1 января 2014 стало точкой отсчета новой жизни российского дошкольного образования. Мы будем жить по стандарту ….
20 лет мы вместо термина «дошкольное воспитание» используем термин «дошкольное образование». Теперь – правомочно.
Еще ранее в 2013-14 году вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ». Он впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного более того– исходного, базового уровня образовательной системы.
К чему нас это обязывает?
В чем состоит образовательная задача д/с?
Что будет делать д/с «образовательным учреждением»?
Д/с – это ступенька к школе или это особое ОУ, в котором ребенок проживает особый отрезок своей жизни.
Главное при этом будем ли по-прежнему «играть в одни ворота», когда детский сад подстраивается под требования школы
или ФГОС заставит школы принять целевые ориентиры как фундамент.
На вопрос «что считать образованием в дошкольном мире», ответ – все формы детской жизни и детской занятости обладают бесспорной образовательной деятельностью Она не всегда явна.. Бесспорно одно: игра – главный источник развития.
Воображения – ничему не учит, она создает глубину и предельно широкую основу для любого учения.
Радуют первые строки документа – основные принципы п. 1.2.1.
«поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
Тезис, который декларирует следующее. Детство – это период, когда человек должен быть свободным и счастливым.
Остается открытым вопрос «Как все это выразить на «языке жизни».
Язык, на котором взрослые могли бы повседневно общаться с детьми и друг с другом, не утрачивая взаимопонимания и понимания того, что делает каждый из них по отдельности.
Если бы я была воспитателем, как бы я прочитала этот документ, и что нового он внес бы в мою деятельность Как практически реализовать программу в мероприятиях.
Умолчим пока о том, что так же, как и учителю, мне нужен методический час, так как увеличивается временные затраты на самообразовательную деятельность. Умолчу и о том, что образовательные потребности, которые диктуют нам стандарты, превышают возможности методического сопровождения, поэтому нужнЫ СПЕЦИАЛИСТЫ извне ОУ.
Итак, для начала я, как воспитатель, должна вычленить отличие ФГОСов от ФГТ
Я увижу их в задачах. Они звучат более широко добавляется задача «развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств» ребёнка
«укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия»
Среди основных принципов принцип учёта «этнокультурной ситуации развития детей» актуален для моей группы и сада в целом, ибо число детей, прибывающих из стран ближнего зарубежья, неуклонно растёт. А это дети, иногда вовсе не умеющие говорить по-русски.
Пункты 2.6. и 2.7. просто выучить наизусть, потому что они говорят о том, как звучат названия образовательных областей (а теперь они же и направления работы). Исчезает привычное созвучие «Социально – личностное развитие» теперь это «Социально-коммуникативное развитие», «познавательно-речевое» разбивается на отдельные «познавательное развитие» и «речевое развитие»
Пункт 2.7.
Виды детской деятельности
«Познавательно-исследовательская» только орфографические расхождения добавляются
«Продуктивная» распадается на «конструирование» и «изобразительную деятельность» (рисование, лепка, аппликация) в связи с этим хочется сказать = трудно нам будет отвыкать от этого термина
«Музыкально-художественная» – остаётся только «музыкальная» деятельность
«Чтение художественной литературы» - восприятие художественной литературы и фольклора
Под «трудовой деятельностью» теперь понимается «самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)», прописанный в комплексной программе.
Данные теоритических выкладок делают необходимым обращение к планированию деятельности.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью по-новому рассматривать планирование образовательной деятельности в ДОО.
Новизна заключается в формировании у педагогов умения планировать в соответствии со стандартными требованиями, которые «отражают согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые в свою очередь являются ориентирами … для специалистов системы образования».
Педагоги обязаны знать стандартные государственные требования, профессионально проводить образовательную работу с детьми дошкольного возраста и применять новые рекомендации по планированию на практике, составлять перспективные и календарные планы с учетом рекомендаций ФГОС ДО. И простите Умение считывать комплексную программу и ФГОС, а не только называть их.
