Задачи:
- Обогащение и активизация словарного запаса детей по теме
«Дикие животные».
- Формирование навыков употреблять в речи притяжательные прилагательные.
- Выработка умений отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
- Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: картина «Зимний лес»; мягкие игрушки – животные; шары;
снежинки; картинки с изображением диких животных
(зайца, лисы, ежа, медведя, белки, волка, лося); для оформле –
ния «зимнего леса»: макеты елок, деревьев, пеньки; вата.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Половина зала оформлена в виде леса. На второй половине занятие начинается. Дети с воспитателем входят в зал. Дети встают вокруг педагога.
Воспит: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте, Зиля Николаевна!
Воспит: Как ваши дела?
Дети: Хорошо, спасибо!
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте! Доброе утро! (Вместе с воспитателем).
Воспитатель: Ребята, к нам в комнату заглянуло солнышко. Назовите, какое оно. (Солнышко желтое, яркое, нежное, ласковое, доброе.)
- Ребята, я приглашаю вас вкруг, чтобы мы поприветствовали друг друга и улыбнулись, как вот это теплое, яркое солнышко. Возьмитесь за руки и вместе скажем:
Собрались ребята в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Какие вы сегодня красивые, хорошие! Вот таких красивых и хороших я приглашаю на занятие русского языка.
Дети садятся на свои места.
- Работа по картине “Зимний лес”
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите, что нарисовано на картинке?
Дети: Это лес.
Воспит: Какой это лес?
Дети: Это зимний лес.
Воспит: А как вы узнали, что это зимний лес?
Дети: Это зимний лес, потому что везде лежит снег.
Воспит: Действительно, это зимний лес. Кругом белый снег. Кто живет в лесу?
Дети: В лесу живут дикие животные.
Воспит: А почему их называют дикими?
Дети: Потому, что они живут в лесу, сами добывают себе пищу и сами заботятся о своих детенышах.
Воспит: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие в зимний лес. Но перед тем, как отправиться, мы с вами вспомним, какие дикие животные живут в лесу.
- Загадки.
Воспит: Посмотрите, пожалуйста, на эти красивые и разноцветные шары. Ребята, на этих шариках висят снежинки. На каждой снежинке есть загадка про дикого животного. Нам нужно их отгадать.
Дети подходят по одному. Разгадывают загадки, а воспитатель прикрепляет на магнитную доску картинки с изображением животного, о котором говорится в загадке.
а) У кого из зверей
Хвост пушистее и длинней?
(Лиса)
б) Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Еж)
в) Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
(Белка)
г) Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
д) В норке живет
Морковку жует.
От лисы и волка
Убегает бойко.
(Зайка)
е) Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех …
(Волк)
ж) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
з) Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
(Кабан)
- Пальчиковая гимнастика «Найди животных».
Воспит: Ребята, давайте, перед тем, как отправиться в лес, мы с вами наберемся сил.
Мы тихонько в лес зайдем. (пальцы шагают по коленям)
Что же мы увидим в нем? (одна ладонь закрывает глаз, вторая – ухо (меняем)
Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют (сжимают и разжим. пальцы медленно поднимая руки вверх)
Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза – кулаками)
Животных мы хотим найти. (одна рука – ребро, вторая рука – кулак (и наоборот)
- Физкультминутка.
Воспит: Ребята, давайте мы с вами превратимся в снежинки, и полетим в зимний лес.
Ты сначала улыбнись,
На носочки поднимись,
За руками потянись
И в снежинку превратись.
Покружились, полетали,
В лес волшебный мы попали.
6. В гостях у диких животных.
Воспит: Ребята, посмотрите, в какой красивый лес мы попали. Зимой лес выглядит сказочно. Как выглядят деревья зимой? (Тихие; укрытые снегом, как одеялом; замерзшие; одеты в снежные шубки). Что мы можем сказать про снег? (Снег пушистый, легкий, колючий, искристый, серебристый).
Воспит: Ой, а кто это прячется за елкой?
Дети: Это зайчик.
Воспит: Зайчик какой?
Воспит: Зайчик маленький, пушистый, беленький.
Воспит: Какие ушки у зайчика?
