Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


Презентация мастер-класса для родителей и специалистов по развитию речи у детей раннего возраста "Потешный сундучок"

· СКАЧАТЬ (12,1 Мб) 11.04.2014, 22:02
Коновалова Юлия Ивановна
учитель-логопед, МОУ "Центр ПМСС", г. Петрозаводск

Мастер-класс «Потешный сундучок»
Ковальчук Ольга Васильевна,
учитель музыки ГБОУ РК «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 24», г. Петрозаводск
Коновалова Юлия Ивановна,
учитель-логопед МОУ «Центр ПМСС», г. Петрозаводск
Михкиева Наталия Юрьевна,
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 11 «Буратино»»


Цель: расширение знаний участников о вариативности применения потешек в коррекционно-развивающем процессе.
1. Представление.
2. Слайд 2 Любая коррекционно-обучающая программа начинается с поиска эмоционального контакта с ребенком, его семьей. Мастерство специального педагога заключается в установлении душевной близости с малышом, обучении родителей методам и приемам развивающего взаимодействия.
Слайд 3 В поисках способов обучающего взаимодействия можно обратить внимание на давно знакомые приемы, немного их адаптировать и классифицировать по требуемой тематике.
Слайд 4 Потешки - универсальный народный инструмент, позволяющий решить множество коррекционных задач. Не требуя особых атрибутов, непринужденно потешки вливаются в режимные процессы, насыщая их эмоциональностью, подбадривают и смешат малыша; они легко запоминаются, интерпретируются и не требуют особых вокальных данных при исполнении.
3. Для формирования родительской компетентности в вопросах развития речи детей раннего возраста предлагаем мастер-класс «Потешный сундучок».

Значение потешек до сих пор не осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них только развлекательное воздействие, минуя развивающее и оздоравливающее значение. Психологи отмечают, что благозвучие собственного имени положительно влияет на людей любого возраста. Голос мамы - уникальный музыкальный инструмент, обладающий неповторимым тенором. Такие минуты музыкального единения развивают чувство взаимного доверия, позволяют малышу ощутить себя защищенным, любимым, единственным. Мелодии народных потешек представляют богатую возможность для импровизации и адресности, ведь ничто так не ласкает слух, как собственное имя.
На счет «три» каждый участник громко назовет свое имя. Мы услышали имя (Катя). Попробуем пропеть потешку про Катю?! Вызываем участника (текст на слайде 5)+кукла. Делаем акцент на том, что вокальные данные не столь важны. Задача: прочитать (пропеть) потешку для куклы Кати. Ласкала ли слух адресная похвала? - Так мы нестандартно подняли самооценку ребенку, ведь слова: «молодец, умничка» не дадут того спектра эмоций, который вложен в народное четверостишие.
4. Попробуем вспомнить потешки, родом из детства. Такую игру можно проводить и с дошкольниками, и с детьми раннего возраста, продолжая построчно угадывать потешку.
1) Поехали, поехали
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали
С грибами, с орехами.
В ямку бух!
2) Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
3) Ладушки, ладушки! Где были?
- У бабушки
-Что вы ели?
-Кашку
Что пили?
-Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, т-у-у-у... Домой полетели, на головку сели, "Ладушки" запели.
4) Баю-баюшки-баю, не ложися на краю. Придет серенький волчок и укусит за бочок.
5) Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
6) Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка!
7) Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!
8) Солнышко-ядрышко,
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
9) Пошел котик на улочку, купил котик булочку.
Самому ли съесть, либо Машеньке отнесть?
-Я и сам укушу и Машеньке отнесу!

Все эти потешки объединяют нас, у каждого может быть своя вариация даже столь известных народных потешек, ведь они идут от души!

5. Аудио и видео-потешки в настоящее время не являются открытием, зато служат отличной опорой для различения тембра голоса, развития мелодико-интонационной стороны речи. Слушаем несколько потешек с муж. и жен. голосами. Можно записать свой голос и мужа, бабушки и дедушки; создать собственный видеофильм про малыша, сопровождая его народной мелодией.
6. Можно построить целый цикл занятий с различной инсценировкой и усложнением, используя лишь одну потешку.
Попробуем вместе проиграть занятие «Ладушки, ладушки! Пекла баба оладушки!»
(для детей от 1г. Зм. до 2лет)
Материал: платок, фартук с русским орнаментом; набор из двух предметов: расписные плошки и черпачок, деревянные ложки - по паре на каждого ребенка, фартучки - для каждого ребенка.
Ход занятия:
1 часть: Ведущий обращает внимание на свой красивый наряд, даем возможность рассмотреть, потрогать рисунок («Это ягодки! А это грибочки!»). Далее, показываем плошку и черпачок. Со словами: «Красивая плошка, яркая, как солнышко», даем детям возможность полюбоваться изделием, потрогать черпачок.
2 часть: Ведущий приглашает участников поиграть: «Я буду бабушкой», - замечает педагог и повязывает на голову платок. Медленно читается потешка (для наглядности ведущий черпачком по плошке выполняет вращательные движения):
Ладушки, ладушки!
Пекла баба оладушки.
(Яркое интонирование, эмоции в голосе, пауза).
3 часть: Пение вторых двух срок (на мотив плясового):
Маслом поливала,
Детушкам давала.
(Пауза. Повторение 2р.). В процессе пения педагог выполняет игровые движения черпачком: то наклоняет его над мисочкой, то, как льет из него тесто, то черпачок как бы пляшет или ходит вокруг мисочки.
4 часть: Черпачок и мисочка откладывается. Обращаясь к детям («Где же ваши ладушки-оладушки?», поднимая ладони, педагог просит их повторить за нею это движение. Затем ритмично хлопает в ладони, делает «фонарик»(круговые движения кистями рук, синхронно действием пропевает на мотив плясовой:
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала. (Повторить 2р.)

