Федорченко Зинаида Александровна,
воспитатель 1 квалификационной категории,
МАДОУ детский сад комбинированного вида «Мальвина», г. Ноябрьск
НОД по валеологии для старших дошкольников
Тема. «У кого красивая улыбка?»
Цель. Расширять знания детей о функции зубов, помочь осознать важность ухода за зубами, необходимость систематического посещения врача-стоматолога. Воспитывать желание заботиться о сохранении здоровья своих зубов.
Оборудование. Персонаж Незнайка (взрослый), зубные щетки в стаканчиках (на каждого ребенка), подборка тематических картинок «Здоровые зубы», муляжи здорового и больного зуба, бумага, цветные карандаши.
Ход.
Воспитатель показывает картинку с улыбающимися людьми, имеющими ровный белый ряд зубов.
Дети, вам нравится улыбка этих людей ?
Почему такая улыбка вам кажется красивой?
А вы хотели бы иметь всегда такие же ровные, белые, здоровые зубы?
(Ответы детей.)
Раздается стук в дверь, заходит Незнайка, у него перевязана щека.
Воспитатель. Здравствуй, Незнайка! Что с тобой случилось? Почему щека перевязана?
Незнайка. Здравствуйте, ой как мне больно, ой, ой, ой! У меня болит зуб!
Воспитатель. А почему ты не идешь лечить зуб к врачу?
Незнайка. Не хочу, боюсь, да и не знаю, какой врач умеет лечить зубы.
Воспитатель. Дети, как вы думаете, если болит зуб, можно обойтись без врача?
Дети. Нет!
Воспитатель. Дети, подскажите Незнайке, как называется врач, который лечит зубы? (Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает). Понял, Незнайка? Тебе надо обязательно обратиться к врачу-стоматологу. (Показ картинки.)
Незнайка. Спасибо, ребята, что подсказали, теперь буду знать. А может, вы еще знаете, что надо делать, чтобы зубы не болели?
Воспитатель. Вот о том, как сохранить здоровье зубов, мы сегодня и поговорим с ребятами. А ты, Незнайка, присядь и послушай.
Незнайка. Наконец-то я узнаю, как сделать зубы здоровыми, совсем замучила меня противная зубная боль.
Воспитатель. Дети, как вы думаете, для чего нам нужны зубы? (Ответы детей.)
Воспитатель. У наших зубов очень важная работа. Они должны хорошо пережевывать пищу. Если пища будет плохо пережевана, она может повредить пищевод и желудок (показ картинки). Желудок над такой пищей трудится в несколько раз дольше, а значит, меньше отдыхает и начинает болеть.
Первые зубы появляются у детей примерно в 6 месяцев. Они называются молочными. Сейчас у вас молочные зубы. К 12 годам они постепенно выпадут и вместо них вырастут новые, постоянные, которые рассчитаны на всю жизнь человека. В норме постоянных зубов должно быть 32.
Незнайка. А я видел – у одного дяденьки железные зубы, а у одной тетеньки – золотые зубы! Вот им хорошо, к врачу ходить не надо!
Воспитатель. Ничего в этом хорошего нет, ведь им вставили искусственные зубы - протезы. Протезы вставляют вместо больных зубов, а больными они становятся тогда, когда ими пытаются перекусить проволоку или расколоть орехи. Когда зубы не чистят, не лечат, а разрушают частым употреблением конфет и газированных сладких напитков до такой степени, что зуб становится больным, в нем образуется глубокая черная дырка, которую обязательно надо лечить (показ картинки).
Лучше иметь свои здоровые зубы, ухаживать за ними, не забывать их ежедневно чистить.
Незнайка. Вот как? А я и не знал, что зубы надо чистить! Дети, а вы чистите зубы?
Дети. Да!
Незнайка. А как это делается?
Воспитатель. Сейчас мы покажем. Но сначала скажем Незнайке, сколько раз в день положено чистить зубы? (Ответы детей.)
Дети, под руководством воспитателя и ориентируясь на картинку, показывают Незнайке приемы чистки зубов своими щетками.
Воспитатель. Незнайка, ты запомнил, как надо чистить зубы?
Незнайка. Да, спасибо за объяснение, ну, я пошел, сейчас почищу зубы, и к врачу-стоматологу не надо будет идти.
Воспитатель. Дети, прав Незнайка? (Ответы детей.)
Воспитатель. Постой, Незнайка, не спеши, есть еще несколько правил, которые помогут сохранить зубы здоровыми. Ты не хочешь их узнать и запомнить?
Незнайка. Пожалуй, еще останусь, послушаю, вдруг мне пригодится.
Воспитатель. Наши дети каждый день полощут рот после еды. Полоскание зубов – одно из правил ухода за зубами. Давайте расскажем Незнайке, для чего вы это делаете. (Ответы детей.)
Воспитатель. А кто из вас знает, какие продукты особенно полезны для зубов, а какие вредны для них? (Ответы детей.)
Воспитатель. Как вы думаете, какие еще правила надо соблюдать, чтобы улыбка была красивой? (Ответы детей.)
Физминутка «Если хочешь быть здоров» (автор стихов Василий Бойчук)
Можешь прыгать и скакать,
Можешь бегать и играть.
Добрым быть, весёлым быть.
Руки всегда с мылом мыть.
Зубы чисти в день два раза,
Чтоб не выпали все сразу.
Береги ты с детства уши
И не лезь ты, друг мой, в лужи.
Будешь спортом заниматься,
Тебе нечего бояться.
И зевать ты не будешь,
Если про зарядку не забудешь.
Мойся в бане, закаляйся.
Правильно всегда питайся.
Правильно всегда сиди,
За осанкой следи.
Не травись ты табаком,
Чтоб не выглядеть глупцом.
Ты здоровье береги,
Сам себе ты помоги!
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Полезно или вредно?».
На одном из столов располагается муляж «плачущего зуба», а на другом – «зуба улыбающегося». Каждый ребенок получает картинку и относит ее на соответствующее место к больному или здоровому зубу. Когда все картинки будут разложены, дети проверяют результаты, делают выводы и умозаключения.
Воспитатель. Незнайка, ты запомнил, что вредно, а что полезно для зубов, и что надо регулярно посещать врача-стоматолога?
Незнайка. Да, я многое запомнил: нельзя есть много сладостей и часто пить газировку, нельзя брать в рот металлические предметы, и вообще, любые предметы и игрушки, кроме пищевых продуктов.
Воспитатель. Молодец! А что любят наши зубки?
Незнайка. Ой, опять забыл!
Воспитатель. Дети, раз Незнайка такой забывчивый, давайте нарисуем, что полезно для зубов и подарим наши рисунки Незнайке на память.
Дети рисуют, затем дарят Незнайке свои рисунки, Незнайка благодарит их.
Воспитатель. И, самое главное, запомните, Незнайка, и вы, дети, что надо обязательно каждые полгода посещать врача. Какого врача?
Дети. Стоматолога!
Воспитатель. Врачи-стоматологи – наши друзья, и бояться их нельзя!
Незнайка. Я все понял, я пойду к стоматологу прямо сейчас! Надоела мне постоянная зубная боль! До свиданья, ребята!
Воспитатель. До свиданья, Незнайка, приходи к нам в гости с красивой улыбкой!
|