Тема: Мебель. Цель: обучение составлению рассказа-описания с опорой на визуальный графический ряд. Задачи: Образовательные: – закреплять знания видов и названий мебели; – закреплять употребление обобщающих понятий (мебель, одежда, обувь головные уборы) – закреплять умение подбирать прил. к сущ.; – учить называть антонимы.
Коррекционные: – закреплять умение правильно употреблять сущ. в Р п.; – развивать общую и мелкую моторику.
Развивающие: – расширять и активизировать словарь по теме; – развивать самоконтроль за речью.
Воспитательные: – воспитывать умение работать в группе; – воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: картинки с изображением предметов мебели по количеству детей, макет шкафа из пяти отделов, картинки-схемы внутри каждого отдела, в самом нижнем - сюрпризы для детей. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, социализация, физическая культура.
Ход непосредственно образовательной деятельности: Организационный момент: - Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки. -Любим. -В этом доме этажи называют полками, Тут белье мое лежит: кофточки с футболками. Все всегда на месте в доме: сарафан, халат и шарф. Как зовется этот домик? Угадали? Это… - Шкаф. Основная часть: - Ребята, как назвать одним словом шкаф, стол, кровать, стул? - Мебель! - Молодцы! Правильно! Подойдите, пожалуйста, к столу и выберите только предметы мебели. (Дети выбирают, называют свой предмет и помещают изображение на доску) - Ребята, а какие картинки вы не выбрали, какие там оставили (одежду, обувь и головные уборы.) - Смотрите, у меня тоже есть предмет мебели, это шкаф, но это не простой шкаф, на его самой нижней полке вас ждут приятные сюрпризы. Но, чтобы узнать и получить их нужно открывать шкаф только с верхней полки. Хотите? - Да. - Готовы? - Да. Открываем верхний отдел. Что же здесь? Может вы, ребята, расскажете, что это такое? -Это план-схема рассказа о мебели. Самый первый пункт. -Как называется мебель и для чего предназначена? Как ее используют? Удобно ли нам будет без нее? - Конечно, вы молодцы. Пальчиковая гимнастика. - Открываем второй отдел. Там графические изображения взрослых людей и ребенка. Что это, ребята, за подсказка? -Это значит, что мы можем рассказать для кого мебель. Для детей или для взрослых. Игра с мячом в кругу «Скажи наоборот» Новый стол - старый стол, чистый стол – грязный стол, низкий шкаф – высокий шкаф, мягкое кресло – жесткое кресло, светлый диван – темный диван, широкая кровать – узкая кровать, маленькая тумба – большая тумба. - Открываем третий отсек. Что же там? - Части предмета и цвет! - Конечно, молодцы. Расскажите, пожалуйста, из каких частей состоит ваша мебель. Какого цвета? Дети отвечают по желанию. Динамическая пауза с использованием музыки Железновой. - Ребята, вот мы добрались до четвертого отдела. Открываем? -Да. На четвертой схеме – графические изображения материала, из которого изготовлена мебель (стекло, пластмасса, металл, ткань, дерево) -Ребята, кто хочет рассказать о своем предмете мебели по этому пункту? Дети отвечают. Итог: - Ребята, мы с вами так много сказали о мебели. Кто из вас нам расскажет о своей мебели все по порядку, начиная с первого пункта плана? Дети рассказывают. -А что теперь? - Теперь последний отдел в шкафу, самый нижний! Там для вас сюрприз, потому что вы сегодня - большие молодцы!!!
Литература: 1. О. С. Гомзяк Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий II период обучения в старшей логогруппе. Москва. Издательство "ГНОМ и Д", 2010 2. Н. Е. Арбекова Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Альбом №3. Мир человека. Москва. ООО «Издательство ГНОМ», 2012 г.
|