Цель:расширение и систематизация знаний и представлений об овощах и фруктах. Коррекционно-образовательные задачи: • Способствовать уточнению и активизации словаря знаний детей по теме «Овощи и фрукты» и «Домашние птицы; (Интеграция образовательной области «Познание») • Вызвать интерес и желание у детей пересказывать знакомую сказку; (Интеграция образовательной области «Коммуникация») • Упражнять в согласовании существительных с прилагательными; (Интеграция образовательной области «Коммуникация») • Продолжать упражнять в узнавании домашних животных и домашних птиц по звукоподражанию; (Интеграция образовательной области «Коммуникация») • Продолжать развивать интонационную выразительность речи, мимику, пластику движений и координацию, как общей и мелкой моторики; («Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Физическая культура») Коррекционно – развивающие задачи: • Продолжать развивать познавательную деятельность детей: умение сравнивать, анализировать, делать обобщения; (Интеграция образовательной области «Познание») • Активизировать слуховое и зрительное внимание, память; ( Интеграция образовательной области «Познание») • Формировать навык укрепления и сохранения правильной осанки в различных видах деятельности; (Интеграция образовательной области «Физическая культура») • Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре через слушание музыки; (Интеграция образовательной области «Музыка») • Продолжать развивать интерес к художественной литературе разных жанров; (интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы») • Воспитывать усидчивость, умение слушать инструкцию педагога до конца: (Интеграция образовательной области «Познание») Коррекционно-воспитательные задачи: • Воспитывать интерес к занятию, стремление изучать природу; • (Интеграция образовательной области «Познание») • Приучать детей аккуратно и бережно относиться к пособиям, по окончании приводить в порядок в рабочее место; • (Интеграция образовательной области «Труд») • Воспитывать навыки сотрудничества между детьми; • (Интеграция образовательной области «Социализация»)
Предметный словарь: Фрукты, овощи, названия домашних животных; Словарь - признаки: Красный, оранжевая, зелёное, треугольная, круглый, мягкий, сочный, длинная, сладкая, вкусная; Глагольный словарь: Мычит, блеет, ржёт.
Материал и оборудование: Дом из кукольного театра «Теремок»; колобок; картина – репродукция с фрагментом сказки «Волк и семеро козлят»; муляжи овощей и фрукта (морковь, помидор, огурец, яблоко); натуральные овощи и фрукт; мешочек; магнитофон, кассеты «Звуки, голоса и шум окружающего мира» выпуск №2. «природа, птицы и животные» выпуск №3, кассета Григорий Гладков «Весёлая детскотека» «Кантри», предметные картинки с изображением домашних животных. Предварительная работа: 1.Чтение сказок «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят»; 2.Чтение загадок; 3.Внесение дидактических игр: «Что растёт в саду», «Весёлый огород», «Найди овощ и фрукт», «Помоги приготовить запасы на зиму»; 3. Разучивание пальчиковой игры «На горе мы видим дом», речевой игры «Едем, едем, едем на тележке»
Ход НОД: -Ребята, хотите сегодня со мной отправиться в весёлое путешествие? -Да. - А поедем мы на тележке. (Стульчики в группе расставлены в форме полукруга, впереди поставлена мягкая игрушка лошадка) - Да. Тогда проходите, садитесь удобно. В руки возьмите вожжи. -А повезёт нас, лошадка. (Звучит музыкальное сопровождение инструментальная музыка Г.Гладков «Кантри») -Что бы нам не скучать, будем песню распевать. Дети хором повторяют слова речевой игры «Едем, едем на тележке…» «Едем, едем на тележке, распевать в лесу потешки. Скрип, скрип, скрип, скрип (покачивание головы вправо- влево) Листья шуршат (ш-ш-ш-ш-ш) (произносят дети и поглаживают кисти рук) Птички поют, нас в гости зовут, (фьють-пирю-фьють- пирю). (произносят дети, делают взмахи с кистями рук) Белка на ветке орешки грызёт, (щёлкание зубами) А рыжая лисичка, зайчишку стережёт. (Дети замирают) А ручеёк журчит, (болтают языком) в реку попасть спешит. -А дорога долгая, чтобы дальше не скучать, будем сказки вспоминать. -Сказки очень волнуются, так как боятся, что вы их забыли и не помните, что случилось со