5 часть: Пение следующих двух строчек:
Даше два, Паше два,
Ване два, Тане два!
Сочетается с игровыми приемами: педагог накладывает свои ладони на ладони ребенка, называя его по имени. Он как бы раскладывает оладушки, поочередно переходя от одного малыша к другому. (После четырех обращений поочередно, к четырем детям, потешка читается сначала).
6 часть: Игровой прием раскладывания оладушек заканчивается словами:
Хороши оладушки
У нашей бабушки!
Слова произносятся замедленно, как бы проигрывается заключительный аккорд.
7 часть: Ведущий предлагает малыша самим испечь оладушки. Дети встают со стульчиков, наряжаются в фартучки. Педагог раздает каждому по паре расписных деревянных ложек и предлагает поочередно покрутить ложкой в мисочке или постучать о ее край. Тем самым он старается активизировать их внимание, повысить двигательную активность, внести элементы балагурства, шаловливого веселья.
8 часть: По предложению ведущего малыши играют на ложках и поют вместе с ним всю потешку от начала до конца (мотив плясовой). Во время пения дети могут копировать действия взрослого, выполняет плясовые движения (легкая «пружинка, наклоны головой влево-вправо, топотушки, кручение ложек и постукивания над головой, впереди себя и т. д.)
9 часть: Дети складывают ложки в мисочку, а педагог, похвалив их («Ох, вкусные оладушки напекли наша бабушка и детки. Молодцы!», предлагает пойти погулять и всем рассказать, как они умеют печь оладушки. («Напечем еще оладушки из песочка?»). Тем самым создается установка на повторение занятия.
7. Слайд 9 Существуют и те потешки, которые менее нам знакомы. Попробуем составить из фрагментов одну целостную потешку (из сундучка достаем фрагменты потешки).
Слайд 10
Ты вода-водица,
Всех морей царица,
Пузыри пускай,
Мой и полоскай!
Моем глазки, моем щечки,
Моем сына, моем дочку,
Моем кошку, моем мышку,
Моем серого зайчишку!
Моем, моем наугад,
Перемоем всех подряд!
С гуся-лебедя вода -
С нашей детки худоба!
На что направлена данная потешка (на формирование социально-бытовых навыков). А если мы поменяем строки местами будет ли она звучать, изменится ли её смысл? Всё это говорит о многогранном, варьированном использовании потешек.

8. Слайды 11, 12 Потешки часто сопровождаются простыми движениями, учат детей ориентироваться на себе. Предлагаем вам немного размяться. Выполняем движения по потешке.
9. Слайды 13, 14 Время импровизации и мы предлагаем вам составить авторскую потешку о том, как можно похвалить ребенка. Можно пользоваться опорными фразами, а можно дать волю собственной фантазии. Раздаем из сундучка листочки и предлагаем по желанию озвучить потешку и донести ее до ребенка. Самое главное - вложить душу в потешку, тогда она заиграет яркими красками, приободрит малыша, даст ему уверенность в себе, сформирует чувство защищенности, осознание того, что его любят, зарядит положительными эмоциями.
10. Хочется узнать у вас, смогли ли вы по-новому взглянуть на «хорошо-забытое старое»?
Как вы считаете, до кого, прежде всего, мы, специалисты, должны донести данные приемы взаимодействия? (до родителей). Предлагаем вам создать свой «потешный сундучок», наполненный народным фольклором. Благодарим участников. Раздаем рекомендации, представленные в виде памяток.

Мастер-класс «Потешный сундучок» (рекомендации)
-Подбирайте потешки в соответствии с возрастом ребенка;
-Сопровождайте игры элементами потешек;
-Используя потешки в режимных моментах, Вы непринужденно помогаете малышу понять смысл слов, соотнести слово с действием и расширить его словарный запас;
-Помните и о значимости эмоциональной окраски того, что говорите. Меняйте тембр и скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело и выразительно, Ваши слова должны вызывать эмоциональный отклик у ребенка;
-Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их;
-Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи;
-Используйте потешки для установления эмоционального контакта с малышом на занятии и в работе над детско-родительскими отношениями;
-С помощью потешек организуйте циклы занятий (от простого к сложному);
-Поиграйте с детьми в «Доскажи словечко» в потешке; можно показать ребенку иллюстрацию к народной потешке и предложить вспомнить ее;
-Используйте народный инструмент при чтении потешек;
-Делайте акцент на адресности потешек, импровизации;
-Разыгрывайте миниатюрки по потешкам, театрализованные представления;
-Используйте видео и аудио-потешки с различным тембром голоса, развивая мелодико-интонационную сторону речи ребенка;
-Задействуйте моторику при чтении потешки (можно сортировать крупу по различным баночкам, нанизывать бусины…);
-Развивайте чувство ритма с помощью потешек (можно отбивать ритм деревянными ложками);
-Создайте свой «Потешный сундучок» с подборкой фольклора на различные режимные моменты и пр.

Помните, знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка!



Категория: Развитие речи | Добавил: juliaptz
Просмотров: 5878 | Загрузок: 1025 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/3

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 3
Интересный и познавательный материал для родителей. Молодец!

Интересная презентация. Действительно родители не знают как использовать потешки и для чего они нужны. Использую мастер-класс в своей новой группе.

Здорово! Очень помогаю потешки занять малыша, развивать его речь и интеллект; красивая презентация обязательно использую в клубе для малышей и родителей, современные родители нуждаются в таком опыте - желание развивать ребенка есть а вот знаний как это сделать нет....

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог