Цель: познакомить детей с историей возникновения бумаги; совершенствовать знания детей о свойствах бумаги (непрочная, рвется, мнется, горит, тонет, гладкая); формировать умение пользоваться алгоритмами; воспитывать бережное отношение к окружающим предметам из бумаги, особенно к книгам.
Интеграция образовательных областей:
1. Социально-коммуникативное развитие.
Развитие общения ребенка с взрослым, формирование основ безопасного поведения в быту; формирование позитивных установок к различным видам труда.
2. Познавательное развитие.
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, формирование представлений о объектах окружающего мира, о свойствах.
3. Речевое развитие.
Обогащение активного словаря детей, развитие диалогической речи.
Средства и способы: беседа; игровая ситуация; физкультминутка; компьютерная презентация; рассматривание предметов; музыкальное сопровождение; опыты и эксперименты; работа с алгоритмами.
Наглядный материал: алгоритмы свойств бумаги; музей с бумажными экспонатами (газеты, книги, самолетик, собачка, гирлянда, салфетка…); камень; глина,; березовая кора; Почемучка; листы бумаги на каждого ребенка, емкость с водой, предметы для опыта с горением бумаги; ножницы, тарелочки (на каждого ребенка); книга; компьютерная презентация (экспонаты)
Ход НОД.
Дети стоят около воспитателя в кругу.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в музей, это дом, где хранится много предметов. А поедем мы на поезде. Все желающие занимайте свои места в вагонах.
Дети встают друг за другом, образуя поезд.
« Мы на поезде поедем.
Скорее торопитесь,
Время приближается,
Поезд отправляется».
Воспитатель включает музыку.
Дети двигаются за воспитателем под музыку.
- Вот мы и приехали. Посмотрите, как много предметов, игрушек в музее. А как Вы, ребята думаете, из его они сделаны, из какого материала?
Ответы детей: из бумаги.
- Назовите, какие предметы, сделанные из бумаги, вы видите?
Ответы детей: газета, книга, Самолетик, гирлянда, собачка, салфетка.
- Молодцы! А сейчас я вам предлагаю пройти и сесть на ковер.
Дети сели на ковер.
-Ребята, послушайте историю, как появилась бумага.
Воспитатель показывает первый экспонат музея – камень. Рассказ сопровождается показом слайдов (на компьютере), показом экспонатов.
- Давно - давно, когда бумаги не было, люди высекали буквы на камне. Но камень неудобный материал для письма, он жесткий и тяжелый.
Тогда люди решили использовать глину. Но глина очень хрупкая.
Наши предки, жившие в Древней Руси, писали на бересте. Береста-Это наружная часть березовой коры. Писать на ней удобно, но для книг она не подходит, она ломается.
И тогда из далекой страны Китая – купцы привозили чудесные листы. Это была бумага.
Вот такая история возникновения бумаги.
- А сейчас, ребята, встанем и немного поиграем.
Физкультминутка.
«Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Мы идем, как все ребята,
И как мишка косолапый».
- Поедем в садик. Скорее торопитесь, в вагончики садитесь.
Звучит музыка, дети за воспитателем движутся к столам. Сели за столы.
- Ребята, посмотрите, наш друг уже нас ждет. Кто это?
Ответ детей: Почемучка.
- Почемучка приготовил для Вас несколько заданий и хочет, чтобы вы с ними справились.
Что лежит на ваших столах?
Ответ детей: бумага.
- Аккуратно обращайтесь с бумагой, чтобы не порезаться о ее край.
1. – Давайте погладим бумагу ладонью. Какая она на ощупь?
Ответы детей: гладкая.
- (Имя ребенка), покажи нам карточку, которая означает, что бумага гладкая.
Ребенок показывает алгоритм и проговаривает: «Бумага гладкая».
2. – Ребята, сомните лист бумаги. Что с ней произошло?
Ответы детей: бумага смялась, она мятая.
- ( Имя ребенка), покажи нам, пожалуйста, карточку, которая означает, что бумага мнется.
Ребенок показывает алгоритм и проговаривает: «Бумага мнется».
3. – Предлагаю разорвать бумагу. Что произошло?
Ответы детей: бумага рваная, она рвется.
- Молодцы! Бумага рвется. А как вы думаете, что произойдет с предметами, игрушками, сделанными из бумаги?
Ответы детей: они порвутся.
- Давайте сложим обрывки бумаги в тарелочку.
Итак, предметы, сделанные из бумаги непрочные, они рвутся.
Воспитатель показывает алгоритм.
- Посмотрите, я сейчас разрежу бумагу ножницами. Как бумага режется?
Ответ детей: хорошо, легко.
- Вот эта карточка обозначает, что ножницами бумага режется хорошо, легко.
Воспитатель показывает алгоритм.
4.- Ребята, я положу бумагу в емкость с водой. Что происходит с бумагой?
Ответы детей: бумага намокает, тонет.
- (Имя ребенка), покажи нам карточку, которая говорит о том, что бумага тонет.
Ребенок показывает алгоритм и проговаривает: « Бумага тонет».
5. – А что происходит с бумагой, если ее поджечь?
Воспитатель показывает алгоритм.
Ответы детей: «Бумага горит».
Релаксация.
- Сегодня мы с вами побывали в музее предметов. Что Вам понравилось?
- Что нового узнали о бумаге?
- Расскажите, что означают эти карточки (алгоритмы)?
- Давайте спросим Почемучку, что ему сегодня понравилось, справились ли ребята с его заданиями?
Почемучка (аудиозапись): Все ребята молодцы. А я узнал много о свойствах бумаги: она непрочная, рвется, тонет, горит, мнется и поэтому с предметами из бумаги надо обращаться очень осторожно, чтобы их не смять и не порвать. Я принес для вас подарок. Это книга, которая тоже сделана из бумаги. Обращайтесь с ней аккуратно. Порванную книгу уже не хочется смотреть, ее нельзя читать, а в ней так много интересного можно узнать. Спасибо. До новых встреч.
|