Задачи. Коррекционно-обучающие: • познакомить детей с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка»; • учить отвечать на вопросы по тексту предложениями; • учить строить не только отдельные предложения, но и целый текст; • учить обобщать группу людей, живущих в месте словом «семья»; • расширить знание детей по теме «Семья»; • знакомить ребенка с близкими родственными связями: брат, сестра, мать и так далее. Коррекционно-развивающие: • развивать и совершенствовать структуру речи, через пальчиковые игры, игру «Подскажи словечко» и ответы на вопросы; • развивать восприятие, внимание, мышление через игры « Это чье?», «Что перепутал художник», «Кому что нужно», «Подскажи словечко»; • развивать память через слушанье рассказа и ответы на вопросы по тексту; • развивать общую и мелкую моторику через пальчиковые игры и игру с движениями. Коррекционно-воспитывающие: • воспитывать эмоционально-волевые и нравственные качества личности, любовь, заботу и уважение к близким. Оборудование: Демонстрационный материал. • Книга Л. Н. Толстого «Рассказы о детях», рассказ «Косточка». • Картинки из серии «семья». • Картинки – самолет, кастрюля, газета, корова, ранец, детский игрушка. • Из книги «По дороге к азбуке» часть 1, картинки к теме «Семья». Словарная работа: горница, сочла, «покраснел, как рак». Ход занятия 1. Организационный момент. Ребята, сегодня я вам принесла замечательную книгу, которую специально для детей написал Лев Толстой, она называется «Рассказы о детях». Лев Толстой очень любил детей и писал для них небольшие рассказы. В этой книжке он написал рассказы о детях. (Педагог показывает книгу, на которой изображен портрет Льва Толстого и дети). Посмотрите, на обложке книги изображен портрет Льва Толстого, а рядом с ним дети. Кто написал эту книгу? (Лев Толстой). 2. Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка» Сейчас я вам прочитаю рассказ, который Лев толстой назвал «Косточка». Чтение рассказа и показ иллюстраций. Во время чтения текста педагог поясняет детям незнакомые слова: горница, сочла. Скажите, пожалуйста, о ком говорится в этом рассказе? Почему рассказ называется «Косточка»? Послушайте внимательно рассказ еще раз. 3. Беседа по рассказу. После второго чтения рассказа, педагог задает детям вопросы. • Кто купил сливы? • Где они лежали? • Что делал Ваня? • Почему он съел сливу? • Как узнала мама, что слив стала меньше? • Кому она об этом сказала? Что сказал отец? • Что ответили дети? • Что при этом случилось с Ваней? • Почему Ваня покраснел, как рак? • Что при этом сказал отец? • Почему Ваня побледнел? • Что ответил Ваня? • Почему все засмеялись? • А почему заплакал Ваня? • Можно ли брать что-то без разрешения? • Хорошо ли поступил Ваня? Почему? • Как называется рассказ? • Кто его написал? • Почему Лев Толстой назвал рассказ Косточка? • Как можно назвать людей, о которых говорится в рассказе, одним словом? (Семья) Правильно, это семья. Давайте поиграем в игру «Дружная семья» 4. Малоподвижная игра «Дружная семья». Наша дружная семья Дети встают в круг, кладут руки на плечи Всем покоя не давала друг другу и слегка раскачиваются. Пела песни ЛА-ЛА-ЛА, 4 пальца вместе, а большой, то к ним присоединяется, то отходит вниз. Да упада танцевала, Руки на пояс, присаживаются, встают ставят ногу на пятку. И кружилась в хороводе Медленно кружатся. При честном она народе. К вечеру семья устала Соединяют ладони и кладут и на них И тихонька задремала. голову. 5. Угадай, кто это? Ребята посмотрите, на этих картинках тоже нарисованы люди, кто они, как вы думаете? (Ответы детей) Покажите, где здесь дети, а где взрослые? 6. Кому, что нужно. В каждой семье у людей есть свои обязанности, как вы думаете, кому нужны эти предметы? 7. Это чьё? Посмотрите, за столом сидит семья, но мы видим только ноги. А по ногам можно догадаться, чьи они? Попробуйте угадать, чьи ноги это, и чьи тапочки стоят. Дети выполняют задание, показывая педагогу где чьи ноги и тапочки. После чего педагог обращает внимание детей на тележку с вещами. Посмотрите, здесь в тележке чьи-то вещи, как вы думаете, чьи они. 8. Пальчиковая гимнастика «Семья» Я скажу вам друзья Сжимают пальцы в кулаки и разжимают. У меня есть семья. Этот пальчик бабушка, Разжимают по одному пальцу начиная с Этот пальчик дедушка, большого. Этот пальчик мама, Этот пальчик папа, Этот пальчик я, Вот моя семья. Показывают все 5 пальцев. 9. Назови членов своей семьи. А сейчас каждый из вас назовет членов своей семьи с кем вы живете. Дети называют «Я живу с мамой, папой, …» Скажите, вы называли чужих людей или это родственники? Дети называют, чьи вещи лежат в тележке. 10. Что перепутал художник. Посмотрите, художник нарисовал картинки, но что-то перепутал, помогите разобраться, что здесь не правильно. Детям предлагаются картинки, где каждый член семьи выполняет не соответствующие ему действия. 11. Игра с движениями «Подскажи словечко». Сейчас мы с вами поиграем в игру, «Подскажи словечко», вы будете добавлять недостающие слова в предложения, и сопровождать их соответствующими движениями. Есть у меня братишка, Смешной такой мальчишка! Мне во всем он подражает И не в чем не уступает. Если мы играем в мячик, Я скачу, он тоже … (скачет), Я сижу, и брат … (сидит), Я бегу, и он … (бежит). Мяч беру – и он … (берет), Мяч кладу – и он … (кладет)! Куст стригу – и он … (стрижет)! Жгу костер – он тоже … (жжет)! Птицам хлеб щиплю – он … (щиплет). Сыплю корм – он тоже … (сыплет)! Еду я на велосипеде – Он со мною вместе … (едет). Хохочу – и он ... (хохочет), Есть хочу – он тоже … (хочет)! Маслом хлеб я мажу - … (мажет), Я рукой машу – он … (машет)! Такой смешной мальчишка – Младший мой … (братишка). 12. Итог.
Литература 1.Агранович З.Е Сборник домашних занятий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-СПб.: «Детство – Пресс», 2004.-128с. 2.Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с. 3.Кислова Т.Р По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2. /под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой.-М.: «Баласс», 1999.-144с. 4.Кузнецова Е.В., Тихонова И.А Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет: конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96с. 5. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий/ Под общей ред. С. Г. Шевченко – М.: Школьная Пресса, 2004. – 112 с.
|