2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Соотношение объема обязательной и формируемой участниками частей
2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Это соотношение не 80 к 20%, но обратим внимание на слова не менее и не более, т.е. соотношение 65 к 35 тоже допустимо. А 70 к 30? Мы остановились на соотношении 80 к 20-ти.
2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандртом и с учетом Примерных программ
При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности…
Первое организационное изменение – это расчёт времени для реализации обязательной и вариативной частей программы
Вносим изменения в расписание. Фиксируем, как фиксируем время НОД, в расписании следующие позиции
• время для сюжетно-ролевой игры, составив предварительно график организации игр согласно возрасту и требованиям программы ( с-р игры нет только во вторник)
• время из блока самостоятельной деятельности для конструирования/ требование программы
• динамический час на воздухе (третье занятие по физической культуре)
фиксируем в маршрутном листе, как обязательном документе воспитателя на каждый день, время взаимодействия с семьёй, родителями и время поддержки индивидуальности ребёнка
Ведение Маршрутных листов на каждый день позволяет нам
- осуществлять планирование с учетом индивидуальных особенностей детей и педагогических условий в ДОО в соответствии с рекомендациями ФГОС ДО;
- реализовывать содержание запланированных мероприятий на практике с учетом рекомендаций ФГОС ДО;
- планировать учебно-игровые мероприятия, обеспечивая равные возможности для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования
По программе Н.М.Крыловой мы работаем с 1995 года. И у нас нет причин упрекнуть её в большом разрыве с ФГОСами. Напротив, некоторые позиции нам знакомы очень близко. Так,
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ обучение (занятие) (планомерное общение взрослого с каждым отдельным ребёнком, направленное на обучение программной деятельности) выступает ведущей формой образовательной работы с детьми в "Детском саду - Дом радости" по программе Н.М.Крыловой. Фронтальные занятия (участвуют все дети группы) проводятся, когда большинство дошкольников овладевают данным содержанием на уровне самостоятельности. Фронтальные занятия – форма, которая даёт возможность ребёнку самоутверждаться посредством демонстрации самостоятельности и творчества в программной деятельности, а воспитателю – осуществить мониторинг уровня овладения каждым воспитанником содержания обучения
Индивидуальная работа по программе «Детский сад – Дом радости» проходила всегда по графику и всегда только утром. С этого года мы разбросали её на весь день. Это может быть утро, прогулка, индивидуальный подъём, вечернее время. Кроме этого, к индивидуальной работе в этом году подключаются специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель по изобразительной деятельности, логопед, воспитатель по обучению иностранному языку… Основанием является мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Детский сад – Дом радости»
Мониторинг целевых ориентиров запрещён, но никто не говорит об отказе от мониторинга освоения комплексных программ
Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Согласно стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. Новые подходы к внедрению родителей в педагогическую деятельность мы видим в прямом участии родителей в жизнедеятельности детей.
Не отказываясь от привычной формы «родитель – гость в группе» мы ищем возможности внедрения формы «мама папа рядом». Запланирована работа по разработке педагогического проекта по созданию условий для формирования позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного развития и образования каждого ребенка
В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.
ЧЕМ ОБЕСПЕЧИТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ?
Структура образовательного процесса на ОПДО предполагает
1)Деятельность детей со взрослыми и сверстниками
2)Самостоятельную деятельность детей
Структура образовательного процесса на ОП НО предполагает
1) Деятельность детей со сверстниками с помощью учителя
2) Самостоятельную деятельность детей
Единая методология структуры Образовательного процесса позволяет объединить общие усилия по проблемам преемственности в самостоятельной деятельности детей.
Вокруг Стандарта идут дебаты в среде педагогической и
родительской общественности, и те и другие высказывают свое мнение по поводу данного документа. Выразили его и мы. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся».
Наука говорит, что данный документ – это прорыв. «Задача разработчиков ФГОС дошкольного образования – учесть интересы всех участников образовательного процесса, но, прежде всего, – ребёнка», – подчеркнула директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец.
|