Автор: Апрельская Валентина Ивановна
учитель физики МБОУ «СОШ № 11» ИМРСК, п. Рыздвяный
высшая квалификационная категория,
Почётный работник общего образования Российской Федерации.
…всё, что может сделать учитель
- это указать дорожки.
Р. Олдигтон
Какой ты, ученик 21 века? Что тебе по плечу? Как с тобой общаться?
Современный ребёнок рождён в поле информации, входя в него напрямую через подсознание; рождён в интенсивном электромагнитном поле, созданном человеком и добавленном к полю земному, действующему на каждую клеточку организма (наши предки и все предыдущие поколения не подвергались такому мощному воздействию, растущему каждодневно).
По этой причине центральная нервная система, память, нейроэндокринная система, определённые структуры головного мозга отличают сегодняшнего ученика от ученика предыдущего поколения. Иные требуются формы общения, методики и технологии обучения, воспитания, развития; иные образовательные цели: новая роль и функции ученика в образовательном процессе, согласованность целей обучения с индивидуальными потребностями, приобретение актуальных знаний и жизненно важных навыков.
Современные цели образования… как их достичь? Традиционная педагогика всегда отводила ребёнку пассивную роль в обучении и воспитании, отодвигая очень далеко важнейшую задачу развития и образования через собственную деятельность. Перефразируя Т. Эдисона, я скажу, что важнейшая задача современной школы – научить человека мыслить.
Сегодня невозможно представить, что моё поколение только наполняли массой нужной информации и потом проверяли усвоение; лишь содержание отдельных предметов позволяло развиваться мышлению (моё поколение – это поколение учеников, окончивших школу 46 лет назад). Но так мы учились! А как радовались какой - нибудь сказке в конце урока, игре, проводимой учителем (подарок за хорошую работу на уроке). Ни о каких проблемных ситуациях, дидактических играх, нестандартных уроках и приёмах не было и речи. Что уж тут говорить об ИКТ в современном обучении и об интерактивных технологиях в образовании сегодняшнего дня?!
Зёрнышки творчества детей предыдущих поколений прорастали чаще всего только во внеклассной и кружковой работе. Дети моего поколения многое знали назубок. Но: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью», сказал ещё Л. Н. Толстой. Мыслящий, творческий учитель, во все времена осуществлял на уроках обучение через, свою для каждого времени, технологию совместной деятельности ученика и учителя по приобретению знаний. Например, так учительствовал гениальный К.Э. Циолковский.
Наши современные детки! Я работаю в школе 40 лет и могу с уверенностью утверждать, что они - умнички, владеющие самыми последними достижениями в области коммуникации, «как рыба в воде» - в интернете. А сколько всего они умеют! Поэтому общаться с ребёнком сегодня можно лишь погрузившись в этот коммуникативный мир, зная его язык общения. Каждый учитель должен самосовершествоваться, чтобы владеть новыми технологиями, чтобы достичь современных целей образования. Предыдущие поколения смотрят на них с некоторой завистью: «Вот бы и нам такое в наше время! И как это они и где так быстро всему учатся?» А они просто от рождения уже способны жить и легко ориентироваться в этом информационном поле, работать с любыми гаджетами (это мир современного ребёнка), не понимая, как это прадедушка не умеет присылать SMSки и не имеет компьютера; как это он ему не нужен?! Они – достойные дети 21 века!
С самого раннего возраста в семье, затем в школе мы учим наших сегодняшних ребят эффективно пользоваться персональной техникой, которой не было ещё несколько лет назад, так как наш век - это бурное развитие информационных технологий, это беспрецедентные темпы изменения информационного пространства. И очень важно, чтобы оно не стало только средством общения, развлечения, самовыражения!
Родители нового поколения! Берегите своих детей от такой интернет зависимости и ориентируйте только на полезные ресурсы; помните, что дети любят играть - так пусть это будут образовательные интерактивные модули! Помогайте ребёнку! Помогайте учителю, эффективно пользующемуся и обучающему учеников пользоваться интернетом, превращая его в увлекательный путь к знанию.
Будущее образования 21 века – за новыми интернет – технологиями! Исполнится мечта учителей всего мира, так как возможности по использованию информационного пространства интернет в образовательных целях практически безграничны. Именно обучение в интернете и интерактивные технологии сделают обучение индивидуальным, деятельностным! Это новая ступень, новый уровень образования!
Что я думаю о новом времени, какими я вижу моих учеников?
Я не поэтесса, но ответить на эти вопросы хочу вот в такой необычной форме (боюсь назвать это стихами, назову просто моим рифмованным ответом)
Мир фотонных ракет
И катанье под солнечным парусом –
Приготовил нам век пришедший.
Их, конечно, построим Мы
И домчим до пределов Вселенной,
И полёт к городам Луны
Совершим без проблем Мы,
Разогреем немножечко Марс,
Отчего оживёт планета
И появится новый Разум,
Так давно ожидаемый где – то.
Потоки фотонов, нейтронов и гравитонов
Принесли нам весть о рождении Мира!
Их язык расшифрован – мы Мир познаём
И блоху, я знаю, не только теперь подкуём!
Пускай немыслимые роботы заполонили век!
Важней всего на свете – Человек!
А виртуальная реальность?
Только возвысит тебя, Человек.
Интеграция знаний на основе
Глубокого предметного образования
Лишь поможет взрастить
Идеалы добра, милосердия –
Мы сильней и счастливее будем!
И ты, гигантская Вселенная,
Что приоткрыла тайну нам,
Встречай – ка новое поколение
И технарей и лириков,
Достойных удивления!
Какое восхитительное будущее у нового поколения! Какие перспективы, какие возможности использования информационного интернет - пространства. Жаль, что жизнь человека так коротка! Какой она будет через 5 лет? Через 10? Точно знаю, что превзойдёт самые смелые ожидания.
Школа будет иная, родятся новые технологии образования, а компьютерное обучение (как новая обучающая технология), используемое сегодня и которым мы так гордимся (можно осуществлять адаптированное, в зависимости от способностей ученика, обучение; интерактивное обучение, позволяющее индивидуализировать обучение ) и восторгаемся от радости новых возможностей и успехов; не жалеем сил и времени, здоровья для изучения и применения - окажется совсем простым, начальным, в витке образования 21 века, но оно делает своё дело – оно меняют мир.
Какое счастье жить в этом новом мире! Удивительном, прекрасном!
|