Дети: Уши длинные.
Воспит: А хвост какой?
Дети: Хвост у зайчика короткий, маленький.
Воспит: Заяц как бегает? Быстро или медленно?
Дети: Заяц бегает быстро.
Воспит: Ребята, а заяц всегда белый или он меняет свою шубку?
Дети: Заяц меняет свою шубку. Летом он серый, а зимой белый.
Воспит: А как вы думаете, зачем зайчик меняет цвет своей шубки?
Дети: Зимой заяц меняет сою шубку на белую, для того, чтобы быть белым как снег, быть незамеченными хищниками.
Воспит: А вы знаете чем заяц питается зимой?
Дети: Зеленой сочной травы зимой нет, поэтому он питается веточками и корой деревьев.
Воспит: Ребята, кто там прячется за деревом?
Дети: Это лиса.
Воспит: Лиса какая?
Дети: Лиса рыжая, хитрая.
Воспит: Какой у лисы хвост?
Дети: Пушистый.
Воспит: А это кто?
Дети: Это волк.
Воспит: Волк какой?
Дети: Волк серый, злой.
Воспит: Ребята, а кто это сидит на дереве?
Дети: Это белка.
Воспит: Белка какая?
Дети: Маленькая.
Воспит: А белка тоже меняет шубку?
Дети: Да, летом белка рыжая, а зимой она становится серой, так ей лучше от врагов на еловых стволах прятаться.
Воспит: А это кто?
Дети: Это лось.
Воспит: Лось какой?
Дети: Большой, сильный.
Воспит: Что на голове у лося?
Дети: У лося на голове большие, широкие рога.
Воспит: А чем питается лось?
Дети: Лось питается сеном.
Воспит: Это кто?
Дети: Это кабан.
Воспит: Ребята, кабан – дикое животное, живет в лесу. Но среди домашних животных есть его родственник. Как вы думаете, кто это?
Дети: Это свинья.
Воспит: Молодцы, ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Давайте соберем картинки и посмотрим, что у нас получится.
- Игра «Собери картинку»
В конвертах разрезанные картинки с изображением дикого животного. Дети делятся на две команды и каждая собирает свою картинку.
Воспит: Это лиса и волк. Ребята, а как мы по другому их назовем?
Дети: Дикие животные.
Воспит: Молодцы! Дикие животные живут в лесу. Ребята, а вы знаете, как люди должны вести себя в лесу?
Дети: В лесу нельзя ничего ломать, преследовать и пугать животных. Надо беречь красоту. Нельзя загрязнять.
Воспит: Ну, что же, не будем пугать животных, пусть они живут в этом красивом и сказочном лесу, а нам с вами пора домой. Давайте, снова превратимся в снежинки и вернемся домой.
Включается музыка, дети плавно передвигаются по комнате.
7. Заключительная часть.
Воспит: Ребята, где мы с вами сегодня были?
Дети: Мы были в зимнем лесу.
Воспит: Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да!
Воспит: Кого мы видели в зимнем лесу?
Дети: В лесу мы видели диких животных.
Воспит: Каких именно?
Дети: Мы видели: зайца, лису, волка, белку, лося, кабана.
Воспит: Ребята, а кого мы с вами не встретили в зимнем лесу?
Дети: Мы не встретили медведя и ежика.
Воспит: А как вы думаете, почему?
Дети объясняют, что с наступлением зимы медведь и ежик ложатся в спячку. Объясняют это необходимостью, так как зимой они не могут достать себе пищу.
Воспит: Ребята, наше путешествие к лесным жителям подошло к концу. Я предлагаю вам дома вместе с родителями подумать, как мы, люди, могли бы помочь диким животным зимой.
- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо вам, ребята, за то, что вы составили мне компанию для нашего путешествия. И на память о нашей прогулке, я хочу подарить вам силуэты диких животных, которые вы раскрасите дома, а на следующем занятии мы с вами посмотрим, у кого что получилось. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательными, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку (улыбаются). До свидания!
Дети вместе с педагогом прощаются с гостями.
В качестве сюрприза воспитатель предлагает детям забрать с собой разноцветные шарики
|