Учебное занятие "Что такое родословная" для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
(2.57 Mb)
29.01.2014, 12:03
Шевцова Светлана Николаевна
заместитель директора, МОУДОД "Центр детского творчества Белгородского района"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО
ЗАНЯТИЯ
«ЧТО ТАКОЕ РОДОСЛОВНАЯ?»
Авторы
Трунова
Оксана Николаевна, директор МОУДОД «Центр детского творчества Белгородского района
Белгородской области»;
Шевцова
Светлана Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУДОД «Центр
детского творчества Белгородского района Белгородской области»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процесс интеграции основного и дополнительного образования предполагает поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательно-воспитательной деятельности, главным из которых может стать формирование гражданских и патриотических, нравственных качеств личности в условиях углубленного изучения и исследования родного края. Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников. Программа «Краевед» модифицированная, разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных связей (краеведения, истории, русского языка, изобразительного и декоративно-прикладного искусства). В рамках реализации данной программы было разработано и проведено учебное занятие «Что такое родословная?» для обучающихся младших классов. Методическая разработка учебного занятия «Что такое родословная?» рекомендовано для работы педагогов дополнительного образования духовно-нравственного и краеведческого направлений, классных руководителей, учителей начальных классов. Данное занятие было проведено в рамках областного семинара для заместителей директоров по воспитательной работе 19 декабря 2013 года «Оценка внеучебных достижений обучающихся» на базе «МОУ Дубовская СОШ».
ТЕМА ЗАНЯТИЯ «ЧТО ТАКОЕ РОДОСЛОВНАЯ?» Обучающие (когнитивная) цели: Организовать деятельность обучающихся по систематизации знаний (представлений) о семье, как о людях, которые живут вместе. Обеспечить закрепление понятий: семья, род, родословная, Организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний о родных и близких, о своей фамилии, имени и отчестве родителей, о своем роде и родословной. Цели, ориентированные на развитие личности обучающегося: создать содержательные и организационные условия для развития у обучающихся умений анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать познавательный объект. Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи. Задачи: - совершенствовать диалогическую и монологическую речь; - закреплять знания о родственных связях слов; - воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям. - формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; развивать чувство гордости за свою семью. Занятия проводится на группе обучающихся, у которых данная программа не реализуется. Класс делится на 5 групп по 5 человек по выбранным цветам бейджев. Ход занятия 1. Организационно-диагностический момент «Давайте познакомимся!». СЛАЙД 1 Добрый день ребята! Позвольте представиться – Светлана Николаевна. Мне бы очень хотелось познакомиться с вами поближе, но как это сделать, ведь вас так много? (Ответы детей) На отдельном столе лежат листочки – бейджи, на которых мы напишем маркером свои имена. Молодцы, Вы все верно сделали. А теперь, чтобы я лучше вас запомнила, станем в круг и, соединяя свои руки, друг за другом назовем («передадим») свои имена, начиная с меня. Давайте все вместе пожелаем хорошего настроения на занятии и пожмём друг другу руки. Великолепно! Посмотрите, друг на друга и скажите, чем вы отличаетесь? (цвет бейджев). Правильно, бейджи имеют различный цвет, мы сейчас объединимся в творческие групп по цветам бейджев – красные объединяются за 1 стол, жёлтые за стол 2, зелёные за стол 3, синий за стол 4 и оранжевые за стол 5. Наше знакомство продолжается. Чтобы лучше узнать друг другу, вам необходимо ответить на вопросы, которые будут появляться на слайдах. СЛАЙД 2 Если «да» Вы поднимаете свою руку. - Кто из вас хорошо учится и старается? - Кто из вас любит шоколадки? - Кто из вас слушается маму и папу? - У кого есть сестра? У кого есть брат? - Кто любит «вкусности» приготовленные бабушкой или мамой? - У кого есть