ИНТЕРНЕТ – ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные организации (далее ДОО) перестраивают свою работу в соответствии с новыми регламентирующими документами: Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года; Приоритетный национальный проект «Образовaние»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт и другие. Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и практики ДOО, а также педагогических технологиях. Следовательно, педагогический процесс должен быть организован через выбор наиболее современных и эффективных средств обучения, воспитания детей, социального взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в профессиональную деятельность педагога. Основной целью развития национальной системы дошкольного образования является создание оптимальных условий для физического и психического развития ребенка, а важнейшее условие достижения цели – интеграция семейного воспитания и общественного дошкольного образования, в процессе которого вырабатывается общая стратегия действий по вопросам развития личности ребенка. Сегодня остается актуальным вопрос о том, как и с помощью чего педагогу достичь этой интеграции, а так же, как в современных условиях развития общества выстроить линию позитивного взаимодействия в ДОО, так как сегодня одним из новых путей в профессиональной деятельности педагога является применение интернет - технологий (далее ИТ). Актуальность обозначенной проблемы обусловила потребность в изучения ИТ как инновационный аспект взаимодействия в ДОО между субъектами образовательного процесса, где под ИТ понимают автоматизированную среду получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемую в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы (2). В образовательной среде к таким технологиям следует отнести: дистанционные конференции, обмен информацией с помощью электронной почты, создание информационно – методического журнала Онлайн, создание медиатеки для педагогов и родителей, сетевое общение, участие в интернет – конкурсах, международных интернет – сообществах, создание сайта образовательной организации, а также социальное взаимодействие субъектов образовательного процесса посредством социальных сетей. Так, совершенно новый потенциал для взаимодействия в образовательной среде несёт в себе создание сайта детского сада. Использование данного интернет – ресурса предоставляет возможность познакомиться с особенностями образовательно – воспитательного процесса в ДОО, нормативно – правовой базой организации, общедошкольными традициями; узнать последние новости; обменяться опытом работы с коллегами; дать рекомендации родителям по вопросам воспитания и развития детей от специалистов детского сада и многое другое. Так же на сайте ДОО администратор размещает не только текстовый материал, но и фотографии и видео материалы по итогам проведения воспитательных мероприятий. Таким образом, сайт является представительством образовательной организации в сети Интернет. Создание и функционирование сайта направлено на решение следующих задач (1): оперативного и объективного информирования общественности о деятельности ОУ; формирование целостного позитивного имиджа ОУ; совершенствование информированности граждан о качестве образовательных услуг в учреждении; создание условий для взаимодействия участников образовательного процесса, социальных партнеров ОУ; осуществление обмена педагогическим опытом; стимулирование творческой активности педагогов и обучающихся (воспитанников). В виду того, что информационные технологии очень быстро входят в повседневную жизнь, у образовательных организаций появляется возможность не только создания собственного сайта, но и возможность сетевого взаимодействия в социальных сетях между субъектами образовательного процесса. Рассмотрим одну из них наиболее популярных социальных сетей в РФ «Вконтакте» (далее Вк), которая для многих родителей и педагогических работников стала популярной формой взаимодействия и общения, так как предоставляет ряд возможностей обеим сторонам: экономия времени, общение в режиме онлайн, обмен документами, создание группы/сообщества для систематизации новостей о жизнедеятельности детей и другое (2). Вк можно и нужно использовать не только с целью развлечений и общения, но и в педагогических целях: например, создание педагогом (или родителями) группы/сообщества для организации сотрудничества с другими субъектами образовательного процесса детей. Группа в Вк является одним из основных инструментов, позволяющий установить коммуникативные, межпользовательские связи, где родители будут выступать не просто в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов, которые будут делиться опытом воспитания, давать советы, принимать участие в групповых обсуждениях, выстраивать общение не только с педагогом, но и между собой. В то же время можно отметить и стойкое желание большинства родителей оперативно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах. Как педагоги ДОО, мы уже не первый год используем социальную сеть Вк для взаимодействия с родителями. На сегодняшний день 77% родителей являются активными участниками группы в Вк, кроме того участниками данного сообщества являются и специалисты ДОО (методист, социальный педагог и учитель – логопед). Остальные 23% родителей хотели бы стать участниками группы, но в силу своих материальных возможностей не имеют выхода в интернет. В нашей группе размещено более тысячи фото и видео-материалов, представлены текстовые документы в виде рекомендаций, памяток, научных статей по вопросам воспитания дошкольников, а так же презентации от педагога – психолога по выстраиванию грамотных детско – родительских отношений, родителями и педагогами созданы темы для обсуждения по улучшению жизнедеятельности детей в ДОО, в группе проводятся онлайн – анкетирования и опросы среди родителей на разные. Эти и другие формы мотивируют родителей на участие в совместных обсуждениях вопросов, комментировать различный материал, задавать вопросы педагогу и др. А это уже новый уровень работы с родителями, которые заинтересованы в содержании воспитательного и образовательного процессов своего ребенка. После того, как сетевое общение приобретет стабильный и целенаправленный характер, появится четкая обратная связь, педагог совместно с родителями может усложнять формы взаимодействия: виртуальные родительские собрания, онлайн – консультации, скайп – конференции совместно с детьми и родителями и т.д. Данные формы взаимодействия субъектов образовательного процесса укрепят непосредственное общение сторон, выводят его на качественно новый уровень. Именно поэтому организация сетевого взаимодействия является одной из интересных и неформальных форм работы, которая на практике показывает положительный результат и вызывает в последнее время заслуженный интерес и у педагогов и у родителей. Таким образом, успешность взаимодействия в ДОО сегодня во многом зависит от того, насколько участниками образовательного процесса грамотно используются новые интернет – технологии, имеющие большой педагогический потенциал.
|