Задачи.
Коррекционно-обучающие задачи:
• закрепить знание детей по темам – деревья, птицы, животные, времена года;
• закрепить умение детей работать с бумагой и ножницами.
• формировать художественно речевые способности через проговаривание стихов.
Коррекционно-развивающие задачи:
• развивать речь через художественное слово, и ответы на вопросы;
• развивать память, наблюдательность, общую моторику, координацию движений через малоподвижную игру и релаксацию;
• развивать творческое воображение через аппликацию и способность видеть чудеса в природе;
• развивать зрительную память, внимание, усидчивость, эмоциональность.
Коррекционно-воспитывающие задачи:
• воспитывать чувство товарищества, уважение, доброжелательное и заботливое отношение к окружающей природе;
• воспитывать аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца.
Словарная работа: золотистый, росток, проросло.
Оборудование.
Демонстрационный материал. Лесовичок, ручеек – голубая ткань, пенек, елочки, объемные макеты деревьев, план – карта, игрушки диких и домашних животных, домик.
Раздаточный материал. Д/И «Что сначала, что потом – росток». Ватман зеленого цвета, квадратики 3 х 3 желтого цвета, ножницы, клей кисточки, салфетки.
Технические средства обучения.
1. магнитофон;
2. кассета с мелодиями «Времена года», песня «Вместе весело шагать».
Предварительная работа: Чтение произведения «Золотой луг». Наблюдение за одуванчиками в окно и на участке. Работа по темам в течение года.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Ребята, сегодня Лесовичок приглашает нас в лес. Но прежде чем туда отправиться, надо быстро ответить на все его вопросы.
2. Мозговой штурм.
Какое сейчас время года?
Какие изменения произошли в природе?
Кто вылез из спячки?
Какие птицы вернулись из теплых стран?
Какие первые цветы расцвели в лесу?
У кого зимой появились детеныши?
Как называются птичьи домики?
Кто меняет цвет шубки?
У кого больше лап у животных или у птиц?
Чем покрыто тело птиц? А животных?
Что веской вырастает, а осенью опадает?
Зачем деревьям нужны корни?
Откуда в лесе берутся растения?
3. Что сначала, что потом? «Росток»
Молодцы хорошо и быстро отвечали, а вот для вас новое задание. Посмотрите внимательно, что было сначала, а что потом и разложите картинки по порядку.
Каждый ребенок работает индивидуально, педагог следит за правильностью выполнения задания. Если все дети справились правильно хвалит ребят, а если кто-то допустил ошибку разбирают все вместе и помогают ребенку.
4. Психогимнастика «Росток»
Педагог еще раз обращает внимание ребят на росток. Посмотрите, какой он маленький и нежный. Росток появляется из семечка и дает жизнь новому растению.
Представьте что мы с вами маленькие семена растений (сжимаются в комочек). Мы спокойно спим в земле (кулачки под щечку). Природа заботливо укрыла нас осенними листочками, а зимой пушистым белым одеялом, нам тепло и уютно. Но что это? Нас что-то встревожило. Мы зашевелились и приподняли голову, прорвали оболочку и потянулись вверх – это появились первые листочки. Мы растем, растем и вот мы на поверхности земли (поднимаются). Как здесь красиво! Мы стали смотреть по сторонам, но с места сдвинуться не могли, что-то держало нас на месте. Оказывается, у нас выросли ножки, которые крепко держали нас на одном месте. Нас ослепил яркий свет (прикрывают глаза руками, щурятся). Но постепенно мы привыкли к свету и раскрыли свои зеленые листочки (разводят руки в стороны). Здравствуй, солнышко, спасибо, что ты нас разбудило (тянут руки вверх) .
5. План – карта.
Мы правильно выполнили задания, и Лесовичок дает нам карту, чтобы мы дошли до его полянки. Дети с педагогом рассматривают карту и обговаривают маршрут.
Сначала надо идти прямо до ручейка, затем повернуть направо и идти до пенечка, после повернуть налево и дойти до высокой елки, за ней будет полянка.
6. Кто где живет?
Посмотрите, кто это гуляет по лесу? Помогите животным найти их домики. Вон там, на полянке стоит дом лесника, кто-то убежал от туда. Дети оставляют диких животных в лесу, а домашних уносят к дому лесника. Почему вы так выполнили задания?
7. Поляна одуванчиков. Пока дети выполняют задания, педагог быстро раскладывает по поляне цветы. Когда дети выполнят задание читает стихотворение.
Уронило солнце лучик золотой,
Вырос одуванчик первый молодой,
У него чудесный золотистый цвет,
Он большого солнца маленький портрет.
Посмотрите ребята, ребята на какую красивую полянку пригласил нас Лесовичок. Какой они формы? А цвета? А какой формы солнышко? А цвет, у солнышка какой? Они похожи друг на друга? Что у них общего? А чем они отличаются? Когда мы пришли на полянку, одуванчиков еще не было, откуда же они так быстро появились. Если дети затрудняются с ответом, педагог напоминает им о том, как они наблюдали за одуванчиками и читали рассказ. Педагог показывает одуванчики, которые стоят в вазе. Ребята, а эти одуванчики он дарит нам. Потрогайте их цветы, какие они на ощупь? Они пушистые, мягкие.
Погладьте стебель, он какой? Он гладкий?
8. Игра с лучиками и расслабляющий самомассаж. Посмотрите, солнышко услышало нас и проснулось, как оно светит в нашу комнату, на ковер падают солнечные лучики. Протяните им свои ладошки. Чувствуете, как лучики – малыши пригревают ваши руки. Это они так здороваются с вами. Давайте поймаем солнечный лучик и поиграем с ним. Солнечный лучик ласкает вас. Нежно побежал он по лицу, погладьте его ладошками, по лбу, по носику, по ротику, по щечкам. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, ручки, шею, животик, вот он забрался за шиворот, погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас. Давайте скажем ему спасибо.
9. Коллективная аппликация «Золотой луг». Лесовичок просит вас сделать ему на память эту полянку. Какой она была сначала? Дети: Зеленой. Посмотрите, у меня есть зеленая бумага, пусть это будет полянка. Давайте сделаем одуванчики и наклеим их на нашу полянку.
• Возьмите желтые квадратики и вырежете из них кружочки.
• Сделайте вкруговую небольшие надрезы.
• Поднимите лепесточки вверх.
• Намажьте серединку клеем и приклейте свой одуванчик на полянку.
Ребята посмотрите, какая красивая у нас получилась полянка. Вам они нравятся? Какие пушистые одуванчики. Давайте подарим картинку Лесовичку и прощаясь с золотой полянкой поиграем в игру.
11. Физминутка «Поле одуванчиков».
Одуванчик, одуванчик! Приседают, медленно поднимают руки
Стебель тоненький, как пальчик. вверх и поднимаются.
Голова, что шар пушистый Руки над головой в форме шара.
Если ветер быстрый-быстрый Раскачиваются.
На полянку налетит,
Все вокруг зашелестит Разбегаются в разные стороны
Одуванчики – тычинки
Разлетятся хороводом Собираются в круг, берутся за руки.
И сольются с небосводом.
12. Итог занятия.
На этом наше путешествие подошло к концу. Давайте попрощаемся с Лесовичком и отправимся в обратный путь. Звучит песня «Вместе весело шагать»
Литература 1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с. 2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий/ Под общей ред. С. Г. Шевченко – М.: Школьная Пресса, 2004. – 112 с.
|