ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ в подготовительной группе
Тема: «Игра + рисование (как освоить разные техники изображения)»
Задачи: 1. Обогатить представления родителей о роли рисования в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. 2. Познакомить родителей с различными техниками рисования и спо-собствовать освоению ими некоторых из представленных приёмов и техник. 3. Представить родителям литературу по изобразительной деятельности.
Форма проведения: семинар - практикум.
Участники: воспитатели группы, родители.
Материал: Выставка работ детей по изодеятельности, плакаты с ключевыми тезисами, различный художественный материал (краски, мелки и уголь, свечи, пластилин, кисти, бумага), схемы пальчиковых игр, подборка педагогической литературы для родителей, «Удостоверение художника», памятки.
Части собрания:
1. Вводная часть (5-7 мин.). • Представление воспитателем темы и участников собрания. • Экскурсия по выставке детских работ.
2. Основная часть(30-35 мин.). • Выступление воспитателя по теме «Роль рисования в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста», сопровождаемое плакатами с тезисами по теме выступления (10 мин.). (конспект выступления прилагается). • Практическое задание с родителями по освоению ими неко-торых приемов и техник изображения, выстроенное в форме «От простого к сложному» с применением пальчиковых игр, д/игр (20 мин.): Порядок работы: 1. «Дорисуй». Материалы: цветные карандаши или фломастеры, листы с нарисованным наполовину рисунком: Симметричен человек, И увидеть можно Уха два и глаза два И ноги две тоже! Две руки и две ноздри, Губы улыбаются, Симметричен человек, Это всех касается. Задание: дорисовать мяч, гриб, вазу и т.д. 2. «Вместо кисточки рука». Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: опустить в гуашь палец и наносить точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да ещё не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, и многое другое можно нафантазировать вместе с ребёнком. 3. Техника рисования с использованием трафарета. Способ рисования: Изготовить трафарет: согнув лист бумаги пополам, обрезать 1 см по краям, а на сгибе нарисовать половинку вазы и букета из элементов цветочков и различной зелени. Всё аккуратно вырезать. На чистый лист бумаги наложите трафарет. Опустите губку в краску, затем прижмите её к бумаге, делая «колющие» движения. Опустите губку в краску другого цвета и продолжайте печатать. Используя необходимые цвета, нанесите краску на все участки рисунка. При желании можно прорисовать детали рисунка кистью или фломастером. Показ детских работ с использованием рассматриваемого способа рисования. 4. Техника рисования восковыми мелками, свечой. Рисунок невидимку можно изобразить белым восковым мелком или свечой. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: рисовать восковыми мелками на бе-лой бумаге. Затем закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным. Сложность техники: Обязательно необходимо заинтересовать и побу-дить маленького ребёнка выявить невидимый рисунок. На первом этапе надо привлечь так взрослого ребёнка в работу, чтоб у него не пропал интерес к выполнению задания невидимыми материалами. Понадобится помощь неуверенным детям. Показ детских работ с использованием рассматриваемого способа рисования. Примерные темы для использования техники: «Кто там?», «Волшебники». 5. Тычок жесткой полусухой кистью. Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Кисточку возьмем вот так: Это трудно? Нет, пустяк. Вверх-вниз, вправо-влево, Гордо, словно королева, Кисточка пошла тычком Застучала « каблучком», А потом по кругу ходит, Как девица в хороводе. Вручение родителям шуточных «Удостоверение художника». 3. Разное (7-10 мин.). • Представление родителям библиотеки педагогической литературы по теме собрания с аннотацией книг. • Обсуждение вопросов содержания детей в д/саду, проведение досугов, совместных мероприятий семьи и ДОУ.
4. Подведение итогов (3-5 мин.). • Количественная оценка родителями пользы родительского соб-рания. • Вручение родителям памяток «Разнообразие техник изображе-ния»
Литература для подготовки к собранию: 1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Изд-во Скрипторий 2003, 2010. 3. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2002.
КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ на родительском собрании по теме «Роль рисования в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Раскрыть значение рисования в жизни ребёнка для развития воображения, мышления, активности. Ход: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об одной из проблем – развитии мелкой моторики. Кто-то лишь мельком слышал о значимости развития мелкой моторики, кто-то имеет более глубокие познания. Наша задача: донести до каждого из вас значимость развития руки ребёнка. Вы уже обратили внимание на развешанные плакаты … Цитаты. «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А. Сухомлинский) «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». «Рука является вышедшем наружу головным мозгом» (И. Кант) Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок развивался в соответствии с возрастом. Такой темп развития подойдет для детей примерно с годика. Именно в это время родители начинают своего ребенка активно развивать. Мы начинаем учить ребёнка лепить, рисовать, приклеивать, вырезать и т.д. Для чего все это нужно? Прежде всего, для развития малыша. Оказалось, что все перечисленные действия способствуют развитию у ребёнка интеллекта, речи. В чем же взаимосвязь между лепкой, рисованием и развитием речи. Связь заключается в том, что в коре головного мозга располагаются центры, ответственные за письмо и речь. Нервные окончания этого центра заключены, прежде всего, в пальцах рук. Кроме этого, именно в пальцах расположены нервные окончания, отвечающие за память, мышление, внимание и т.д. Вот почему так важно развивать у ребёнка мелкую моторику. Мелкая моторика – это движение мелких мышц кисти. То есть по-другому можно сказать, что у ребёнка необходимо развивать пальчики. А как же можно развивать мелкую моторику ребёнка? 1. Пальчиковая гимнастика. «Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом – домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта. Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус). Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления – следуя медицинской терминологии – сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров – мышц-сгибателей и экстензоров – мышц-разгибателей. Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Как мы отметили выше, мелкую моторику можно развивать через рисование. Приобретение изобразительных навыков чрезвычайно важно для ребёнка, они придают большое значение мышечным ощущениям руки, а именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук (мелкая моторика) непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во время рисования развивается не только рука, но и мозг ребёнка. 2. Рисование, раскрашивание. Раскрашивание – один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобрази-тельную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварель-ными красками, гуашью. Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости. Для начала хорошо использовать: 1) обводку плоских фигур. Обводить можно всё: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов; 2) рисование по опорным точкам; 3) дорисовывание второй половины рисунка; 4) рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги; 5) также можно использовать различные нетрадиционные техники. - монотипия; - набрызг; - кляксография; - тампонирование; - печать от руки. 3. Рисование орнамента. Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5-6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребёнка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее. Не нужно заставлять ребёнка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать его этим занятием. Обязательно нужно показать сначала, как это делается. 4. Рисование пластилином. Один из наиболее редко применяемых на практике видов изобрази-тельной деятельности, так как является необязательным в программе дошкольного образования. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению таких мероприятий с детьми. Особую ценность эта методика приобретает для развития мелкой моторики и биологически активных точек у детей. Пластилин используется как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребёнка. Руки детей подготавливаются к овладению учебными и трудовыми умениями и навыками. Методы обучения детей рисованию пластилином разнообразны. Уважаемые родители! Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребёнка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок. Если ваш ребёнок не испытывает интереса к занятиям, лучше их отложить. Не делайте ничего через силу! Занятия должны приносить радость! Свои вопросы и предложения по данной теме Вы сможете задать нам после практической работы.
|