Домашняя математическая игротека.
Соймина Галина Юрьевна. Воспитатель ГБДОУ детский сад №30 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга
К формам вовлечения родителей во взаимодействие с дошкольным образовательным учреждением относится «Домашняя математическая игротека». Она используется в практике работы дошкольного учреждения, как форма опосредованного обучения детей. Она знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела, педагоги учитывают и большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дел дома рекомендуется играть на кухне, по дороге в детский сад, из детского сада, во время прогулки с ребёнком.
Цель такой работы:
• Формировать интерес к интеллектуально – познавательному общению с ребенком и навыки партнёрской деятельности.
• Помогать родителям через «включённое» наблюдение увидеть процесс математического развития собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить его затруднения.
• Познакомиться с содержанием образовательной работы по математике и с методами опосредованного обучения.
• Закреплять и обогащать математические достижения дошкольника, развивать умения взаимодействия с партнёром в новой для него ситуации.
Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, формированию логических операций, совершенствованию представлений сравнении, классификации, символическом изображении и знаках.
Домашняя математическая игротека.
• Поощрять детей выполнять различные действия пальцами: застёгивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, нанизывать бусы на веревочку, перебирать различные мелкие предметы, раскладывать их в определённом порядке.
• Предложить мальчикам во время уборки игрушек поставить все маленькие машинки на одну полку, а все большие на пол.
• Предложить девочкам посадить за один стол всех больших кукол, а за другой стол – всех маленьких кукол. Проверить, как дети выполнили задание. Спросить: как они расставили игрушки, сколько и каких игрушек, какой они величины.
• Обращать внимание детей на форму предметов в окружающем мире, их количество. Назвать предметы круглой, квадратной, прямоугольной формы. Например: скатерть квадратная, часы круглые, картина прямоугольная и т.д. Выложить из палочек квадрат, прямоугольник, треугольник.
• Разрезать большие квадраты на треугольники, прямоугольники, квадраты и составить из них домик, квадрат и т.д.
• Выложить из счётных палочек (спичек) цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10.
• При общении с детьми дома, в повседневной жизни обращать внимание детей на цифры. Например: цифры есть на доме, на дверях квартир, в календарях, на машинах, на автобусах и т.д. Закреплять числа в быту, например, поставить на стол три чашки, спросить: «Сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, если обедать будут три человека».
• Дома чаще использовать в занятиях с детьми счётные палочки. Например, пусть дети выкладывают из коробочки по одной палочке то левой, то правой рукой, а затем кладут по одной палочке в коробку. Выкладывать из палочек различные фигуры. Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, что очень важно для общего развития ребёнка.
• Дома рассматривать книги о животных. Рассмотреть внешний вид животного. Спросить у ребёнка: «Сколько у животного ног (лап), какие они: длинные или короткие, какой хвост, уши, шея». Пусть дети в речи отражают признак величин.
• Приобрести мозаику, домино, лото, включающее геометрические фигуры. В процессе игры уточнять название фигур.
• Отсчитывать и выкладывать из палочек цифры по названному числу. Например: «Я назову число, а ты отсчитай столько же палочек и выложи цифру 4».
• Попросить детей построить гаражи для машин с длинным прицепом и для машин без прицепа. Спросить, какой длины один гараж и другой гараж.
• Обращать внимание детей на то, что день становиться длиннее, а ночь короче или наоборот.
• Рассмотреть с детьми книжку, где изображены: заяц, волк, медведь. Сравнить по длине уши и хвосты.
• Во время приготовления обеда обратить внимание ребёнка на морковки. Спросить: какая длиннее, какая короче, какая толще, какая тоньше, есть ли одинаковые.
• Дома предложить ребёнку накрыть на стол: расставить тарелки, разложить ложки и вилки. Спросить, хватит ли всем посуды? Чего больше (меньше) поставили? С какой стороны лежит ложка, вилка, нож.
• Сравнить ладони взрослого и ребёнка. Спросить: «Чья ладонь больше (меньше)».
• Большинству детей требуется немало времени, чтобы различать «право» и «лево». Когда ребёнок надевает обувь, варежки, берёт ложку в руку, держит карандаш, спрашивайте, какой рукой он работает.
• Обращать внимание на действия, которые происходят в определённые части суток. Спрашивать детей: «Когда мы будем завтракать? Обедать? Ужинать? Гулять? Спать? В какое время суток идём в детский сад? Из детского сада? Что будем делать вечером, ночью? И т.д.»
• Сравнивать предметы по величине. Например: расставить кастрюли на столе, положить рядом крышки и попросить ребёнка подобрать подходящую крышку к каждой кастрюле.
• Обращать внимание детей на то, когда происходят те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра, послезавтра (что было сегодня, что было вчера, что будем делать завтра).
• Предложить детям по памяти сравнить некоторые знакомые предметы. Например: Что больше – легковая машина или автобус? Что выше дом или башня? Кто больше кошка или котёнок? И т.д.
• Поиграть в игру «Что изменилось?» Положить на стол предметы, не более 5. Ребёнку необходимо запомнить их расположение. Потом он закрывает глаза. В это время поменять расположение предметов. Открыв глаза, ребёнок говорит, что изменилось. Затем родители закрывают глаза, а ребёнок меняет предметы. Открыв глаза, родители говорят, что изменилось. (Родители могут специально ошибаться, чтобы ребёнок их исправлял).
• Готовя обед, обращайте внимание детей на овощи, фрукты. Спрашивайте, какое количество их пошло на приготовление блюда, какой они формы. Предлагайте детям отсчитывать овощи и фрукты по названному числу. Например: отсчитай четыре яблока и т.д.
|