Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Тезисы: Образовательная среда как критически важное условие развития ребенка и его подготовки к начальной школе

30.03.2013, 18:47
Паршина Маргарита Васильевна
Воспитатель, ГБОУ детский сад №2562
Тезисы: Образовательная среда как критически важное условие развития ребенка и его подготовки к начальной школе

Предшкольное образование – на стыке 2 ступеней образа – дошкольной и начальной школы.
Дошкольная ступень ориентирована на формирование готовности ребёнка к учению.
Два взгляда на готовность к школе:
«максима»: ребенок должен бегло читать, уметь писать, считать (при этом возможно «перекармливание» ребенка)
«минима»: в школе всему научат.
Важный итог воспитания и обучения ребенка «дошкольника» в семье и детсаду – психологическая готовность ребёнка к школе и к обучению в школе.
Три грани развития дошкольника к концу периода до школы:
1. формирование (сформированность) произвольного поведения;
2. овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;
3. Возникшая потребность в познании.
Плюс!: мотивация к обучению в школе, к статусу ученика.
Что необходимо для успешного обучения ребенка в 1 классе:
1. В н и м а н и е;
2. м ы ш л е н и е;
3. д л и т е л ь н а я (15-20 минут) у с и д ч и в о с т ь;
4. с о с р е д о т о ч е н н о с т ь ( фокус внимания).
Интеллектуальные качества:
1. память;
2. сообразительность;
3. любознательность/пытливость;
4. критичность.
Начальные навыки: чтения и счёта; физическая готовность; ловкость; нравственно-волевые качества: уметь выполнять не только приятную работу, но и необходимую.
Социальные навыки: дружелюбие, общительность с ровесниками и взрослыми, умение сотрудничать и работать в группе над общим делом. Познавательная потребность детей – яркий симптом готовности к школе. Хотя в принципе любопытство, любознательность, тяга узнавать новое – врожденный дар ребёнка. Чувство удовольствия, радости от исследования и познания окружающего мира усиливают и закрепляют познавательную потребность.
Фундамент познавательной потребности: жажда новых впечалений, любопытство, любознательность. Важно бережно относится к дару и жажде познания, не спугнуть их неосторожной реакцией взрослых: например, не следует ругать детей за сломанную игрушку или предмет, если ребёнок взялся «докопаться» до секрета устройства игрушки, предмета.
Особенности проектирования образовательной среды (в семье): это – организация пространства и использование оборудования/ оснащения:
* комфортность и безопасность обстановки – создаёт настрой, желание познавать; возникает эффект защищённости и безопасности в знакомой и комфортной обстановке.
* богатство возможностей сенсорных (от органов чувств) впечатлений;
* условия для самостоятельной (индивидуальной) деятельности;
* возможности для исследования и обучения;
* удовлетворение основных потребностей ребёнка-дошкольника ДВИЖЕНИЕ* ОБЩЕНИЕ* ПОЗНАНИЕ* и наличие у ребёнка возможности самостоятельного выбора; * наличие свободного пространства;
* уважение мнения ребенка ;
* требования функциональности (наличие элементов обстановки с полезными функциями на первом плане, правило обновления элементов); * учёт возраста и особенностей ребенка;
* двуединый принцип «статичность-динамичность», т.е. важно постоянство и наличие надёжных точек опоры; но и важно, чтобы элементы среды и сама среда имели динамику развития, обновления и естественного «усложнения» в процессе «взросления».
Организуя развивающе-образовательную среду, учитывать следующие факторы:
- индивидуальные интересы, склонности, предпочтения ребёнка;
- (жизненные) потребности ребёнка;
- любознательность, исследовательскую жилку, творческие запросы ребёнка;
- возраст, индивидуальные и социо-психологические особенности ребёнка;
- эмоционально-личностные особенности ребёнка в развитии.
Для этого надо:
* периодически организовывать и обновлять элементы и материалы жизненного пространства ребёнка;
* поддерживать спектр поиска, экперимента и моделирования;
* обдумывать возрастные предназначения предметов и материалов, их использвания во взаимодействии участников познавательных процессов; * социально-психологические особенности детей дошкольников: они стремятся к совместной деятельности, но периодически испытывают потребность к уединению;
* индивидуальные особенности эмоционально-личностного развития ребёнка требуют создания так называемых приватных зон – мест уединения; хранения своих личных вещей: любимые игрушки, открытки, фотографии, и т.п.

Средства и приёмы стимуляции познавательных потребностей у детей.
Семья – первая естественная среда развития у детей познавательных потребностей.
Игры типа: «Используй по-другому». Например, предмет/его изображение: - деревянная ложка: едят/используют при готовке – помешивают, пробуют/ как народный музыкально-шумовой инструмент/декоративное украшение (на стене, в буфете). Занимательные опыты и эксперименты (с конденсацией водяных паров на холодной поверхности), (с вытеснением воды из сосуда путем его заполнения предметами); Наблюдение за рыбками в аквариуме; Подводить детей к обсуждению и поиску решения некоторых общечеловеческих проблем ( экология, здоровье, космос) используя примеры из актуальных новостей; Игры, упражнения, задания (с вариантами возможных усложнений):
*«Что хотели сделать?», «Что для этого требовалось?», «Что делали сначала? А потом? И в конце? И каков итог? Почему?»
* Разыгрывается проблемная ситуация – как игра - но цепочка обозначенных действий не даёт намеченных результатов: Что мы упустили? Что сделали не так? Чего не хватило для успеха? Твоё мнение? А как ты советуешь сделать?

Умение ставить и задавать вопросы. Виды вопросов.
*Вопросы на психические процессы, например, «восприятие», «кратковременная память».
*Вопросы-комментарии процесса: «Что мы делаем? Что берём? Куда ставим?»
*Вопросы-констатации: «Что получилось?», «Что мы взяли?»
*Вопросы на долговременную память; воображение; мышление.
*Вопросы планирования, осмысления пунктов плана.
*Вопросы очерёдности, последовательности действий: «Что сначала? А затем? И после этого?»
*Вопросы нужных/заданных параметров/алгоритма действий. *Предваряющие вопросы.

Приёмы усложнения деятельности, поставленных задач при развитии познавательной деятельности
*Увеличение степени самостоятельности ребёнка – начинают взрослый и ребёнок вместе, затем взрослый всё больше уступает инициативу ребёнку.
*Возрастание степени обощения: от конкретного действия - действий до обобщённой схемы действий при решении типовых задач.
*Усложнение способа описания намеченных действий: вербально в форме рассказа-описания; в виде модели, простейшего макета или наглядной схемы.


Список используемой литературы:

1.Дыбина О.В., Еник О.А., Пенькова Л.А. «Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей
старшего дошкольного возраста».

Воспитатель подготовительной
Группы № 7 Паршина М.В.


Категория: Разное | Добавил: tarablus
Просмотров: 1781 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО.СПАСИБО ВАМ.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог