Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной группы Тема: «Осень» Программные задачи: Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова, качественно характеризовать звуки. Уточнить знания детей о предложении, повторить правила его написания. Закреплять умение детей делить слова на слоги. Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком. Развивать фонематический слух Воспитывать интерес к занятию и бережное отношение к природе. Материал демонстрационный: 6-ти звуковая схема для звукового анализа, фишки для звукового анализа, схема предложения, предметные картинки: дятел, синица, голубь, сюжетные картинки: осень, зима, лето, весна, указка, волшебная музыкальная шкатулка, книга. Материал раздаточный: 6-ти звуковая схема для звукового анализа, фишки для звукового анализа, схема предложения. Ход 1. В: У меня для вас необычная загадка. Слушайте ее внимательно, она очень занимательна. Ответ ее не называть, а дружно подойти и показать. «Утром мы во двор идем – Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят… (Осень) (Дети подходят к иллюстрации осени) В: Представьте себе, что сейчас светит осеннее солнце. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко, начался дождь, подул ветер. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).
2.В: Как вы думаете, какому времени года мы посвятим сегодняшнее занятие? Д: осени В: Дети, какая бывает осень? Д: грустная, пасмурная, дождливая, веселая, золотая, разноцветная и т.д. В: Что вы сейчас говорили? Д: слова В: Осень – запасиха, а зима - прибериха. Почему так говорят об осени? Что вы сейчас говорили? Д: Предложения. В: Чем отличается предложение от набора слов? Д: В предложении все слова между собой связаны. Из предложения можно что – нибудь узнать. В: На свое место сядет тот, кто составит красивое предложение об осени. (Дети составляют предложения и садятся на места)
3. В: Сейчас я вам скажу предложение, а вы его схему выложите на столе. Приготовьте модельки предложения. Саша выложит предложение на доске. «Осенью улетают птицы». Назовите первое слово, второе слово, третье слово. Что поставили в конце предложения? А теперь уберите модельку слова «осенью», модельку слова «улетают». Моделька какого слова осталась? Уберите ее.
4. В: Дети, как называются птицы, которые не улетают в теплые края? Д: Зимующие. В: Угадайте, о какой зимующей птице идет речь? «Кто на дереве сидит Клювом дерево долбит? По рябине стук да стук – Вылезай скорее жук. Будет птице на обед Очень вкусный короед». Д: Дятел. В: Каких зимующих птиц вы еще знаете? Д: Ворона, синица, голубь и т.д. В: Перед вами рисунки птиц. Как узнать, сколько слогов в слове дятел? Д: Сколько раз хлопнешь в ладоши, столько слогов. В: Скажите, сколько слогов в слове дятел? (синица, голубь) В: Назовите самое длинное слово? Д: Синица
5. В: А сейчас немного отдохнем. Представьте, что вы осенние листочки. Вы листики осенние, На веточках сидели. Дунул ветер – полетели И на землю сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Повертел их, покрутил И на землю опустил. (Дети двигаются под музыку.)
6. В: Дети, приготовьте фишки для звукового анализа. Слово «синица». Скажите слово «синица» так, чтобы услышали первый звук. Назовите первый звук? Что вы о нем знаете? Сколько гласных звуков в слове «синица»? Как вы думаете, какой гласной буквой мы обозначим звук [и], звук [а]? А теперь пора наводить порядок. Оля помоги. Уберите фишку звука [с'] и т.д.
7. В: За ваши успехи и старанья, я хочу подарить вам подарок. Но он находится в этой волшебной шкатулке. Чтобы ее открыть нужно, назвать слова со звуком [с'] (Дети называют слова. Под музыку шкатулка открывается).
|