Я часто спрашиваю своих дошкольников: «Что вы дома любите делать?» или «Что вы делали в выходные дни дома?». И слышу почти всегда один ответ - «Смотрел мультики» или «Играл на компьютере». В начале своей педагогической деятельности были совсем другие ответы. Дети играли, вырезали, рисовали, складывали мозаику, лепили, рассматривали книги и конечно же смотрели мультфильмы. Сегодня многие родители в состоянии приобрести ребенку компьютер. Это радует. Но! Папы и мамы реже сидят рядом с ребенком, когда он рисует. Дети не чувствуют внимания, не слышат слова радости, восхищения от взрослых. А маленькому сердцу это так необходимо. Родители считают, что можно потратить время на свои дела или у некоторых просто этого времени нет. А когда ребенок сидит за компьютером и радуется, смеется, глядя в экран, помощь взрослых не нужна. Каждый занят своим делом. Компьютер становится палочкой — выручалочкой для пап и мам, а для ребенка — привычным времяпрепровождением дома. В ущерб остальным видам деятельности и в ущерб общению. А самое опасное — в ущерб физическому и психическому развитию ребенка. Мы воспитатели не можем запретить взрослым выбирать вид деятельности детей дома, но предложить, объяснить, посоветовать должны и обязаны. Анкетирование среди родителей показало, что дети предпочитают смотреть американские, японские мультфильмы. В них яркий, выразительный, динамичный сюжет и примитивный текст. Истории о приведениях, вампирах, ползающих монстрах, космических захватчиках и других «благородных» героях захватывают наших детей. Ребенок впитывает информацию, она откладывается в его памяти в форме ярких зрительных образов, в форме образов поведения. Все это влияет на эмоциональное состояние детей: крики по ночам, проявление агрессии в играх со сверстниками. У детей исчезает понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Мир для них — это борьба зла и добра. Герои этих мультфильмов не влияют на нравственное развитие ребенка. Для них главное — это действие, а не мысли и чувства. На мои просьбы пересказать мультфильм, все сводилось к примитивным высказыванием о том кто, что делал. Положительный герой бьет, преследует, вредит отрицательному, а тот отвечает ему тем же. Мы не можем остановить поток «неподходящих» для ребенка мультфильмов, поток компьютерных игр по этим сюжетам. Но мы можем подготовить ребенка к их восприятию. Я даю родителям рекомендации: 1. Ограничить время, проводимое ребенком перед экраном. Предложить мамам и папам вместе заняться полезными для ребенка делами: читать понятные для него книги, объяснять, что в них происходит. Обсуждать, беседовать, задавать вопросы, рассматривать картинки и выяснять — соотносит ли ребенок их с прочитанным текстом и как их понимает. Если перечитывать знакомые книги, рассказы, сказки: с каждым новым чтением они будут все понятнее, а потребность в понимании станет привычкой. 2. Ели ребенок каждый день смотрит телевизор или играет в компьютер и без этого уже не может — смотрите вместе с ним. Желательно выбирать для просмотра наши отечественные мультфильмы и интересные игры. Родителям это тоже доставит удовольствие и поднимет настроение. Обязательно надо подсказать ребенку, что происходит на экране, делать замечания по поводу происходящего, задавать вопросы и отвечать на вопросы детей. В дальнейшем вспоминайте просмотр и беседуйте о приятных и полезных моментах в сюжете. 3. При просмотре мультфильма родители обязательно должны обратить внимание на мотивы действий героев, последствия их поступков, стараться вызвать сочувствие тем, кому плохо. Необходимо сравнивать зарубежные мультфильмы с нашими русскими («Том и Джерри» с «Ну, погоди!»). Порассуждать с ребенком: кто лучше? Добрей? Кто больше нравится и почему? Эта небольшая помощь взрослых поможет предупредит возникновение агрессивных форм поведения у детей, появления страхов, которые являются обратной стороной агрессивности. Нервная система ребенка будет более крепкой и здоровой, что позволит ему лучше воспринимать школьный материал и хорошо учиться. В 1996 году Папа Римский рекомендовал многим европейским, католическим странам...закупить наши, отечественные мультфильмы. Так как более добрых, доступных пониманию детей всего мира детских фильмов нет.
|