Сегодня: 19.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Занятия, конспекты


Практическое пособие

09.03.2019, 15:42
Евтенко Е.В.
Воспитатель, ст. Ленинградская
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 
детский сад комбинированного вида № 30 

Методическое пособие 
«Ты, Кубань, ты наша Родина» 



Воспитатель: Евтенко Е.В. 

ст. Ленинградская, 2015 г. 
Автор – составитель: Евтенко Е.В. 
«Ты, Кубань, ты наша Родина» 
Рецензент _________ Шевченко Л.М. преподаватель ГАОПОУКК «Ленинградский педагогический колледж» Краснодарский край 

В пособие представлены конспекты занятий, игры, пословицы, поговорки, кубанские балачки, кубанские песни, стихи, загадки по ознакомлению детей с культурой Кубани. педагогам дошкольных учрежденийй. 

Введение 
Занятия о Кубани в детском саду – это развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре. Занятия о родном крае способствуют воспитанию чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края. Приобщение дошкольников к народной культуре является важной частью нравственного воспитания, поскольку развитие личности в ребёнке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Занятия о Кубани планируются уже с младшей группы. Цель занятий – в доступной, занимательной, игровой форме рассказать воспитанникам о красоте родного края, познакомить с народными традициями и обрядами, дать представление об истории развития края, его заселении казаками, с казачьей одеждой, о предметах быта и народных ремёслах. 
Работа по этой теме требует много знаний, времени, умений, но когда 
видишь результат этого кропотливого постоянного труда –душа радуется! 
И это проявляется в детях и их родителях. Цель совместной работы семьи 
и детского сада - воспитание патриотизма у дошкольников, любви 
к своей «малой Родине». Ребёнок в дошкольном возрасте впитывает в себя, как губка, много информации. И то, что с малых лет он впитает ( любовь к Родине, своему народу, краю) пронесёт в своей душе по жизни. 


Конспекты занятий 
«Рождение Кубани» 
Беседа для подготовительной группы 

Самой большой рекой была река Кубань. На её высоком берегу, в урочище Карасунский кут заложили переселенцы крепость, построили укрепления. С неё и начинался город Екатеринодар. А вокруг стояли вековые дубы, да камыши шелестели на болотистом берегу Карасуна. 
Осмотрелся атаман Чепега и воскликнул: «Здесь быть граду!». Провели казаки борозду в дикую степь, чтобы обозначить центральную улицу города- Красную и начали строить город. А затем построили ещё 40 станиц по всей земле кубанской. Строительство велось по плану. В центре станицы – площадь, церковь, школа. Хаты – курени казаки строили из местных природных материалов: хворост, камыш, глина, солома. Каркас из камыша и соломы, пол глинобитный, хаты белили, чтобы было красиво. 
Так и жили казаки: выращивали хлеб, сажали виноградники, растили скот. А самое главное охраняли - южные границы от набегов врагов. Земля кубанская стала ещё красивее от нарядных белых хат, цветущих садов и ярких цветов, которыми украшали казачки свои подворья. 
(Показ иллюстраций Екатеринодара, станиц, домов, убранство старых хат куреней, одежды казаков и казачек.) 
Воспитатель: Чем занимаются кубанцы в настоящее время? 
- Кого мы называем тружениками сельского хозяйства? 
- Чем они занимаются? (выращивают овощи, фрукты, ухаживают за птицей, животными). 
- Для чего они этим занимаются? (чтобы было больше молока, яиц, мяса, масла, овощей и фруктов для россиян). 
(рассматривание картин и иллюстраций). 
- Слушание кубанской народной песни «Хлеб всему голова». 
- Загадки о хлебе: 
Рос сперва на воле в поле. 
Летом цвел и колосился. 
А когда обмолотился, 
Он в зерно превратился. 
Из зерна в муку и тесто, 
В магазине занял место. 
Вырос он под синим небом 
И пришел на сто к нам … (хлебом) 

Воспитатель: Кем работают ваши родители? 
Что такое созидательный труд? 
Назовите профессии людей – созидателей и найдите соответствующую картинку. При зажженной свече прочитать легенду «Лебяжий край» Ивана Вараввы 

