Конспект итогового индивидуального занятия по теме « Дом, жилище». Волкова Арина Анатольевна, учитель – логопед « МБДОУ г. Астрахань № 83»
Занятие для старшего дошкольного возраста.
Коррекционно-образовательные цели: Совершенствовать лексический строй речи -Обогащать словарь по теме «Дом, жилище». - Уточнять и расширять представление о назначении, материалах, из которых строят дома. - Закреплять знания о том, где живут животные, насекомые, рыбы. Совершенствовать грамматический строй речи - Образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с различными материалами - Помогать в практическом усвоении предлога "в" - Образовывать сложные слова Развивать связную речь Совершенствовать звуковую культуру речи ( автоматизировать поставленные звуки, развивать ритмическую структуру слова) Коррекционно-развивающие цели: Развивать внимание, мышление; уметь сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки. Коррекционно-воспитательные цели: Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему. Оборудование и материалы: Авторская игра «Кольца Луллия» - «Кто где живет?», картинки с изображением жилища человека, одноэтажный и многоэтажный дома, картинки с изображением строительного материала, компьютерная программа «Игры для Тигры», музыкальное сопровождение Е. Железновой, опорная схема описания дома.
Предварительная работа: Постановка звуков (ш, ж, р, л), активизация словаря по теме «Дом», рисунок по теме «Мой дом» с составлением рассказа – описания, подбор игр и упражнение по теме.
Ход занятия. I.Оргмомент. Приветствие. Введение в занятие. Логопед и ребёнок : Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо, Ясно, четко говорим, Потому что не спешим
Логопед: Отгадай загадку В нём живёт моя родня, В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, Мой кров, родимый, тёплый… дом. (Открывается домик) Логопед: А что такое дом? (Дом – жилое помещение, где мы ночуем, отдыхаем, куда приходим из детского сада, с работы) Вот красивый дом стоит, Двери в нём мы открываем, И друзей мы там встречаем Достаём Чупа и Чупу – героев артикуляционной гимнастики)
II. Основная часть. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой Упражнения « Бегемотик», « Качели», « Чашечка», « Грибок», « Иголочка», « Парус»
Логопед:Раньше дома строились из естественных материалов: дерева, камня и глины ( картинки). Чтобы больше и быстрее строить, придумали плиты из бетона, кирпича ( картинки)
Дидактическая игра: «Назови, какой дом?» Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом. из бетона – из пластмассы - из бумаги - из камня – из металла - изо льда - из глины — из стекла - из дерева – Логопед: Назови части дома ( стены, крыша, двери, окна, балконы, труба, ступени) Логопед: Если в доме много этажей, то это какой дом? (многоэтажный)
Игра «Скажи наоборот» (с мячом) Мой дом высокий, а мой дом (низкий). Мой дом светлый, а мой дом (тёмный). Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный). Мой дом большой, а мой дом (маленький). Мой дом старый, а мой дом (новый). Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги. Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.
Логопед: Дом нужен не только людям, но и всем живым существам. Настольно – дидактическая игра « Кто где живёт» (авторская игра «Кольца Луллия)
Подобрать живое существо и его жилище. Логопед: Живым существам очень трудно без дома! Жильё нужно птицам, зверям, насекомым… Для шустрых и быстрых лесных муравьёв В большом муравейнике пища и кров. Лиса и барсук в тёмных норах живут, А птицы уютные гнёздышки вьют. Живым существам без жилища- беда. И людям без дома - совсем никуда! Физкультминутка «У жирафов». (Музыкальная обучалочка Е. Железновой)
ИТС. Упражнение на темпо – ритмическую структуру слова по логопедической программе «Игры для Тигры». Игровая задача: помочь Тигрёнку построить дом при помощи дыхания, соблюдая ритм.
Зрительная гимнастика «Теремок»
Упражнение на развитие связной речи - описание предмета «Мой дом» по опорной схеме. (рассказ по рисунку, выполненному дома)
III. Подведение итогов. Логопед: « В гостях хорошо, дома лучше!» Дом - место, где нам хорошо, нас ждут и всегда нам рады. Пускай мне хорошо в гостях, Но лучше дом родной. В каких бы ни был я местах – Всегда вернусь домой. Меня родные стены ждут – Помогут, защитят. Ведь дома нас всегда поймут, Утешат и простят!
Список использованных источников: Т. Ю. Бардышева, Т. А. Чохонелидзе « Пересказы и рассказы» - Карапуз, 2008 М. И. Лобзякова « Учимся правильно и чётко говорить» - М. , 2003 Дошкольная логопедическая служба под ред. О. А. Степановой – М., 2008
|