Программное содержание: Уточнить и закрепить у детей названия деревьев, строение, внешние признаки. Формировать умение образовывать прилагательные от существительных. Продолжать совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно – образовательным суффиксом, подбирать слова – антонимы. Закрепить употребление предлогов в предложениях. Развивать и обогащать словарь по теме, связную речь, внимание, мышление. Воспитывать бережное отношение к природе, желание заниматься. Словарь: дерево, лес, липа, береза, сосна, листья, хвоя, лесник. Признаки: дубовый, березовый, липовый, сосновый, рябиновый, лиственный, хвойный Глаголы: шумит, трясется, растет, опадают, качаются, шелестят. Материал. Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением деревьев, листьев, кустарников. Интеграция: познание, здоровье, коммуникация, художественная литература. Методические приемы: беседа, речевой диалог, прослушивание, двигательные упражнения, игры – упражнения Ход. 1. Организационный момент. Загадать загадку. Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Упали все рубашки. (Древо.) 2. Беседа о деревьях. - Ребята, а какие деревья растут у нас на участке. - Деревья бывают не только лиственные, но хвойные. Лиственные деревья имеют листву, а у хвойных деревьев вместо листьев иголки. Осенью листья на деревьях желтеют, и опадают, а хвойные – остаются зелеными, сохраняют хвою. - Назовите лиственные деревья. - Назовите хвойные деревья. - Где растут деревья? - Что есть у дерева? 3. Работа по картинкам. Рассматриваем по картинкам деревья и рассказываем о каждом дереве. - Как называется это дерево? Какой у нее ствол, ветки, Листья? У березы – ствол тонкий, белый с черными точками, ветки тонкие, свисающие, листья маленькие округлые. (Дуб, сосна, осина). 4. Физкульминутка. Пальчиковая гимнастика. Чтение стихотворения с движениями. 1,2,3,4,5, Будем листья собирать Листья березы, Листья рябины, листья клена , Листики дуба мы соберем. Букет маме отнесем. 5. Подбор слов – действий. Деревья что делают? Деревья – качаются, стоят, шумят, растут. Листья – желтеют, осыпаются, увядают шелестят. 6. Игра «Какой листок?» - Лист клена. Лист какой? – Кленовый. (Лист березы, дуба, осины, липы). - Как называется явление в природе, когда падают листья? 6. Дидактическая игра «Скажи ласково» 7. Составление предложений с предлогами по картинкам. 8. Дидактическая игра «Отгадай». Стоит Аленка – платок зеленый, Тонкий стан, белый сарафан. Зимой и летом одним цветом. Никто не пугает, А вся дрожит. 9. Итог. - Чем мы сегодня занимались? - Какие деревья вы знаете? - где они растут? - А зачем нам нужны деревья? детей. Оценка деятельности
Литература Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова Развитие речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96с. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод. Пособие по развитию речи детей 3 07 лет. – М.; Сфера, 2005. – 208с. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.; Просвещение, 1985, - 207с.
|