бабушка, дедушка? - Кто дружит с тетей или дядей? Как же много людей, с которыми вы общаетесь, наверняка любите и которые любят вас. Есть ли в русском языке слово, которое могло бы объединить этих людей? семья Как вы думаете, о ком будет идти речь и чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие? СЛАЙД 3 семье 2. Основная часть занятия Что вы думаете, что обозначает слово «семья»? Кого мы можем назвать семьёй? При ответе на этот вопрос, вы в своих группах, можете использовать карточки с картинками, которые лежат у вас на столе. Выберите те, на которых изображены члены семьи? Будьте внимательны, там могут быть картинки-ошибки. Обучающиеся выбирают карточки и откладывают их для дальнейшей работы Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. В славянской мифологии было божество, его считали основателем всего сущего на земле, ему поклонялись как основателю семей, молили о благополучии. Вы можете назвать его имя? Назвать его имя поможет вам отрывок из мультфильма. СЛАЙД 4 (демонстрация отрывка из мультфильма «Князь Владимир», фото) Род Давайте поработаем в творческих группах. Вам необходимо ответить на вопросы (вопросы озвучить и высветить на слайде) Что общего между словами «род» и словом «семья»? СЛАЙД 5 Какие слова появились от имени славянского бога РОДа? Запишите на жёлтом листе как можно больше слов с корнем РОД. (перечисляет группа, у которой наибольшее количество слов) СЛАЙД 6 Давайте попробуем разобрать это слово, оно состоит из двух корней. Вы можете мне их найти? РОД СЛОВ То есть, это слово будет обозначать – разговор, рассказ о роде, семье. на слайде слово СЛАЙД 7 Из года в год из века век – каждый в семье получил свое название. Бабушкой мы называем маму отца или матери. Дедушка – папа матери или отца. На ваших столах остались ещё карточки, обозначающие членов семьи. Они помогут вам ответить на следующие вопросы. Как мы назовём сестру отца или матери, жену дяди? - тётя Как мы назовём сына дочери или сына? - внук Сына брата или сестры? - племянник Мать мужа? – свекровь Отец жены? – тесть СЛАЙД 8-9 по одному щелчку Отложенные карточки с изображениями, нам пригодятся в дальнейшей работе. СЛАЙД 10 «Физкультминутка» Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть... Семь и восемь – лень отбросим. [6] 3. Практическая часть СЛАЙД 11 Как же много у нас всех родственников. У меня их тоже много, посмотрите на слайд. Вот в самом верху я, вот мои мама и папа, дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки. На что похожа моя родословная? на дерево Чтобы их запомнить всех своих близких и дальних родственников учёные придумали «родословное древо». Мы с вами сейчас попробуем составить древо творческой группы. На столах есть заготовки – структуры, есть набранные карточки с изображениями. Из них мы и составим «древо группы». Во главе древа мы ставим девочку или мальчика, или обоих, если они брат и сестра. А далее вы располагаете карточки с родственниками по убывающей. Такой вид родословного древа называется «восходящей». СЛАЙД 12 Выполнение задания СЛАЙД 13 Каждая творческая группа рассказывает о своём древе Мы с вами только на первом этапе создания генеалогического древа. Подскажите, что может помочь нам в написании родословной? Откуда мы можем узнать о своих корнях? СЛАЙД 14 Рассказы родных, Фотографии, архивные книги В архивах хранятся метрические книги, раньше их вели приходские священники и вписывали туда родившихся, умерших, сочетающихся браком. Есть также ревизорские сказки, старинные документы проведенных ревизий в поместьях, губерниях. Рефлексия И вот последнее задание для ваших творческих групп. СЛАЙД 15 На столе лежат разрезанные полоски бумаги, на которых есть начало предложения. Ваша задача его продолжить, высказав своё мнение. Если вас заинтересовала история вашей семьи, вы хотели бы составить свою родословную, то более подробно об источниках, о правилах составления древа вы сможете узнать, записавшись в детское объединение «Музееведы», которое работает в вашей школе. Итог занятия. (все выходят, становятся в круг) Наше занятие подошло к концу. Мы с вами хорошо поработали, узнали новое. Давайте улыбнёмся и поблагодарим друг друга. Спасибо! СЛАЙД 16
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.