Непосредственная образовательная деятельность «Портрет королевы Зимы»
Ход занятия Дети входят в группу, слышится голос Королевы Зимы через микрофон, где она читает сказку «Белая сказка», а на мониторе появляется картина зимнего леса: «Утром девочка проснулась и увидела, что в комнате необыкновенно светло. Она вскочила с кровати, подбежала к окну и ахнула. За окном все было белым. Ночью выпал снег и покрасил все вокруг в белый цвет. Пушистый белый ковер лежал на земле, мохнатые белые шапки нахлобучили деревья, белыми платками покрылись крыши домов. Посреди двора в белом снегу сидел белый-белый кот. А в воздухе кружились белые снежинки. Девочка быстро оделась и побежала во двор». Приглашает к себе в гости. Воспитатель: Когда это бывает? (зимой). Давайте отправимся в белую сказку т.е. в зимний лес. Ой! Кто это шевелится тут? (достает ежа –мягкую игрушку). Да ведь это ежик! Здравствуй, ежик! 1. Ежик: Здравствуйте! Очень рад вас видеть. Зима!? Что это такое? После лета приходит осень – время, когда нужно ложится в теплую норку спать. Просыпаюсь я весной. А что происходит, пока я сплю, не знаю. Воспитатель: Берем ежа с собой в зимний лес? (да) Мы снимаем тапки, одеваем шапки Варежки, штанишки, шарфики, пальтишки. Вот мы с вами и попали в «Белую сказку». Здесь все волшебное.
Кружатся снежинки - кружатся на носочках В воздухе морозном. Падают на землю - медленно приседают, показывая Кружевные звезды. - руками плавные движения снежинок Вот одна упала - встают, ловят воображаемую снежин- На мою ладошку ку на ладошку Ой, не тай снежинка - бережно прикрывают снежинку на ла- Подожди немножко дошке другой ладошкой.
Еж: Знаете ли вы, как отличить зимой одно дерево от другого? Дети: Зимой дерево различают по цвету коры, по веткам, плодам. Легче других деревьев можно узнать зимой березу. Ее светлая с черными пятнышками кора видна издалека. У рябины темный ствол, а на ветках видны красные ягоды. Лиственницу можно узнать по шишкам на ветках и колючим иголкам. Скажите, в какой республике мы живем? И какие деревья растут в Башкортостане? Еж: Что в письме было белым? (белый на земле ковер, белые шапки на деревьях, белые платки на крышах домов, белый кот). Воспитатель: Мы расскажем тебе о зиме. Ты, ежик, будешь составлять предложения о лете, а дети – о зиме. Договорились? Еж: - Летом земля покрыта зеленой травой. А зимой? ( земля покрыта белым снегом). - Летом на деревьях растут листья. А зимой? ( деревья стоят без листьев, на их ветках лежит снег). - Летом вода в реках теплая, в них можно купаться. А зимой? ( реки замерзают, покрываются льдом). - Летом все животные гуляют по лесу. А зимой? (медведь, ежик, белка - спят, а лиса, волк, заяц, лось – гуляют). - Летом птицы песни поют? А зимой? ( прилетают зимующие птицы). Воспитатель: Давайте составим рассказ о зиме по мнемотаблице. 1. Зимой бывает Мороз, часто идет снег, метут метели. 2. На деревьях лежит инее и снег. 3. Прилетают самые красивые зимующие птицы – снегири. 4. Люди надевают теплую одежду: шапки, шубы, варежки и шарфы, валенки. 5. В это время года можно играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, коньках и лыжах. 6. А еще зимой бывает лучший праздник – Новый год. Все дети очень любят зиму. 7. Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Подберите слово». (снег (какой) – белый, пушистый, хрустящий, мокрый, сверкающий, день (какой)– морозный, солнечный, теплый и т.д.) Ребята, скажите, когда много снега – это хорошо или плохо? (ТРИЗ). Ежик, теперь ты знаешь, что происходит зимой? Еж: Какие вы молодцы, умеете составлять красивые предложения. Я многое узнал от вас о зиме. Что-то мне холодно стало, давайте поиграем, у меня есть разминка «Еж». Сожмите пальцы обеих рук в один большой кулак- это наш еж. Теперь поднимите все пальцы вверх – это его колючие иголки. Пошевелите ими и повторяйте за мной: Жа-жа-жа! Есть иголки у ежа! Жи-жи-жи! Еж иголки покажи! ( повторять 2-3 раза). Покажите, как еж сворачивается в клубок. Вот свернулся еж в клубок, Может, ежик, ты продрог? (дети садятся на корточки, обхватывают колени руками) Солнца луч ежа коснулся,- Ежик сладко потянулся! (поднимают руки вверх, потягиваются). Хитрый ежик, хитрый еж, На клубочек он похож. (вытягивают руки перед собой, сжимают кулаки, делают ими вращательные движения). На спине иголки Очень-очень колки (несколько раз сжимают и разжимают кулаки). Еж: А что вы делаете в холодное время года на прогулке? Дети: Катаемся с горки, на лыжах, на санках, на коньках, в снежки играем, по сугробам бегаем, лепим снежную бабу. Чтение стихотворения Е.Седовой «Снеговик». 1 ребенок: Первый снег идет кругом – Снегом землю замело. Из пушистого снежка Я слеплю снеговика. С длинным-длинным носом, Назову Морозом. 2 ребенок: Сделал я огромный ком И еще один потом, Глазки - уголечки, Беленькие щечки, А потом морковку Прикрепил неловко – Это будет красный нос, Вот и вышел мой Мороз 3 ребенок: В руки дам ему метлу, Не замерзнет на ветру. Мой хороший снеговик Сразу же к зиме привык. (Катаем снежный ком и лепим снеговика). Воспитатель: Скажите, если снеговик – это такой дед, мужчина, а как назовем, если это будет женщина – ответ детей Снежная баба. Ну молодцы, а теперь пора возвращаться. До свиданья зимний лес, - идут по кругу машут рукой Полный сказочных чудес. По тропинкам мы гуляли, - маршируют на месте На полянке поскакали, - прыгают на месте Подружились мы с тобой, - обнимают себя руками Нам теперь пора домой. - Идут по кругу, машут руками. С. Погореловский.
Вот мы с вами прибыли обратно в детский сад. А чтобы наш ежик запомнил зиму, нарисуем ему зимний пейзаж. Дети рисуют зимний пейзаж нетрадиционной техникой (печатание, монотипия, пальчиком, ладошкой) под аудиозапись И. Вивальди «Зима». В конце проводим анализ коллективной работы и украшаем группу картиной «Зимний пейзаж».
|