Одним из обязательных условий успеха здесь становится знание индивидуальных особенностей каждого ребенка, умение определить его сильные и слабые стороны, учесть интересы и склонности. Поставленные задачи сложно решить без повышения психологической компетентности педагогов, в частности освоения ими некоторых методов психологической диагностики. Важную роль в процессе развития личности и качеств педагога играют: эмпатия, рефлексия, аффективность, самооценка, целеустремленность, стремление к личностному росту и другие [1. С. 55].
Оганесян, Т.Г. полагает, что успешность обучающихся их личностный рост зависят во многом от того насколько компетентно и грамотно с точки зрения педагогики и психологии выстроен учебно-воспитательный процесс, насколько он психологически комфортен и безопасен. Приоритетной целью модернизации современного образования является обеспечение высокого качества образования, которое не сводится только к обученности. Оно связывается с развитием личности, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «психологическая защищенность», «психологическая безопасность», «социальное благополучие», «творчество». Соответственно, сфера профессиональной компетентности педагога значительно расширяется [5. С. 4].
Матросов В.Л., Мунин А.Н. и др. освещают, что психологическая компетентность – это комплекс знаний и умений из области психологии, необходимый для решения задач в педагогической деятельности. [4. С.225]
Вербицкий А.А. утверждает, что понятие «компетентность» является сложным структурным и динамичным образованием. Эта позиция представляется продуктивной и при раскрытии сущностной характеристики компетентности человека выделяется потенциальная и реальная (актуальная) стороны, рассматривается компетентность как характеристика (качество) личности субъекта деятельности [2, С. 23]. Автор включает в содержание компетентности следующие характеристики: - интеллектуальное соответствие задачам, решение которых обязательно для работающего в данной должности;
- количество и качество задач в основной работе, сформулированных и решенных специалистом;
- успех в решении основных задач;
- свойства личности, проявляющиеся в результативности решения проблемных задач [2. С. 24].
Вербицкий А.А. отмечают, что компетентность – это интегративное новообразование психики, развивающее в процессе профессионализации субъекта деятельности [2. С. 25].
Психологическая компетентность педагога включает в себя следующие компоненты:
- способность эффективно взаимодействовать с окружающими в системе межличностных отношений;
- умение ориентироваться в ситуациях, в том числе конфликтных;
- умение правильно ориентироваться в личностных особенностях и эмоциональных состояниях окружающих людей;
- умение взаимодействовать с детьми и их родителями на основе эмпатии, доверия, сочувствия;
- умение создавать в группе благоприятный психологический климат [3. С. 255].
Работа по повышению психологической компетентности педагогов разнообразны и зависят от уровня психологической культуры педагогов, их личностных особенностей и конкретных задач сопровождения обучающихся. В процессе работы с педагогами используются активные социально-психологические методы обучения. Это дискуссионные методы, тренинги, ролевые игры.
В практике МБДОУ «ЦРР-Детский сад №7» г. Бийска реализуются следующие формы работы с педагогами по повышению психологической компетентности: анкетирование, семинар-практикум, теоретический семинар, мастер-класс, групповая дискуссия, индивидуальное консультирование.
Основной целью работы является расширение знаний педагогов о психологических особенностях детей, психологии воспитания и психологии взаимодействия с семьей. На семинарах педагоги обязательно привлекаются к обсуждению проблем детей, обмениваются опытом, совместно с психологом вырабатывают пути разрешения существующих конфликтов. Теоретические семинары позволяют сообщить педагогам необходимую им психологическую информацию. Среди актуальных тем для педагогов дошкольных учреждений являются: «Взаимодействие с семьями воспитанников», «Конфликты и способы их преодоления», «Творчество – как фактор личностного роста педагога в ситуации эмоционального выгорания».
Групповая дискуссия является эффективным приемом проведения педагогических семинаров. Традиционно групповая дискуссия проводится в двух формах: тематическая дискуссия, когда происходит обмен мнениями по темам лекций, и дискуссия по типу анализа конкретных ситуаций, темы которых могут выбираться и самими педагогами. Цель дискуссии – совместная выработка оптимального подхода к разрешению той или иной ситуации, связанной с поведенческими проблемами обучающихся, а также повышение уровня мотивации педагогов и их вовлечение в решение обсуждаемых проблем. Дискуссии охватывают следующие направления: «Психологический климат в коллективе», «Образ Я в профессии», «Невербальные средства общения», «Характеристика возрастной периодизации по Д.Б. Эльконину», «Личностно-ориентированный подход в образовании».
В результате, педагоги имеют необходимые представления о психологических особенностях развития детей, умеют эффективно взаимодействовать с окружающими в системе межличностных отношений, ориентируются в конфликтных ситуациях.
Литература
1. Баранов, С.П. Инновационные процессы в системы начального образования [Текст] / С.П. Баранов, Е.В. Борисов, Л.К. Веретенникова, А.Е. Дмитриев и др. – М.: Прометей 2012 – 212 с.
2. Вербицкий, А.А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография [Текст] / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. – М.: Логос, 2011 г. – 288с.
3. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения [Текст]/ И.И. Мамайчук, М.И. Смирнова. – Санкт-Петербург: Эко-вектор, 2014. – 311 с.
4. Матросов, В.Л. Деловое общение: курс лекций [Текст]/ В.Л. Матросов, А.Н. Мунин, Н.Д. Никандров, В.В. Рубцов, Э.В. Сайко. – М.: Флинта 2010. – 316 с.
5. Оганесян, Н.Т. Технологии активного социально-педагогического взаимодействия (тренинги, игры, дискуссии) в обеспечении психологической безопасности образовательного процесса [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.Т. Оганесян. – М.: Флинта, 2013. – 134 с.


Категория: Разное | Добавил: tayes
Просмотров: 1839 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
Спасибо за комментарий! Далее будем работать и опубликовывать материал по данной проблематике.

+1   Спам
В вашем детском саду реализуется интересная практика по повышению психологической компетентности педагога, порой действительно педагогам, в силу большой профессиональной занятости, не хватает времени самостоятельно  заниматься изучением  психических процессов детей

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог