Муниципальное дошкольное образовательное
автономное учреждение детский сад № 54
комбинированного вида
Конспект интегрированного занятия. По теме: «Что за стёкла в оптических приборах?». Подготовительная группа.
Букреева Людмила Юрьевна – воспитатель.
Город Благовещенск, Амурская область.
Цель: Познакомить детей с волшебными стеклами - линзами, где используются, какую пользу приносят человеку.
Программное содержание.
1. Посредством исследовательской деятельности познакомить детей с линзами, которые способны увеличивать и уменьшать предметы.
2. Рассказать об использовании линз в различных оптических приборах: в очках, подзорной трубе, в бинокле, микроскопе, телескопе.
3. Развивать у детей умение сравнить и обобщать, находить сходные признаки приборов, предметов.
4. Формировать нестандартное мышление, развивать образную память, внимание, мелкую моторику в выкладывании военного корабля (Монгольская игра).
5. Развивать речь через пальчиковые, речевые игры, беседы.
6. Совершенствовать навыки общения, умение работать в коллективе одними приборами.
7. Воспитывать у детей умение заботиться о своем здоровье: беречь зрение, не пить грязную воду, мыть руки и т.д.
Материал: набор линз, подзорная труба, бинокли: театральный и военный, микроскоп, пипетка, талый снег, трафареты зверей, линейки, простые карандаши, образец штриховки зайца, «Монгольская игра», подзорные трубочки.
Ход занятия.
Психологический настрой. Дети стоят в кругу. По очереди произносят приветствие: «Здравствуйте все те, у кого хорошее настроение». Все хором отвечают: «Здравствуйте!». Следующее говорит свое приветствие: «Здравствуйте все те, кто настроился хорошо заниматься» и т.д.
Речевая разминка.
(Поговорка предупреждение)
Глаз поранить очень просто!
Не играй с предметом острым!
Кинезиологическая игра «Колечки»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольца с большими пальцами последовательно указательные, средние, безымянные, мизинцы. Выполнять в прямом и обратном порядке.
Как-то маленький мальчик спросил меня: «Что за стеклышки в очках и для чего у вас очки на носу?». И подумал, что вы тоже хотели бы узнать ответ на этот вопрос.
Люди, у которых нарушено зрение, пользуются очками. Вот и у вас, я смотрю, у некоторых детей есть очки. А как же они помогают видеть лучше? Во всех очка: есть линзы. От простого стекла линза отличается тем, что если через нее смотреть, все видишь увеличенным или уменьшенным.
Предлагаю детям рассмотреть через одну линзу предмет, а затем через другую, и определить, что же они делают (одна увеличивает, другая уменьшает).
-А с каким похожим предметом вы уже знакомы? (лупа)
- Для чего она нужна? (чтобы рассматривать мелкие предметы, буквы, картинки....). Так вот линзы мастера научились делать тысячи лет назад. И вот как-то мастер стал рассматривать в линзу лапку мухи. Смотрит, перед ним теперь не тоненькая лапка, а толстая мохнатая лапища. «Это от одного стеклышка такие чудеса! А если взять два - три стекла вместе, они станут еще сильнее увеличивать». Попробовал, так и есть. Все бы хорошо, да стекла держать в руках неудобно.
Тут его выручила длинная металлическая трубка, круглые стекла хорошо держались внутри. Так получилась подзорная труба.
Задание 1.
Рассмотреть в подзорную трубу предмет со штриховкой. Сесть за стол, по памяти выбрать соответствующий трафарет, обвести и заштриховать по линейке.
Ребята! Что похоже на подзорную трубу? (калейдоскоп, телескоп).
Телескоп - тоже подзорная труба только очень, очень большая. Линзы у нее такие сильные, что можно разглядеть ... что? (звезды, планеты, луну).
Учёные астрономы смотрят в глазок огромной трубы, поворачивают ее в нужную сторону и в полной тишине ночи разглядывают звезды и планеты.
Двигательная разминка.
«Что стряслось у бабы Вали?»
Что стряслось у бабы Вали?
У нее очки пропали.
Ищет, ищет - не найдет!
Внуков ей помочь зовет.
Посмотрела под кровать,
Там их тоже не видать!
И внучки очки искали.
То присели, то привстали,
А на бабушку взглянули,
Там их сразу увидали
И бабуле показали.
Бабушка очки надела.
Сразу внуков разглядела!
Показываю бинокль.
- Что это? (бинокль)
Рассматривают его. На что похоже? (на очки, на двойную подзорную трубу). Бинокль - это две скрепленные вместе короткие трубки. Стекла у каждой с одного конца маленькие, с другого побольше. Между трубками зубчатое колесико. Если плохо видно покрути колесико - станет видно хорошо. Если посмотришь через большие стекла - все кажется далеким, мелким. Посмотришь, через маленькие стёкла тоже самые сделается близким, крупным.
- Какие бывают бинокли? (маленький театральный, большой – военный).
Моряки берут бинокль в плаванье. В него хорошо наблюдать за морем - все видно.
Задание 2.
Бинокль используется в морском деле. Попробуйте выложить военный корабль. Каждый выкладывает свой корабль. После выполнения задания дети рассматривают корабли. (Монгольская игра).
Телескоп - это «дальневизор» «дальнескоп», а микроскоп - это «мелькоскоп».
Все самое крохотное он делает большим, видимым. Трубка микроскопа укреплена на подставке и глядит своим глазком вниз на маленький столик с отверстием - середине, под которым есть круглое зеркальце. Дети рассматривают микроскоп.
Задание №3.
А сейчас мы рассмотрим под микроскопом капли воды, а вода - это растаявший снег. Возьмем пипеткой капли воды и нанесем её на стеклышко, а теперь посмотрим в микроскоп. Что же вы видите? Дети рассказывают, что видят (большие темные микробы, маленькие червячки, мелкие соринки).
- Можно ли пить такую воду? А лизать снег? Почему?
Правильно, ни в коем случае нельзя есть снег, пить сырую воду. А что нужно делать, чтоб не заболеть?
Анализ занятия.
Прошу рассказать, что же нового дети узнали на занятии? Что было для вас трудным? Что давалось легко? Где используются линзы?
Прощаемся.
|