«Возникновение имен и фамилий на Кубани» 
Программное содержание: продолжать знакомить детей с историей жизни казаков, дать представление о возникновении имен и фамилий, воспитывать интерес к истории жизни казачества. 
Материал: иллюстрации с изображением казаков в различных одеждах ремесленников. 
Ход занятия 
Ребята, а знаете ли вы, что на Кубани живут люди разных национальностей? 
Большинство из них – русские, много украинцев, адыгов, армян, греков, поэтому так разнообразны фамилии и имена наших земляков. 
У одних имена русские: Светлана, Ярослав, у других- греческого , римского происхождения: Андрей, Марина, чьи- то имена пришли с Украины: Оксана, Остап. Есть имена турецкого происхождения- Аскер (воин),персидского- Рустам (богатырь), Арабского – Юнус (голубь), Фарида (Жемчужина), Заира (гостья). 
Имена Паго (курносый), Шумаф (счастливый всадник)- адыгейские. 
- А как зовут ваших друзей- детей других национальностей ? 
А вы знаете , каково происхождение и значение вашего имени? 
Спросите у своих мам и пап , а потом расскажите нам. 
Давайте откроем старинный документ, составленный первым городничим Екатеринодара Данилой Волкорезом для войскового судьи Антона Головатого, в котором перечислены перечислены фамилии первых жителей города: Девятка, Найден, Спичка, Коровка, Задирака, Забыйворота, Бегун, Белоус, Торохтило, Перебейнос, Деревенщик. 
Вот как рассказывал один старожил о происхождении своей фамилии: «Однажды полководец А.В.Суворов навестил в госпитале раненных казаков и увидел немолодого казака, с седым, лихо закрученным усом , спросил: «А ты кто?» - «Я Белый », ответил казак. – «Какой же ты Белый! Ты- Белоус», - улыбнулся полководец. Так и стал мой предок Белоусом!». 
И сегодня на Кубани часто можно встретить людей со своеобразными фамилиями. 
От названия ремесел: Коваль - кузнец, Колесник- колесный мастер, Мельник- работник мельницы, Крамарь- владелец лавки. 
От названия животных и птиц: Горобец – воробей, Журавель- журавль, Пивень – петух, Зозуля- кукушка, Волкодав- собака. Сорока, Синица. О названия внешних признаков: Худик - худой, Лобко - большой лоб, Красуля, Толстопят. 
От прозвищ: Дзюба – обжора, Брехунец - болтун, Танцюра, Костогрыз. 
От имени: Иващенко - Иван, Петренко - Петр, Кондратенко - Кондрат, Игнатенко – Игнат. 
Ребята, как вы думаете, от какого слова произошла ваша фамилия? 
А теперь внимательно посмотрите на картинки и угадайте тех, кого изобразил художник (ответы детей). 


«Жизнь и труд казаков» 
Конспект занятия 

Цель: 
- познакомить детей с орудиями труда казаков, 
-расширять знания детей о жизни и быте первых переселенцев, 
- продолжать учить детей точно и грамотно выражать свои мысли, 
- совершенствовать монологическую речь. 
- воспитывать чувство уважения к нашим предкам. 
Материал: круглая буханка хлеба, иллюстрации, иллюстрации «Орудие труда», «Труд и жизнь казаков», магнитофон, кассета с песнями Кубанского хора. 
Словарная работа: мотыга, борона, серп, буханка, молотьба, сноп, амбар, коса, цепь, лукошко, каравай. 
Предварительная работа: рассматривание фотографий «Музей станицы Ленинградской», рассматривание иллюстраций «Орудие труда», дидактическая игра «Для чего, кому, что нужно?», занятие «Экскурсия в музей станицы Ленинградской», рассматривание иллюстраций «Жизнь переселенцев Кубани», занятие «Рассказ воспитателя об истории Кубани». 
Ход занятия 
Внести буханку хлеба, рассмотреть её, понюхать, дать детям попробовать , затем спросить: 1. Что это? 
2. Что вы можете сказать о хлебе? 
После ответов сказать, что этот хлеб называется буханка, так его называли казаки. Выращивали казаки хлеб сами. При помощи сохи, казаки пахали землю, помогала казаку лошадь. Она всегда была рядом с ним и в труде , и в бою (показать иллюстрацию). 
При помощи бороны боронили землю, а затем сеяли хлеб, использовали для этого лукошко, в него насыпали отборное зерно, а затем рассыпали по полю и опять боронили, как бы присыпая зерна землей (иллюстрация). Когда хлеб поспевал, созревал, его косили косой, собрали в маленькие снопы и ставили в большой сноп. 
Затем цепями выбивали зерна из колосьев (иллюстрация), зерно высушивали и ссыпали в амбары. 
На мельнице мололи зерна в муку (иллюстрация) а затем выпекали буханки хлеба. Это был самый вкусный хлеб, потому что он был пропитан потом казаков. Тяжел был труд казаков, потому что казаки придумали пословицу: «Труд казака кормит, а лень портит». Задать вопросы: 
1. Как вы думаете, легко ли давался хлеб казакам или нет? Почему? 
2. Какие сейчас машины помогают нашим хлеборобам? 
3.Какую пословицу придумали казаки о своем труде? 
Буханки выпекали казачки дома в печах (иллюстрации). В печи пекли хлеб, варили еду, спали на печах, сушили овощи, фрукты, грибы. Печь обогревала и кормила. Если казаки выращивали хлеб, то казачки занимались хозяйством. Вставали казачки затемно, готовили еду казакам: завтрак брали с собой в поле, обычно это был хлеб, мясо, картошка, овощи и обязательно крынка молока. 
А вечером, за столом собиралась вся большая казачья семья и ужинали все вместе: мать, отец, дети и внуки. 
Проводив казака в поле, казачка сначала управлялась по хозяйству: кормила всех, доила корову, выгоняла на пастбище, будила детей. Мальчики постарше уезжали с отцом в поле, а мальчики помладше шли пасти коров, коз, овец, гусей, а девочки оставались при матери, помогали ей по хозяйству. Как только вся скотина была накормлена, казачки брались за другое дело: ткали (иллюстрация), вязали (иллюстрация), пряли (иллюстрация), шили (иллюстрация). Пели песни и придумали про себя пословицу: «Какова пряха, такова на ней и рубаха». 
По праздникам казаки пели песни, танцевали. Послушайте веселую песню из репертуара Кубанского хора. Предложить детям потанцевать, используя кубанские танцевальные движения. Затем задать вопросы: 
1. Как вы думаете, тяжелая или легкая жизнь была у казаков? Почему? 
2. Какие орудия труда они использовали в работе? 
3. Какие орудия труда используются сейчас, работая в поле? 
Провести дидактическую игру «Назови орудие труда». Воспитатель показывает иллюстрацию современной техники, а дети называют орудие труда. Затем предложить детям исполнить песню «Ой, да на Кубани». Обратить внимание, что в песнях поется о труде, жизни казаков, о силе, мужестве, трудолюбии. 


