Тезисы: Образовательная среда как критически важное условие развития ребенка и его подготовки к начальной школе
30.03.2013, 18:47
Паршина Маргарита Васильевна
Воспитатель, ГБОУ детский сад №2562
Тезисы: Образовательная среда как критически важное условие развития ребенка и его подготовки к начальной школе
Предшкольное образование – на стыке 2 ступеней образа – дошкольной и начальной школы. Дошкольная ступень ориентирована на формирование готовности ребёнка к учению. Два взгляда на готовность к школе: «максима»: ребенок должен бегло читать, уметь писать, считать (при этом возможно «перекармливание» ребенка) «минима»: в школе всему научат. Важный итог воспитания и обучения ребенка «дошкольника» в семье и детсаду – психологическая готовность ребёнка к школе и к обучению в школе. Три грани развития дошкольника к концу периода до школы: 1. формирование (сформированность) произвольного поведения; 2. овладение средствами и эталонами познавательной деятельности; 3. Возникшая потребность в познании. Плюс!: мотивация к обучению в школе, к статусу ученика. Что необходимо для успешного обучения ребенка в 1 классе: 1. В н и м а н и е; 2. м ы ш л е н и е; 3. д л и т е л ь н а я (15-20 минут) у с и д ч и в о с т ь; 4. с о с р е д о т о ч е н н о с т ь ( фокус внимания). Интеллектуальные качества: 1. память; 2. сообразительность; 3. любознательность/пытливость; 4. критичность. Начальные навыки: чтения и счёта; физическая готовность; ловкость; нравственно-волевые качества: уметь выполнять не только приятную работу, но и необходимую. Социальные навыки: дружелюбие, общительность с ровесниками и взрослыми, умение сотрудничать и работать в группе над общим делом. Познавательная потребность детей – яркий симптом готовности к школе. Хотя в принципе любопытство, любознательность, тяга узнавать новое – врожденный дар ребёнка. Чувство удовольствия, радости от исследования и познания окружающего мира усиливают и закрепляют познавательную потребность. Фундамент познавательной потребности: жажда новых впечалений, любопытство, любознательность. Важно бережно относится к дару и жажде познания, не спугнуть их неосторожной реакцией взрослых: например, не следует ругать детей за сломанную игрушку или предмет, если ребёнок взялся «докопаться» до секрета устройства игрушки, предмета. Особенности проектирования образовательной среды (в семье): это – организация пространства и использование оборудования/ оснащения: * комфортность и безопасность обстановки – создаёт настрой, желание познавать; возникает эффект защищённости и безопасности в знакомой и комфортной обстановке. * богатство возможностей сенсорных (от органов чувств) впечатлений; * условия для самостоятельной (индивидуальной) деятельности; * возможности для исследования и обучения; * удовлетворение основных потребностей ребёнка-дошкольника ДВИЖЕНИЕ* ОБЩЕНИЕ* ПОЗНАНИЕ* и наличие у ребёнка возможности самостоятельного выбора; * наличие свободного пространства; * уважение мнения ребенка ; * требования функциональности (наличие элементов обстановки с полезными функциями на первом плане, правило обновления элементов); * учёт возраста и особенностей ребенка; * двуединый принцип «статичность-динамичность», т.е. важно постоянство и наличие надёжных точек опоры; но и важно, чтобы элементы среды и сама среда имели динамику развития, обновления и естественного «усложнения» в процессе «взросления». Организуя развивающе-образовательную среду, учитывать следующие факторы: - индивидуальные интересы, склонности, предпочтения ребёнка; - (жизненные) потребности ребёнка; - любознательность, исследовательскую жилку, творческие запросы ребёнка; - возраст, индивидуальные и социо-психологические особенности ребёнка; - эмоционально-личностные особенности ребёнка в развитии. Для этого надо: * периодически организовывать и обновлять элементы и материалы жизненного пространства ребёнка; * поддерживать спектр поиска, экперимента и моделирования; * обдумывать возрастные предназначения предметов и материалов, их использвания во взаимодействии участников познавательных процессов; * социально-психологические особенности детей дошкольников: они стремятся к совместной деятельности, но периодически испытывают потребность к уединению; * индивидуальные особенности эмоционально-личностного развития ребёнка требуют создания так называемых приватных зон – мест уединения; хранения своих личных вещей: любимые игрушки, открытки, фотографии, и т.п. Средства и приёмы стимуляции познавательных потребностей у детей. Семья – первая естественная среда развития у детей познавательных потребностей. Игры типа: «Используй по-другому». Например, предмет/его изображение: - деревянная ложка: едят/используют при готовке – помешивают, пробуют/ как народный музыкально-шумовой инструмент/декоративное украшение (на стене, в буфете). Занимательные опыты и эксперименты (с конденсацией водяных паров на холодной поверхности), (с вытеснением воды из сосуда путем его заполнения предметами); Наблюдение за рыбками в аквариуме; Подводить детей к обсуждению и поиску решения некоторых общечеловеческих проблем ( экология, здоровье, космос) используя примеры из актуальных новостей; Игры, упражнения, задания (с вариантами возможных усложнений): *«Что хотели сделать?», «Что для этого требовалось?», «Что делали сначала? А потом? И в конце? И каков итог? Почему?» * Разыгрывается проблемная ситуация – как игра - но цепочка обозначенных действий не даёт намеченных результатов: Что мы упустили? Что сделали не так? Чего не хватило для успеха? Твоё мнение? А как ты советуешь сделать? Умение ставить и задавать вопросы. Виды вопросов. *Вопросы на психические процессы, например, «восприятие», «кратковременная память». *Вопросы-комментарии процесса: «Что мы делаем? Что берём? Куда ставим?» *Вопросы-констатации: «Что получилось?», «Что мы взяли?» *Вопросы на долговременную память; воображение; мышление. *Вопросы планирования, осмысления пунктов плана. *Вопросы очерёдности, последовательности действий: «Что сначала? А затем? И после этого?» *Вопросы нужных/заданных параметров/алгоритма действий. *Предваряющие вопросы. Приёмы усложнения деятельности, поставленных задач при развитии познавательной деятельности *Увеличение степени самостоятельности ребёнка – начинают взрослый и ребёнок вместе, затем взрослый всё больше уступает инициативу ребёнку. *Возрастание степени обощения: от конкретного действия - действий до обобщённой схемы действий при решении типовых задач. *Усложнение способа описания намеченных действий: вербально в форме рассказа-описания; в виде модели, простейшего макета или наглядной схемы.
Список используемой литературы:
1.Дыбина О.В., Еник О.А., Пенькова Л.А. «Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель подготовительной Группы № 7 Паршина М.В.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.