| 
				
			 «На островах математики» (развитие элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста)
 
 Ф.И.О.: Халимова Нясимя Фатиховна
 Должность: воспитатель
 Место работы: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
 
 Программное содержание:
 Развивать математические способности детей;
 Развивать логическое мышление, воображение, внимание, память, любознательность;
 Упражнять детей в порядковом счете в пределах 10, в увеличении и уменьшении числа на единицу; умение соотносить число и цифру;
 Закрепить знания о геометрических фигурах;
 Упражнять в умении собирать квадрат из 4-5 частей;
 Упражнять детей расставлять знаки ≥;≤ между двумя группами предметов; решать простейшие арифметические задачи;
 Продолжать учить детей действовать в соответствии с указанием воспитателя, активно участвовать в работе;
 Формировать интерес к математическим играм.
 Оборудование: три плаката с заданиями, карта путешествия, кораблик - сигнал, карточки – цифры, набор цифр, лист бумаги с точками на каждого ребенка, конверты с разрезными квадратами, простые карандаши.
 
 Предварительная работа: упражнения: «Назови число», «Назови соседей числа»; разучивание пословиц, поговорок, где встречаются числа, решения задач, игры с цифрами, разучивание танца.
 
 Место проведения: музыкальный зал.
 
 Ход образовательной деятельности.
 Дети под музыку заходят в музыкальный зал и встают полукругом за стульчиками.
 Воспитатель: Дорогие дети, сегодня я приглашаю вас в путешествие по стране математике. Вы хотите там побывать?
 Ответы детей.
 Воспитатель: Эта страна расположена на небольших островах, и на каждом острове есть свои сказочные обитатели. Им очень нравится загадывать гостям загадки и задавать хитрые вопросы. Я уверена, что вы, дети, любите математику и это путешествие будет для вас очень интересным.
 Приглашаю всех детей,
 В путь отправиться скорей!
 Ждут вас испытания,
 Сложные задания
 Путь не в Антарктиду, не в Арктику –
 А на острова математики.
 - Испытать себя хотите?
 На места свои спешите.
 Дети занимают места за столами.
 Воспитатель: На чем мы отправимся в путь? Это мы узнаем, если соединим все точки с цифрами по порядку. Последнюю точку № 8 соедините с цифрой 6, а цифру 1 с цифрой 4.
 Дети выполняют задания у себя на местах, а один ребенок на большом плакате у доски. Получается корабль с парусом.
 Воспитатель: Ну вот, мы с вами и на корабле. Что необходимо всем путешественникам, чтобы не сбиться с пути?
 Дети: Карта.
 Воспитатель: Есть такая карта и у нас (воспитатель достает карту).
 Ты не знаешь куда плыть?
 Подскажу уж так и быть!
 Быстро карту рассмотри
 Где сигнал – туда плыви!
 Этот сигнальный флажок мы будем переставлять от острова к острову по мере нашего путешествия. Итак, мы отправляемся в путь. Первый остров
 «Занимательных задач». Здесь нас ждет записка с задачами. Нам надо их решить.
 1. У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки?
 2. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц всего летело?
 3. На столе лежало четыре яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе?
 4. Наступил декабрь, сначала распустились три ромашки, а потом еще одна. Сколько всего ромашек?
 Воспитатель: Отправляемся далее и попадаем на остров «Геометрических фигур». Назовите фигуры, которые живут на острове.
 Дети: Овал, квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, ромб.
 Воспитатель: Посмотрите, ребята, сам остров, большой многоугольник. Надо собрать макет острова из частей на столе у воспитателя.
 На каждом столе у детей одна часть острова, по одному ребенку от стола вызвать для сборки. В это время оставшиеся дети делают задание: «Собери квадрат из частей».
 Воспитатель: А сейчас вперед на остров «Цифроград». Там цифры в беспорядке маются, и в вашей помощи нуждаются.
 Дети выходят и берут карточки, с цифрами, «ссорятся» из-за места, не могут выстроиться в ряд.
 Воспитатель: Что случилось, дорогие цифры?
 Цифры: Мы не можем найти свои места.
 Воспитатель: Ребята вам помогут. Мы начнем считать от 1 до 10, а вы быстренько вставайте по порядку.
 Цифры встают в ряд, читают стихи и пляшут под мелодию песни «Дважды два - четыре».
 Воспитатель: На острове приготовлены интересные задания с цифрами (два плаката).
 1. «Найди соседа». Веселые зверята запускают воздушных змеев с математическими «хвостами». Змеи смогут подняться высоко, если поставить напротив каждой цифры ее «соседа». Змей – круг (рыбка) ждет старших «соседей», а змей – ромб – младших. (Предыдущее и следующее число).
 2. «Математическая поляна» (один плакат). 1. На костюмах сороконожек поставить пропущенные цифры. 2. На цветах сосчитай лепестки и поставь в середину нужную цифру. 3. Покажи стрелочками, на каких цветах хотят отдохнуть божьи коровки. Количество точек на их спинках должно ровняться числу лепестков на цветах.
 Воспитатель: Путешествие продолжается, и мы попадаем на остров «Математических задач». Вот конверт с заданием. Будьте внимательны.
 1. Три яблока из сада ежик притаил,
 Самое румяное белке подарил.
 С радостью подарок получила белка.
 Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке (2).
 2. Мурка кошка – мышеловка.
 Съела трех мышей в кладовке
 А сейчас к норе подкралась
 Цап! Еще одна попалась
 Вот так мурка! Сколько ей
 Удалось поймать мышей (4).
 3. Пять ворон на крышу сели
 Две еще к ним прилетели
 Отвечайте быстро, смело
 Сколько всех их прилетело (7).
 Воспитатель: Отправляемся на последний остров страны математики на остров «Чемпионов». Здесь вам предстоит «Словесная дуэль» (назвать пословицы, поговорки, где встречаются числа, говорится про ученье) и игра «Голодная акула» (акула открывает пасть в сторону, где больше еды: расставить знаки ≥, ≤).
 Воспитатель: Ну что же милые друзья
 Путешествию – конец!
 Каждый – просто молодец!
 С математикой дружите
 Знания свои храните.
 Пусть помогут вам старание
 Память, логика, внимание!
 С математикой дружить!
 Интересней будет жить!
 Воспитатель вручает всем раскраски с цифрами.
 
 Список использованной литературы.
 1. Колесникова Е.В. Я считаю до 10. – М., 2006.
 2. Соколова Ю. Загадки на логику. – М., 2003.
 3. Федорова Е. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников/ «Дошкольное воспитание», 1996.
 4. Ерофеева Т.И. математика для дошкольников. – М., 1993.
 
 
 |