«На островах математики» (развитие элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста)
Ф.И.О.: Халимова Нясимя Фатиховна Должность: воспитатель Место работы: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Программное содержание: Развивать математические способности детей; Развивать логическое мышление, воображение, внимание, память, любознательность; Упражнять детей в порядковом счете в пределах 10, в увеличении и уменьшении числа на единицу; умение соотносить число и цифру; Закрепить знания о геометрических фигурах; Упражнять в умении собирать квадрат из 4-5 частей; Упражнять детей расставлять знаки ≥;≤ между двумя группами предметов; решать простейшие арифметические задачи; Продолжать учить детей действовать в соответствии с указанием воспитателя, активно участвовать в работе; Формировать интерес к математическим играм. Оборудование: три плаката с заданиями, карта путешествия, кораблик - сигнал, карточки – цифры, набор цифр, лист бумаги с точками на каждого ребенка, конверты с разрезными квадратами, простые карандаши.
Предварительная работа: упражнения: «Назови число», «Назови соседей числа»; разучивание пословиц, поговорок, где встречаются числа, решения задач, игры с цифрами, разучивание танца.
Место проведения: музыкальный зал.
Ход образовательной деятельности. Дети под музыку заходят в музыкальный зал и встают полукругом за стульчиками. Воспитатель: Дорогие дети, сегодня я приглашаю вас в путешествие по стране математике. Вы хотите там побывать? Ответы детей. Воспитатель: Эта страна расположена на небольших островах, и на каждом острове есть свои сказочные обитатели. Им очень нравится загадывать гостям загадки и задавать хитрые вопросы. Я уверена, что вы, дети, любите математику и это путешествие будет для вас очень интересным. Приглашаю всех детей, В путь отправиться скорей! Ждут вас испытания, Сложные задания Путь не в Антарктиду, не в Арктику – А на острова математики. - Испытать себя хотите? На места свои спешите. Дети занимают места за столами. Воспитатель: На чем мы отправимся в путь? Это мы узнаем, если соединим все точки с цифрами по порядку. Последнюю точку № 8 соедините с цифрой 6, а цифру 1 с цифрой 4. Дети выполняют задания у себя на местах, а один ребенок на большом плакате у доски. Получается корабль с парусом. Воспитатель: Ну вот, мы с вами и на корабле. Что необходимо всем путешественникам, чтобы не сбиться с пути? Дети: Карта. Воспитатель: Есть такая карта и у нас (воспитатель достает карту). Ты не знаешь куда плыть? Подскажу уж так и быть! Быстро карту рассмотри Где сигнал – туда плыви! Этот сигнальный флажок мы будем переставлять от острова к острову по мере нашего путешествия. Итак, мы отправляемся в путь. Первый остров «Занимательных задач». Здесь нас ждет записка с задачами. Нам надо их решить. 1. У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки? 2. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц всего летело? 3. На столе лежало четыре яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? 4. Наступил декабрь, сначала распустились три ромашки, а потом еще одна. Сколько всего ромашек? Воспитатель: Отправляемся далее и попадаем на остров «Геометрических фигур». Назовите фигуры, которые живут на острове. Дети: Овал, квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, ромб. Воспитатель: Посмотрите, ребята, сам остров, большой многоугольник. Надо собрать макет острова из частей на столе у воспитателя. На каждом столе у детей одна часть острова, по одному ребенку от стола вызвать для сборки. В это время оставшиеся дети делают задание: «Собери квадрат из частей». Воспитатель: А сейчас вперед на остров «Цифроград». Там цифры в беспорядке маются, и в вашей помощи нуждаются. Дети выходят и берут карточки, с цифрами, «ссорятся» из-за места, не могут выстроиться в ряд. Воспитатель: Что случилось, дорогие цифры? Цифры: Мы не можем найти свои места. Воспитатель: Ребята вам помогут. Мы начнем считать от 1 до 10, а вы быстренько вставайте по порядку. Цифры встают в ряд, читают стихи и пляшут под мелодию песни «Дважды два - четыре». Воспитатель: На острове приготовлены интересные задания с цифрами (два плаката). 1. «Найди соседа». Веселые зверята запускают воздушных змеев с математическими «хвостами». Змеи смогут подняться высоко, если поставить напротив каждой цифры ее «соседа». Змей – круг (рыбка) ждет старших «соседей», а змей – ромб – младших. (Предыдущее и следующее число). 2. «Математическая поляна» (один плакат). 1. На костюмах сороконожек поставить пропущенные цифры. 2. На цветах сосчитай лепестки и поставь в середину нужную цифру. 3. Покажи стрелочками, на каких цветах хотят отдохнуть божьи коровки. Количество точек на их спинках должно ровняться числу лепестков на цветах. Воспитатель: Путешествие продолжается, и мы попадаем на остров «Математических задач». Вот конверт с заданием. Будьте внимательны. 1. Три яблока из сада ежик притаил, Самое румяное белке подарил. С радостью подарок получила белка. Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке (2). 2. Мурка кошка – мышеловка. Съела трех мышей в кладовке А сейчас к норе подкралась Цап! Еще одна попалась Вот так мурка! Сколько ей Удалось поймать мышей (4). 3. Пять ворон на крышу сели Две еще к ним прилетели Отвечайте быстро, смело Сколько всех их прилетело (7). Воспитатель: Отправляемся на последний остров страны математики на остров «Чемпионов». Здесь вам предстоит «Словесная дуэль» (назвать пословицы, поговорки, где встречаются числа, говорится про ученье) и игра «Голодная акула» (акула открывает пасть в сторону, где больше еды: расставить знаки ≥, ≤). Воспитатель: Ну что же милые друзья Путешествию – конец! Каждый – просто молодец! С математикой дружите Знания свои храните. Пусть помогут вам старание Память, логика, внимание! С математикой дружить! Интересней будет жить! Воспитатель вручает всем раскраски с цифрами. Список использованной литературы. 1. Колесникова Е.В. Я считаю до 10. – М., 2006. 2. Соколова Ю. Загадки на логику. – М., 2003. 3. Федорова Е. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников/ «Дошкольное воспитание», 1996. 4. Ерофеева Т.И. математика для дошкольников. – М., 1993.
|