сказочными персонажами. -Сказки просят: «А сейчас, вы друзья, узнайте нас» Игра «Сказку вспомнить нужно» - «Не лежалось на окошке, Покатилось по дорожке….» -Правильно, колобок. -А что случилось с колобком? - «Отворили дверь козлята и пропали все куда- то?» -Кому козлята отворили дверь? -Куда пропали? - «Я мышка- норушка, я зайчик - побегайчик… -Как это сказка называется? -Кто ещё в теремочке живёт? -Правильно, лягушка-квакушка, волчок серый бочок, лисичка- сестричка и медведь. -Этот теремок до сих пор стоит в поле. Учитель-дефектолог выкладывает домик из кукольного театра «Теремок». -Молодцы, все сказки отгадали. А что это нам зайчик - побегайчик положил в тележку? Учитель- дефектолог вносит мешочек. -Ой, да это мешочек, а какой тяжёлый. - Подержи. (Подходит к каждому ребёнку, даёт возможность подержать мешочек). -Какой он? Правильно тяжёлый. -Что это он в мешочек положил? (Учитель-дефектолог достаёт морковку). -Что это? -Морковка. Какая она? -Правильно длинная, оранжевая, твердая. (Морковь кладут на поднос). -А это что? - Правильно помидор. -Какой он по форме? Какой помидор по цвету? Какой помидор по размеру? -Правильно помидор красный, круглый, большой. (Дальше учитель-дефектолог предлагает рассмотреть огурец, и яблоко.) -Ребята, помидор, огурец, морковь, что это? -Правильно это овощи. -А яблоко это что? -Правильно это фрукт. -Посмотрите, что у нас здесь лишнее? -Правильно это яблоко. - А давайте мы с вами поиграем в игру «Волшебный мешочек» - Я спрячу в мешочек овощи и фрукт, перемешаю. - А сейчас загадаю загадки, а вы должны угадать, что у меня в руке оказалось. -Внимательно слушайте. Она длинная, оранжевая, твёрдая, полезная…… -Правильно, морковь. Морковь это … -Что это? -Оно круглое, красное, сочное, сладкое….. -Правильно это яблоко. Яблоко, что это… -Он круглый, длинный, зелёный, твёрдый… -Что это? Огурец. -Молодцы, а гостинцы от зайчика мы возьмём с собою в дорогу. -А вот мы и подъезжаем к деревне. Пальчиковая гимнастика «Дом на горе» (к, г) На горе мы видим дом, (Кистями рук сложить домик) Много зелени кругом. (Волнообразные движения кистями рук) Вот деревья, вот кусты. (Руками сделать «Деревья и кусты») Окружает всё забор, (Пальцами сделать «забор», погладить стол) За забором чистый двор. (Погладить стол ладонями рук) Мы ворота открываем, Быстро к дому подбегаем (Пальцами рук « пробежаться» по столу) В дом стучимся:«Тук-тук-тук»,( Постучать кулаками, ладонь приставить Кто-то к нам идёт на стук. к правому уху) В гости мы пришли, (руки вытянуть вперёд, как- будто И гостинцы привезли. преподносится что- то) -Вот мы и к деревне подъехали. -Слышит? Этот пастушок стадо гонит- это домашние животные с пастбища домой к хозяевам возвращаются. - Давайте мы их пропустим -Давайте, послушаем (учитель- дефектолог включает фонограмму «Звуки деревни) -Кого, вы услышали? Правильно коровы, лошади, овечки. -Выберите картинки и мне покажите, каких животных мы назвали.
- Перечислите. Как мы, их, одним словом назовём? -Молодцы. Правильно – это домашние животные. -Ну, вот и всё. Нам пора прощаться и в город обратно возвращаться. -Скорее садимся в тележку. «Едем, едем на тележке, распевать в лесу потешки. Скрип, скрип, скрип, скрип. (Покачивание головы из стороны в сторону) Долго, долго ехали Наконец приехали!» -УХ!!! ( Все дети хором) -Давайте вспомним, какие игры мы играли во время нашей поездки? - Какая игра вам больше понравилась? - А какие гостинцы мы собой в детский сад привезли? Давайте заглянем в мешочек проверим. Ой, а овощи и фрукт оказались настоящими. Вовремя обеда, мы их попробуем на вкус. -На этом наше занятие закончено. Список источников: 1.Е.М.Косинова «Моя первая книга знаний (обо всём на свете). Упражнение для развития речи. Худ. Г.Соколов- М.: «издательство ЭКСМО», 2004. 2.Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду: ЯРОСЛАВЛЬ.: АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ. 3.Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия для детей 4-5 лет»:- Москва.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2005. 4. Карельская Е. -Журнал «Дошкольное воспитание» 1999 №1.: «Поможем Буратино заговорить» (из опыта работы логопеда) Динамические паузы и пальчиковый игротренинг.
|