Цель: формирование у детей элементарных понятий о русской национальной духовности.
Задачи:
- познакомить детей с люлькой и колыбельными песнями, донести до детей всю красоту и напевность колыбельных песен;
- формировать понятие об Ангеле Хранителе;
- стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
- развивать чувство ритма, музыкальные способности детей;
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
- воспитывать культуру поведения в гостях, русское гостеприимство.
Предварительная работа:
Чтение русских народных потешек, пение русских народных песенок, беседы о нательном крестике детей, слушание русской инструментальной музыки, игра на детских музыкальных инструментах, лепка предметов различными приёмами.
Предметно-пространственная развивающая среда:
Предметы быта музея «Русская изба», кукла Ваня, корзина с угощением, пластилин, доски, салфетки, погремушки.
Виды детской деятельности:
Познавательная
Коммуникативная
Музыкальная
Художественно-литературная
Двигательная
Используемые современные образовательные технологии:
Диалоговая
Игровая
Личностно-ориентированная
Развивающая
ИКТ
Ожидаемый результат: дети проявляют интерес к русскому народному творчеству и быту русской избы, сформировано первоначальное представление об Ангеле Хранителе, дети отзывчивы и послушны.
Ход занятия
Звучит русская народная музыка, дети входят в избу-музей. Воспитатель-хозяйка здоровается с детьми, приглашает их сесть на лавку и осмотреться. Хозяйка: «Ребятки, посмотрите, как здесь красиво и необычно. Давным-давно, когда бабушки ваших бабушек были совсем маленькими, они жили в такой избе. Изба, дети, это дом. Мы с вами живём сейчас в домах или в квартирах». (Неожиданно слышится детский плач. Хозяйка достаёт из люльки куклу и качает её, напевая колыбельную песню:
Все люди спят, и все звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам.
Баю-баю-баю-бай,
Спи, Ванюша, засыпай!
Хозяйка, держа на руках куклу, объясняет детям: «Ребятки, сейчас я Ванечке спела колыбельную песенку и он уснул». Эта песенка какая? Тихая или громкая? А почему тихая? Что ещё можно сказать про колыбельную песню? Да, дети, колыбельные песни тихие, ласковые, напевные. Сейчас я Ванечку положу в люльку. Люлька, что это? Да, это детская кроватка, в неё наши прабабушки укладывали своих детей и качали, напевая колыбельные песни.
Вопросы к детям: Куда мы положим Ванечку? (В люльку). Давайте посмотрим, какая красивая люлька у Ванюши, сделана из дерева, (потрогайте руками), расписана красивыми узорами. А уложим мы Ванечку на перинку, потрогайте, детки, какая она мягкая. А что под головой у Ванечки? Подушка. Посмотрите, какая она красивая. А чем укрыт Ваня? (Одеялом) Оно сшито из разноцветных кусочков ткани(лоскутков), и это всё бабушки наших бабушек шили и вышивали своими руками, вот они какие были мастерицы! Ребятки, а как ласково можно сказать про люльку? Слышите, как красиво звучит это слово «люлечка». Давайте вместе произнесём: люлечка!
Хозяйка и дети тихонько качают люльку, хозяйка напевает:
Спи, малютка, тихо, сладко,
Не тревожься в час ночной.
Ангел божий над кроваткой
Охраняет твой покой.
Дети, а вы знаете, кто такой Ангел Божий? (ответы детей). Это помощник Бога, который есть у вас на нательном крестике. У каждого, детки, есть Ангел Божий или Ангел-Хранитель. Когда человек рождается, ему дают имя и вместе с именем к нам приходит Ангел Божий. Мы его, детки, не видим, как и Боженьку, но он постоянно с нами и охраняет нас от всех бед. Ванечку охраняет его Ангел-Хранитель, Соню её Ангел-Хранитель и т.д. Вот так его изображают на картинке (рассматривают иллюстрацию с изображением Ангела).
Вновь слышится плач Ванечки. Хозяйка берёт куклу на руки и проговаривает потешку:
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить,
Чем Ванюшу накормить:
Один хочет кашкой,
Второй простоквашкой,
Третий хочет молоком и
Румяным пирожком.
Ванечка продолжает плакать. Тогда Хозяйка предлагает детям испечь для Ванюши бублики и прянички. Дети садятся за стол и лепят из пластилина угощение для Ванечки: мальчики лепят прянички, а девочки бублики. Слепив угощение, дети кладут его в расписанную под хохлому тарелку и вместе с Хозяйкой угощают Ванечку: «Кушай, кушай, Ванечка, бублики да прянички!» Ванюша «угощается», радостно лепечет, «благодарит» детей. Хозяйка раздаёт детям погремушки, чтобы они повеселили Ванечку. Звучит музыка, дети танцуют с погремушками. В итоге Хозяйка спрашивает у детей, понравилось ли им у неё и что запомнилось, поют ли их мамы им колыбельные песни? Какие? Кто охраняет покой детей? У каждого ребёнка есть свой Ангел Хранитель? Хозяйка очень рада тому, что детям понравилось у неё в избе и угощает детей хрустящими сушками, затем прощается с ними до следующей встречи. Дети возвращаются к себе в группу
|