Конспект НОД с детьми старшей группы по обучению грамоте
Тема: «Встреча с зимой»
Программные задачи:
1.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.
2.Продолжать учить детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризовать.
3.Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя.
4.Развивать фонематический слух.
5.Расширять знания о приметах зимы.
6.Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Материал:
Демонстрационный: Дид. игра «Волшебные снежинки», сугроб, картина – схема «сани», указка, фишки синего , зеленого, красного цветов.
Раздаточныйый: картина – схема «сани», указка, фишки синего, зеленого, красного цветов, 3 снежинки синего, зеленого, красного цвета на каждого ребенка
Ход:
1.Организационный момент.
В: Ребята, сегодня утором в нашем почтовом ящике очутился конверт с письмом. Как ы думаете от кого оно? (ответы детей) О хозяйке этого письма отгадайте загадку.
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал?
Д: зима
В: Молодцы. Зима прислала нам письмо,
В снежинках, звездочках оно...
Так начинается письмо:
"Я не была у вас давно..."
Красивый почерк у Зимы,
Письмо читаем дальше мы: "
Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.» (Н.Найденова)
В: Ну что же предлагаю отправиться на встречу с зимой? Но для начала отгадайте зимние загадки.
2.Дид.упр. «Веселые загадки»
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой... (снежинки)
Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз
Акробатка-крохотулька,
Зимний леденец... (сосулька)
В зимний день по снежной корке
Он меня катает с горки.
С ветерком промчаться рад
Мой веселый... (снегокат)
В: Снежинки, сосульки, снегокат. Что я сейчас говорила?
Д: Вы говорили слова.
В: Подберите как можно больше слов, какие бывают снежинки?
Д: Искристые, блестящие, резные, сказочные и т.д.
В: По какому признаку слова снежинки, снегокат, сосульки можно определить в одну группу?
Д: В этих словах слышится звук «с»
В: Что вы можете рассказать об этом звуке.
Д: Это твердый согласный звук, обозначается синим цветом. У него есть младший братец «сь», который обозначатся зеленым цветом.
2.Дид. упр. «Назови слова»
В: Перед нами высокий сугроб. Через него тот перешагнет, кто слово со звуком «с» или «сь» назовет.
(Дети называют слова, перешагивают через сугроб).
3.Дид.упр. «Волшебные снежинки»
В: Мы с вами очутились в зимнем лесу. Что можно услышать? Почему не видно медведя, ежа. Почему белка и заяц поменяли шубки? (ответы детей)
В: Наш лес весь покрыт снегом. Посмотрите вокруг пушистые снежинки. Вдруг послышалась песенка ветра «ш-ш-ш». Поднимите ту снежинку, которой мы обозначаем звук «ш». (Дети поднимают синюю снежинку) Почему вы подняли синюю снежинку? А теперь слышится звук «у». Раз-два три снежинку подними.
4.Физ. минутка
В: Предлагаю покружиться в вальсе с нашими снежинками. (Звучит музыка. Дети кружатся, танцуют со снежинками).
5.В: Нам с вами пора возвращаться из зимнего леса, но вот на чем? (ответы детей)
В: Помогут нам с вами волшебные сани. Кто слово «сани « на звуки разберет, тот снова в наш родной детский сад попадет.
Звуковой анализ слова «сани»
В: Сколько звуков в слове сани? Как вы узнали? Давайте скажем слово «сани» так, чтобы услышали первый звук.
Д: Первый звук «с».
В: Давайте попробуем его спеть, потянуть. (Дети тянут, поют)
Д: Этот звук не поется, потому что мешают зубки, значит он согласный. Когда его тянем, то нет улыбочки, значит он твердый, обозначаем синим цветом.
(Дети вместе с воспитателем интонационно выделяют по очереди каждый звук, дают ему характеристику и обозначают).
6.Дид. упр. «Зимние чудеса»
В: В зимнем лесу происходят звуковые чудеса, Раз, два, три – глазки запри. (Дети закрывают глаза). Какого звука не стало?
Д: Не стало звука «а».
7.В: Мы нашли все звуки в слове «сани». Теперь можем вернуться, ведь наша встреча с зимой подошла к концу. Но вот беда я забыла дорогу. Перед вами лежит карта-план. Постарайтесь найти верный путь к детскому саду и нарисуйте его. Можете сначала попробовать пальчиком, а потом уже карандашом.
Молодцы ребята, нашли верную дорогу. Вот мы и на месте. (Звучит песня про детский сад.
Литература:
1. Кондрыкинская Л.А. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников/ Л. А. Кондрыкинская, Т.Н. Вострухина.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
2.Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. 2-е изд./ О.С. Ушакова.- М.:ТЦ Сфера, 2008.
|