Конспект занятия 

«Знакомство с промышленностью Кубани» 

Программные задачи: дать детям представление о промышленном производстве Краснодарского края, продолжать расширять представление о труде людей края, познакомить детей с новыми профессиями: машиностроитель, газовик, нефтяник, учить использовать в речи стихи, пословицы, поговорки о труде человека труда, уточнить знание детей о технике безопасности при обращении с газом и электричеством, развивать интерес к промышленности Кубани, прививать аккуратность при проведении опытов. 
Материал: иллюстрации «Индустрия края», «Профессия», дидактическая игра «Узнай профессию», кусочки шифера, известняка (мела), песка, ракушечника, глины, для опытов: стаканчик, палочка, вода, цемент. 
Словарная работа: машиностроение, цемент, природный газ, нефть, шифер, известняк. 
Предварительная работа: беседы о полезных ископаемых, опыты и игры с песком и глиной, дидактическая игра «Полезные ископаемые», рассматривание книги «Богатства Кубани», дидактическая игра «Для чего кому что нужно?». 
Ход 
Внести в группу коробку с коллекцией полезных ископаемых. Сказать, что сегодня мы еще многое узнаем о полезных ископаемых. Задать вопросы: 
1. Что это? 
2. Почему их называют полезными? 
3. Почему они ископаемые? 
За последние годы Кубань стране только житницей , но и промышленным краем. Кроме хлеба, мяса, риса, сахара, овощей и фруктов, которые выращивают на Кубани, в Краснодарском крае добывают нефть, природный газ, цемент и др. 
Нефть – это не только горючее для машин, тракторов, самолетов, а еще из нефти делают капроновые нити, красители. 
В Краснодарском крае добывают газ. Кубанский газ идет в Москву, Санкт- Петербург, в Ставропольский край и другие промышленные центры. 
1. У кого дома есть газ? 
2. Как надо обращаться с газом? 
3. Можно или нельзя пользоваться газом без присмотра взрослых и почему? 
Показать детям цемент, определить свойства: сыпучий порошок серого цвета. Предложить детям провести опыт: в стаканчик положить немного цемента, полить немного воды и хорошо перемешать. Цемент – это важный строительный материал, он необходим для сооружения мостов, для постройки домов. 
Предложить детям посмотреть в стаканчик - там застывший цемент- вот какой прочный и хороший строительный материал. 
Кроме цемента в нашем крае из строительных материалов еще добывают известняк, мел, песок, ракушечник, глину. В крае очень много кирпичных заводов. 
Задать вопрос: 
1. У кого дом сложен из кирпича? 
2. Как называется профессия строителя, который строит дом? (каменщик) 
3. А как называется профессия у людей, которые добывают нефть? Газ? 
II часть: Дидактическая игра «Узнай профессию». 
Воспитатель показывает иллюстрацию, а дети называют профессию, предложить детям пословицы, поговорки и стихи о труде: 
Пусть не сердятся родители, 
Что измажутся «строители», 
Потому что тот, кто строит, 
Тот чего – нибудь да стоит. 

Нефть бежит из скважины, 
Словно черная река, 
Буду я нефтяником, 
Хоть и маленький пока. 

Голубое топливо, говорят про газ. 
Буду газовщиком – это в самый раз. 

Машиностроитель - это почет: 
Это машина и самолет. 
Это помощник всюду, везде: 
Маме на кухне, мне и тебе. 

Пословицы и поговорки: 
Труд - дело чести, будь в труде на первом месте. 
За всякое дело берись умело. 
Дело мастера боится. 
Мастера хвалит работа


Категория: Занятия, конспекты | Добавил: zxcvbnmasd
Просмотров: 948 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
1 Марина (MarinaYa)   (11.03.2019 22:09) [Материал]
Спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог