Казакеева Е.А.
старший воспитатель,
МБДОУ «ЦРР-Детский сад №7»
Психологическая компетентность педагога как условия повышения качества образования
Реализация ФГОС ДО требует от педагогических кадров особого подхода, который включает наличие благоприятной, психологически безопасной образовательной среды, профессиональной готовности работников образования к педагогической деятельности, выражающейся в психологической устойчивости, рефлексии. Психологическая компетентность является основным условием повышения эффективности современного дошкольного образования.
Баранов С.П. полагает, что в условиях реализации системы обучения компетентность – одно из ключевых слов в сфере образования. Меняются требования к роли педагога, который становиться организатором, сопровождающим и наравляющим самостоятельную деятельность и развитие личности обучающихся. Одним из обязательных условий успеха здесь становится знание индивидуальных особенностей каждого ребенка, умение определить его сильные и слабые стороны, учесть интересы и склонности. Поставленные задачи сложно решить без повышения психологической компетентности педагогов, в частности освоения ими некоторых методов психологической диагностики. Важную роль в процессе развития личности и качеств педагога играют: эмпатия, рефлексия, аффективность, самооценка, целеустремленность, стремление к личностному росту и другие [1. С. 55].
Оганесян, Т.Г. полагает, что успешность обучающихся их личностный рост зависят во многом от того насколько компетентно и грамотно с точки зрения педагогики и психологии выстроен учебно-воспитательный процесс, насколько он психологически комфортен и безопасен. Приоритетной целью модернизации современного образования является обеспечение высокого качества образования, которое не сводится только к обученности. Оно связывается с развитием личности, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «психологическая защищенность», «психологическая безопасность», «социальное благополучие», «творчество». Соответственно, сфера профессиональной компетентности педагога значительно расширяется [5. С. 4].
Матросов В.Л., Мунин А.Н. и др. освещают, что психологическая компетентность – это комплекс знаний и умений из области психологии, необходимый для решения задач в педагогической деятельности. [4. С.225]
Вербицкий А.А. утверждает, что понятие «компетентность» является сложным структурным и динамичным образованием. Эта позиция представляется продуктивной и при раскрытии сущностной характеристики компетентности человека выделяется потенциальная и реальная (актуальная) стороны, рассматривается компетентность как характеристика (качество) личности субъекта деятельности [2, С. 23]. Автор включает в содержание компетентности следующие характеристики: - интеллектуальное соответствие задачам, решение которых обязательно для работающего в данной должности;
- количество и качество задач в основной работе, сформулированных и решенных специалистом;
- успех в решении основных задач;
- свойства личности, проявляющиеся в результативности решения проблемных задач [2. С. 24].
Вербицкий А.А. отмечают, что компетентность – это интегративное новообразование психики, развивающее в процессе профессионализации субъекта деятельности [2. С. 25].
Психологическая компетентность педагога включает в себя следующие компоненты:
- способность эффективно взаимодействовать с окружающими в системе межличностных отношений;
- умение ориентироваться в ситуациях, в том числе конфликтных;
- умение правильно ориентироваться в личностных особенностях и эмоциональных состояниях окружающих людей;
- умение взаимодействовать с детьми и их родителями на основе эмпатии, доверия, сочувствия;
- умение создавать в группе благоприятный психологический климат [3. С. 255].
Работа по повышению психологической компетентности педагогов разнообразны и зависят от уровня психологической культуры педагогов, их личностных особенностей и конкретных задач сопровождения обучающихся. В процессе работы с педагогами используются активные социально-психологические методы обучения. Это дискуссионные методы, тренинги, ролевые игры.
В практике МБДОУ «ЦРР-Детский сад №7» г. Бийска реализуются следующие формы работы с педагогами по повышению психологической компетентности: анкетирование, семинар-практикум, теоретический семинар, мастер-класс, групповая дискуссия, индивидуальное консультирование.
Основной целью работы является расширение знаний педагогов о психологических особенностях детей, психологии воспитания и психологии взаимодействия с семьей. На семинарах педагоги обязательно привлекаются к обсуждению проблем детей, обмениваются опытом, совместно с психологом вырабатывают пути разрешения существующих конфликтов. Теоретические семинары позволяют сообщить педагогам необходимую им психологическую информацию. Среди актуальных тем для педагогов дошкольных учреждений являются: «Взаимодействие с семьями воспитанников», «Конфликты и способы их преодоления», «Творчество – как фактор личностного роста педагога в ситуации эмоционального выгорания».
Групповая дискуссия является эффективным приемом проведения педагогических семинаров. Традиционно групповая дискуссия проводится в двух формах: тематическая дискуссия, когда происходит обмен мнениями по темам лекций, и дискуссия по типу анализа конкретных ситуаций, темы которых могут выбираться и самими педагогами. Цель дискуссии – совместная выработка оптимального подхода к разрешению той или иной ситуации, связанной с поведенческими проблемами обучающихся, а также повышение уровня мотивации педагогов и их вовлечение в решение обсуждаемых проблем. Дискуссии охватывают следующие направления: «Психологический климат в коллективе», «Образ Я в профессии», «Невербальные средства общения», «Характеристика возрастной периодизации по Д.Б. Эльконину», «Личностно-ориентированный подход в образовании».
В результате, педагоги имеют необходимые представления о психологических особенностях развития детей, умеют эффективно взаимодействовать с окружающими в системе межличностных отношений, ориентируются в конфликтных ситуациях.
Литература
1. Баранов, С.П. Инновационные процессы в системы начального образования [Текст] / С.П. Баранов, Е.В. Борисов, Л.К. Веретенникова, А.Е. Дмитриев и др. – М.: Прометей 2012 – 212 с.
2. Вербицкий, А.А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография [Текст] / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. – М.: Логос, 2011 г. – 288с.
3. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения [Текст]/ И.И. Мамайчук, М.И. Смирнова. – Санкт-Петербург: Эко-вектор, 2014. – 311 с.
4. Матросов, В.Л. Деловое общение: курс лекций [Текст]/ В.Л. Матросов, А.Н. Мунин, Н.Д. Никандров, В.В. Рубцов, Э.В. Сайко. – М.: Флинта 2010. – 316 с.
5. Оганесян, Н.Т. Технологии активного социально-педагогического взаимодействия (тренинги, игры, дискуссии) в обеспечении психологической безопасности образовательного процесса [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.Т. Оганесян. – М.: Флинта, 2013. – 134 с.
|